«Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».
статья
Семинар для музыкальных руководителей по теме: "Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_gps.docx | 61.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар для музыкальных руководителей по теме «Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Доклад музыкального руководителя МБОУ ЦО №32 строение 4 Герасимовой В.Г.
Тема выступления: «Использование интерактивных обучающих материалов для развития наглядно-образных музыкальных представлений дошкольников».
Слайд 1
Прежде чем начать свое выступление, я хотела бы напомнить слушателям о том, что вообще такое «интерактив», «интерактивные технологии». Это означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы). Микрофон, дебаты, вдвоем, цепочка, снежный ком, синтез мыслей, круг идей, общий проект, ассоциативный цветок, дерево решений, дискуссия, мозговой штурм, викторина, беседа-диалог, «Что? Где? Когда?», а так же многое другое – все это некоторые виды интерактивной работы с детьми. Но… . В наш век бурного развития и внедрения цифровых технологий в сферу образования, в том числе и дошкольного, понятие «интерактивных» методов и технологий приобрело более широкий смысл.
Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.
Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.
Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом, помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя).
Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.
Слайд 2
В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:
- источника информации;
- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- средства хранения необходимых для работы материалов.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современность;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана. Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по основным видам музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Средства новых информационных технологий можно включать во все виды музыкальной деятельности.
Слайд 3
Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…
С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомиться с разными музыкальными жанрами.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Слайд 4, 5
В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.
Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.
Ход игры: красные шарики-девочки, синие шарики-мальчики, экран-пространство зала.
Задача: Найти своё место в зале, согласно схеме.
Слайд 6
Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням.
Слайд 7
Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.
Бабочка присела на цветок,
(Анимация: бабочка летит вверх согласно мелодии распевки, цветок появляется издалека).
Как она красива, ох, ох, ох!
(Анимация: бабочка вращается, затем летит вниз согласно мелодии распевки).
Применение мультимедиа в обучении пению, может значительно повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это различные символы, знаки, наглядные модели.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одну из разновидностей моделей мы рассмотрели в игре «Шарики» Ещё одной из разновидностей является мнемотаблица.
Слайд 8
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Слайд 9
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей. Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет. Направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре.
При проведении досугов можно использовать презентации с различными заданиями. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям.
Слайд 10
Например, презентация «Музыкальные загадки».
Презентации очень помогают при проведении праздников.
Они могут использоваться как часть декорации.
При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы:
Microsoft Office PowerPoint.
ProShow Product, Windows Live Movie Maker (программа для создания видео);
Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
Format Factory (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).
Mimio Stydio(программа для создания интерактивных пособий)
И много-много других. Для удобства пользователей информационных сетей в интернете есть огромное количество сайтов, предоставляющих услуги по конвертированию файлов, нарезке музыки и т.д. абсолютно бесплатно.
Заключение.
Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.
Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Литература:
- Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании».
Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.
- Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
- «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающее- развивающих программ для дошкольного образования»
Учебно-методическое пособие, Москва,2012
- Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде» Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.
- «Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП
Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» в работе с дошкольниками
Здесь представлен материал по работе с детьми-дошкольниками с использованием ИКТ технологий....
Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"
Мы подобрали дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...
«Использование интерактивной доски для развития наглядно-образного мышления, для активизации познавательной деятельности детей»
Информационные технологии в образовательном процессес детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – до...
Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"
Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Дост...
Возможности использования интерактивного обучающего комплекса «Играй и развивайся» при проведении мониторинга дошкольников
Апробирование интерактивного игрового комплекса «Играй и развивайся» на основе сенсора Kinect при проведении мониторинга воспитанников старшего дошкольного возраста в ходе реализации...