Методические рекомендации "Приобщение к национальной культуре посредством игровых технологий"
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Данные методические рекомендации задают цели и задачи, организацию игровой деятельности по приобщению дошкольников к национальной культуре.
Методические рекомендации могут использоваться при планировании совместной деятельности с детьми по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
Издание адресовано работникам дошкольного образования, родителям воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie.docx | 31.12 КБ |
priobshchenie_k_natsionalnoy_kulture.ppt | 638 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Улыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Методические рекомендации
Приобщение к национальной культуре посредством игровых технологий
Шелудько Н.С.,
старший воспитатель,
высшая категория
Аннотация
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Данные методические рекомендации задают цели и задачи, организацию игровой деятельности по приобщению дошкольников к национальной культуре.
Методические рекомендации могут использоваться при планировании совместной деятельности с детьми по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.
Издание адресовано работникам дошкольного образования, родителям воспитанников.
Пояснительная записка
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества в плясках, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории — презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
Знакомить детей, начинаем с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Картотека игр по приобщению к национальной культуре
Герб города
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
2.Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
4.Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.
История родного города
Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
«Что это?»
Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.
Материал: карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.
«Герои русских былин»
Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.
Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Ход игры: в игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
«Поможем художнику»
Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал: силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
2.То же самое, но без образцов.
3.Дети сами придумывают и рисуют,
глядя на образцы.
4.То же самое, но без образцов.
«Почта Татарстана»
Цель: закрепить знания детей о городах Татарстана.
Материал: почтовые конверты, карточки с изображением главных достопримечательностей какого-либо города Татарстана.
Ход игры. Воспитатель дает понятие о том, что почта - связь между людьми.
Назначаются почтальоны и адресаты.
Почтальонам вручаются открытки с изображением достопримечательностей городов Татарстана, а адресатам сообщается название города. Почтальоны должны доставить открытки по адресам.
«Собери целое»
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Найди пару»
Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.
Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
«Декоративное домино»
Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.
«Москва или Казань».
Цель – закрепить у дошкольников знания о столицах России и Татарстана, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, Москвы и Казани.
Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть достопримечательность, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь.
Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
«Республики Поволжья».
Цель – закрепить у дошкольников знания о символики республик Поволжья (флаги и гербы Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, Мордовии, Чувашии, Марий-Эл.
В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями флагов и гербов Республик.
Воспитатель показывает карточку детям, а они, в свою очередь, называют Республику. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, значения изображения на гербе и распределение цветов на флаге. Тогда в процессе усложнения игры, ребенок будет называть не только республику, но и объяснять значение каждого цвета на флаге и изображения на гербе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь.
Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
«Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась»
Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры: предложить детям выбрать силуэт
по желанию и расписать его.
«Русские матрешки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.
Используемая литература
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
4.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
5.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
6.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004
7.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
8. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005
9.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998
10.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
11. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
12.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005
13.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
Линка-Пресс – М. 2003
14.Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
15. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
16. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Улыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Методические рекомендации Приобщение к национальной культуре посредством игровых технологий Шелудько Н.С., старший воспитатель, высшая категория
Аннотация Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Данные методические рекомендации задают цели и задачи, организацию игровой деятельности по приобщению дошкольников к национальной культуре. Методические рекомендации могут использоваться при планировании совместной деятельности с детьми по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. Издание адресовано работникам дошкольного образования, родителям воспитанников.
Пояснительная записка Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории — презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин. Знакомить детей, начинаем с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Концептуальные основы игровой технологии: Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Её задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям: Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества) ; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: - знания методики игровой деятельности; - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Виды педагогических игр очень разнообразны . Они могут различаться: По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.; По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Её значение: - активизирует воспитанников; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъём; - способствует развитию творчества; - максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; - позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
« Г ерб города» Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков. Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте. Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. 1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. 2.Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. 3.Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. 4.Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
История родного города Цепь : закрепить у детей представление об истории родного города. Материалы : игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города. Ход игры . Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку. Примечание . На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок. 12.03.18
12.03.18 «Что это?» Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание. Материал: карточки с изображением предметов одежды. Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение. «Герои русских былин» Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память. Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части. Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
«Народные промыслы» Цель : знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Ход игры : в игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты. Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре. Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить. Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой. 12.03.18
12.03.18 «Поможем художнику» Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора. Материал: силуэты посуды, краски, кисти. Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают. Варианты: 1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают. 2.То же самое, но без образцов. 3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы. 4.То же самое, но без образцов.
«Почта Татарстана» Цель : закрепить знания детей о городах Татарстана. Материал : почтовые конверты, карточки с изображением главных достопримечательностей какого-либо города Татарстана. Ход игры. Воспитатель дает понятие о том, что почта - связь между людьми. Назначаются почтальоны и адресаты. Почтальонам вручаются открытки с изображением достопримечательностей городов Татарстана, а адресатам сообщается название города. Почтальоны должны доставить открытки по адресам.
12.03.18 «Собери целое» Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла. Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей. Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи. «Дорисуй рисунок» Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов. Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски. Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента .
«Найди пару» Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание. Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому. Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи. «Декоративное домино» Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать. Материал: карточки с изображением элементов различных росписей. Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино. 12.03.18
«Москва или Казань». Цель – закрепить у дошкольников знания о столицах России и Татарстана, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание. В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, Москвы и Казани. Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть достопримечательность, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь. Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
«Республики Поволжья». Цель – закрепить у дошкольников знания о символики республик Поволжья (флаги и гербы Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, Мордовии, Чувашии, Марий-Эл . В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями флагов и гербов Республик. Воспитатель показывает карточку детям, а они, в свою очередь, называют Республику. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, значения изображения на гербе и распределение цветов на флаге. Тогда в процессе усложнения игры, ребенок будет называть не только республику, но и объяснять значение каждого цвета на флаге и изображения на гербе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь. Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
12.03.18 «Обведи элемент» Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов. Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть. Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку. «Обведи и раскрась» Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус. Материал: бумажные силуэты, краски, кисти. Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Русские матрешки» Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 2.Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. 3.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010. 4.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5. 5.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6. 6.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004 7.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005 8. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005 9.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998 10.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005 11. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010 12.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005 10.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка-Пресс – М. 2003 Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. 13. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6. 14. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство дошкольников с национальной культурой посредством народных промыслов
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного патриотического воспитания дошкольников....
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...
Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий
В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...
Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».
Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий.
Презинтация на тему "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий."...
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истории и культуре родного края посредством игровых технологий""
В современных условиях одним из главных направлений работы с детьми является нравственно- патриотическое воспитание....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»
План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...