Воспитание экологической культуры посредством игровых технологий
статья
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших
воспитанников любить поле, птиц и цветы».
Д.Рескин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_ekolog_vospitanie_i1.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание экологической культуры посредством игровых технологий»
Автор статьи Фионова.С.В.
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших
воспитанников любить поле, птиц и цветы».
Д.Рескин.
На сегодняшний день экологическое образование является важнейшим направлением в работе дошкольных отделений.
Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которого углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу мои дети были зрелыми не только в физическом и социальном отношении, но и достигли определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Для повышения эффективности экологического образования я использую игровые технологии.
Трудно переоценить вклад игровой технологии в развитие ребёнка, в том числе и в формировании его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познаёт мир природы, получая навык общения с животными и растениями, взаимодействуя с предметами неживой природы усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства.
Игра — это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
В игре своим детям я предоставляю возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Целью моей работы стало формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе посредством игровых технологий.
Использование игровых технологий способствует решению следующих задач:
- Обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- Формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
- Воспитывать интерес к природе и проблемам её охраны.
Изучение развития своих детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровых технологий во многом зависит от грамотного направления работы. При выборе направления работы я учла тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения её всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому педагогический процесс необходимо строить так чтобы игровые технологии были включены во все режимные моменты.
Направления работы:
- Создание предметно-игрового пространства (игровая среда, игровой материал, предметы природы).
- Определение места игровой технологии в педагогическом процессе.
- Педагогический отбор и анализ игр.
- Игровая технология как здоровье сберегающий фактор в экологическом образовании дошкольников.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Игровые технологии по экологическому воспитанию не могут быть успешными только на основе пассивного созерцания. Важное условие успешной работы с детьми – это предметно-игровое пространство, которое будет использовано в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, и пропаганды экологических знаний среди родителей.
В своей группе и на территории детского сада создано богатое предметно-игровое пространство:
*Эколого-научные центры в группе.
* Экологические тропы по территории детского сада и за приделами
*Экологическая библиотека.
*Музыкальный зал.
*Изостудия.
*Альбомы, иллюстрации, выставки работ и поделок.
Игровая технология по экологии включает в себя много других разнообразных видов и форм деятельности и поэтому является универсальной.
Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических (природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками и детьми, родителями. Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение. В моей группе стали традицией такие экологические акции, как:
- «Семечко и зернышко про запас» - сбор семян для посева цветов и для
корма птицам (август- сентябрь).
- «Добрая зима для птиц» - подкормка зимующих птиц (ноябрь-март).
- « В лесу родилась елочка»- против вырубки елок (декабрь).
- « Снежное одеяло для деревьев и кустарников»- сгребание снега под кусты
и деревья от вымерзания (декабрь- февраль).
- « Берегите воду и свет: у кого-то их нет» - экономия воды и света (ко Дню
воды и Дню энергетика).
- « Чистый участок »- ко Дню Земли (апрель).
- « Первоцветы» - весенний период.
- « Украсим Землю цветами», « Посади дерево»- организация цветника, огорода
посадка деревьев, кустов ко Дню защиты и охраны окружающей среды (июнь).
- « Не обижайте муравья» - летний период.
В природоохранную акцию я включаю игровые технологии, что помогает организовать детей и родителей, воспитывать у дошкольников заботливое отношение к природе.
Проводя экскурсию с детьми 5 – 6 лет “Природные явления осенью”, реализую цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного отделения. Здесь возможно провести игру “C какого дерева упал лист?”.
Детки, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению принадлежит этот лист. За правильный ответ я награждаю ребенка зеленым бумажным яблочком. Кто больше набрал “зеленых яблочек” (вешаю детям в виде медальки) – тот и выиграл. Пройдя по отделенной территории дошкольного учреждения, мы отметили с детками все признаки осени (за исключением дождя), увидели вдалеке даже птиц, которые собирались в стаи. Здесь возможно провести игру “Кто больше назовет перелетных птиц?” Дети могут назвать до 7 – 10 перелетных птиц.
В заключение экскурсии можно провести подвижную игру “Воробышки и кошка”. Выбрать водящего – «кошку», а «воробышки» - все остальные детки бегают – «летают» по участку. После слов: «Кошка, кошка – не спеши, воробья ты не лови». «Кошечка» - ребенок стремится поймать любого ребенка – «воробышка». Очень нравится игра детям того же возраста “Осенний урожай”. В корзине лежат овощи и фрукты.
Задача игры: разложить на 1 поднос – овощи, на другой поднос – фрукты, по два человека за игру 2 мин. Кто больше и правильно наберет на 1 поднос – только овощи, на 2 – только фрукты – тот и побеждает. Можно в качестве награды угостить победителя, каким – то фруктом.
Игра — труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют неотделимым друг от друга. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Множество интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет воспитанников вне сада, на участке, в парке, огороде и т.д. Поле деятельности здесь необозримо: посадка растений и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; трудовые десанты по уборке территории. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремления прийти на помощь, гордость за добрый поступок.
Широко применяем в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игровой технологии, а также от эмоционального настроя педагога.
Игровые технологии используются как на специально организованных занятиях, в совместной деятельности самостоятельной деятельности детей.
Сохранить высокую работоспособность воспитанников нам помогает рациональное чередование различных видов и форм работы.
Использование игровой технологии экологического воспитания в различных формах работы:
Экскурсии и походы в природу | Природоохранная деятельность (акции, рейды, десанты, субботники) |
Наблюдения | Театральная деятельность |
Путешествия по экологической тропе | Создание рукописных книг, тематических альбомов, газеты «Экошка» |
Опыты и эксперименты | Моделирование |
Практическая деятельность по уходу за растениями и животными. | Художественная деятельность |
Детские конференции, фестивали | Праздники и развлечения, конкурсы, викторины |
Беседы на экологические темы | Календарь природы |
Использование ТСО | Труд в уголке природы, на земельном участке, сбор коллекций |
Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.
- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
В своей работе я использую экологические игры разного характера, содержания, способа организации. Изучив основные принципы организации экологических игр объединили их в три группы:
- творческие игры (игры, возникающие по инициативе ребенка) (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-ролевые. строительные);
- организованные игры или игры с правилами (игры, возникающие по инициативе взрослого) (дидактические, подвижные, досуговые).
- народные игры (игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа)
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).
Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание мы уделяем дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Мы используем дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов проводим сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города». Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используем не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.
Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Очень интересны детям игры в загадки-описания - в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей. Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. В строительно-конструктивных играх формируем умения замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – песка, снега.
Заметили, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и проверки на практике различных движений.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения. Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
Игровая технология как здоровье сберегающий фактор в экологическом образовании дошкольников.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от дошкольников большого умственного и нервно-психического напряжения. За период дошкольного детства число здоровых детей уменьшается. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Игровая технология в экологическом воспитании обладает многогранным воздействием на процесс сохранения физического, психоэмоционального, социального, духовно-нравственного здоровья.
.
Подвижные игры, экскурсии, походы, трудовые десанты на природе оказывают воздействие на некоторые физические характеристики: преодоление двигательного автоматизма, снятие мышечной напряженности. Дети больше двигаются, развивается выносливость, сила воли.
Укрепление здоровья происходит не только под действием физических нагрузок, но и под
действием свежего воздуха.
Психоэмоциональное здоровье. Игры - драматизации, ролевые, с элементами театрализации оказывают воздействие на психоэмоциональное здоровье. Происходит развитие воображения, творчества. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.
Интеллектуальное здоровье. Элементы поисковой деятельности заключены в подборе материала для исследований. Совершенствуются умения работать с текстом, запоминать и воспроизводить информацию. Игровые занятия способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей (генерация идей, воображение, фантазия.
Социальное здоровье. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнерства, коммуникативного общения. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу.
Духовно-нравственное здоровье. Ролевые игры, праздники, инсценировки (Праздник «Здравствуй, солнышко!» «Птицы – наши друзья», «Фестиваль цветов», «Масленица дорогая! и др.) способствуют духовному росту, формированию у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отраженных в мировоззрении, идейной позиции.
Содружество педагогов и родителей.
Детские годы - самые важные в жизни человека, и как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Очень важно раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребёнка, порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Сама проблема сотрудничества не нова, сегодня она требует творческого, дифференцированного подхода к семье и детям.
Одной из важнейших задач экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного отделения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при сочетании коллективных и индивидуальных форм работы дошкольных учреждений и родителей. Основная цель этой работы – установление непосредственного контакта с семьями воспитанников, пробуждение сознания родителей и возможность донести до них необходимый уровень знаний и умений, чтобы они, в свою очередь, передали их детям.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Наиболее целесообразно комплексное использование различных форм работы с семьей:
* родительские собрания;
* беседы и консультации с родителями;
* анкетирование и опрос;
* рекомендации для родителей в виде наглядных пособий;
* совместное участие детей и родителей в мероприятиях активного отдыха.
Экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, должна быть лично значимой для них. Наиболее значительными для взрослых сведениями являются следующие:
* данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
* информация о зависимости состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды;
* правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
* экология жилища;
* выращивание экологически безопасного урожая;
* комнатные, лекарственные, пищевые растения;
* выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
* домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка;
* развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования на основе игровых технологий;
* информация самого ребёнка о занятиях в детском саду.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в беседах, в совместных походах с детьми. Родительские собрания предполагают обсуждение основных вопросов экологической работы, позволяют знакомиться с взглядами родителей на проблемы воспитания и образования, в частности, на формирование у дошкольников знаний об экологических проблемах. Только родители смогут донести до детей все необходимые знания, которые пригодятся ребёнку, чтобы оградить себя от вредного воздействия окружающей среды.
Содержанием экологической работы с родителями является беседа как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, которая информирует их об основных целях и задачах проблемы. Беседы проходят более результативно, так как имеют вопросно-ответную форму, в ней принимают активное участие все присутствующие родители и члены педагогического коллектива. Беседы расширяют теоретические знания родителей и педагогов, устанавливают более близкие доверительные отношения между ними.
Беседа помогает познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации по распространенным методам работы экологического содержания.
Результатом родительских собраний, бесед экологического содержания является доведение до родителей информации об экологических проблемах, об укреплении и сохранении здоровья детей и в конечном итоге повышения экологической грамотности и экологической культуры взрослого населения, а именно родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей представлены в форме наглядных пособий. Наглядные пособия разрабатываем в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляются в групповой комнате как папки-передвижки в течении года.
Совместная деятельность с детьми:
* участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Опыт показывает, что большинство родителей практически не знают растений, животных, а главное – не могут использовать объекты природы для развития ребёнка;
* участие в экологических праздниках ( не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Так, при проведении праздника «День Земли» можно привлечь родителей к оформлению интерьера группы, к созданию костюмов;
* выполнение домашних заданий. Детям можно предложить дома продолжить ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы её? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? Родителям можно предложить наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок, во время отпуска: на даче, на море.
* совместный уход за животными, растениями (активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье);
* сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков экологического содержания;
* выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т.д.
* помощь в создании библиотеки (к отбору книг, оформлению библиотеки привлекаются и дети, и родители);
* природоохранные акции (уборка территории детского сада, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории);
*создание игрового пространства на участках (родители преображают участки, меняют эстетику ближайшего окружения детей).
Таким образом, экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Результативность работы
Для достижения положительной динамики в воспитании и обучении детей, оценки степени продвижения ребенка в усвоении Программы провожу мониторинг детского развития. В процессе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы руководствуюсь Федеральными государственными стандартами требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, исходя из содержания образовательных областей.
Подводя итог, можно сформулировать следующие основные выводы: игровые технологии экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Приобщение к национальной культуре посредством игровых технологий"
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программ...
Методические рекомендации по теме "Игровая технология как метод воспитания экологической культуры у дошкольников"
Данные материалы представляют игровую технологию как метод воспитания экологической культуры. В рекомендациях есть теория по особенностям экологической игры, классификация и методика организации эколо...
«Воспитание экологической культуры посредством театрализованной деятельности».
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально...
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе"
Консультация для педагогов...
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культуры с использованием современный инновационных технологий
Презентация "Позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством воспитания экологической культурыс использованием современный инновационных технологий"...
Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий.
Презинтация на тему "Формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста как одного из аспектов экономического воспитания посредством игровых технологий."...
Семинар «Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»
В современных условиях проблемы экологического воспитания приобретают особую остроту. Вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня перед нами с...