Педагогическая находка
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну узоров»
Автор работы: Иванова Римма Арефьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Радуга» Моргаушского района
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др. Закрепить умение создавать образ чувашского узора
Развивающие задачи: Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривания чувашской вышивки. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому. Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству чувашского народа.
Речевые задачи: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кĕпе, арçин кĕпи, масмак, пиçиххи, саппун).
Материал: чувашская национальная одежа с вышивкой (женское платье, рубашка, полотенце, фартук, головная повязка - масмак, пояс), ноутбук
Интеграция:
«Музыка»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке.
«Художественное творчество»: развивать способность эстетически оценивать предметы искусства, выражать свое отношение к ним.
«Коммуникация. Чувашский язык» воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к изучению чувашского языка.
«Чтение художественной литературы»: закрепление интереса к произведениям чувашских поэтов.
Предшествующая работа:
Рассматривание чувашской национальной одежды
Чтение сказок, мифов, легенд из чувашского устного народного творчества .
Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор»
Рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак», «Кĕпе», «Три солнца на сурпане»
Ход занятия:
Звучит музыка: песня «Илемле».
Воспитатель. Ребята, сегодня мы полетим на ракете не в космос, а куда сейчас узнаете сами. Сели все на ракету и вместе со мной полетели в мастерскую. Здесь у нас мини музей. Посмотрите, что вы видите?
Дети.
Воспитатель. Правильно.
Рассматривание чувашской одежды:
Воспитатель. Что это за одежда?
Дети: Это чувашская одежда.
Воспитатель. Правильно. Это женское платье – кĕпе., мужская рубашка – арçин кĕпи, головная повязка - масмак, фартук – саппун, пояс - пиçиххи. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?
Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры на ней.
Воспитатель. Ребята, здесь есть еще что-то. Это диск. Посмотрим. что же он нам расскажет.
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и смотрят презентацию (Приложение).
Воспитатель.
Слайд 1.
Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.
Слайд 2.
Чувашских девочек учили вышивать с 6-7 лет. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.
Слайд 3.
А для того чтобы сшить платье и вышить на нем узоры нужно было сначала наткать полотно. Поэтому в каждой деревенской избе стоял ткацкий станок. Работа требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Собрать стебли, вымочить их в воде. Как следует высушив стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали ткани, полотенца, паласы.
Слайд 4.
Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.
Вышивает белый холст до зари
Словно лучиками звезд – посмотри!
Красный шелк – любовь и кровь, и слова,
Шелк зеленый – мир дубрав да трава.
Ладит желтый с голубым на холсте –
Небо с солнцем золотым в высоте,
Черный шелк кладет она - все верней: Мол, земля черна? Черна, шелк черней….(П. Хусангай)
Слайд 5.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Орнамент – древний язык человечества. В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.
-Золотое блюдечко
По небу катается
Людям улыбается
Что это?(солнышко)
Это символ солнца, дающего тепла. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по разному.
-Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняшки
Сорвали все рубашки
Но зимние морозы
В меха его одели(дерево)
Это символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья. Ветки смотрели вверх, тянутся к теплу, к солнцу.
-С хозяином дружит
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.(собака)
А это новый символ чувашского узора- собака. В чувашском орнаменте всех животных изображали так.
-В нем живет моя родня
Мне без нее не жить ни дня
В него стремлюсь всегда и всюду
К нему дорогу не забуду (дом)
Это символ дома….
А теперь игра «Состав узор?»
Игра «Состав узор?»
Воспитатель. Молодцы, все узоры получились правильно.
. Физкультминутка. Игра «Выполни задание»
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание» и посмотреть, как вы знаете чувашский язык. Я буду говорить слова на чувашском языке, а вы выполнять действия по значению этого слова.
Ала супар – хлопают в ладоши
Ала секлер – поднимают руки вверх
Весер – движения полета птиц
Ишер – плавательные движения
Ларар – приседания
Сикер – прыжки
Чупар – бег на месте
Молодцы, ребята.
Слайд 6.
Ребята, что это, как вы думаете?
Дети. Это флаг и герб Чувашской Республики.
Воспитатель. Скажите, а какие элементы чувашского орнамента мы можем увидеть на государственных символах Чувашской Республики?
Дети. Дерево жизни, три солнца.
Воспитатель. Эмблема «Древо жизни» напоминает почитаемый чувашами дерево – дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии. «Три солнца» символизируют солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Три солнца означают чувашское народное понятие «пулнã, пур, пулатпãр» (Были, есть, будем).
Воспитатель.
Слайд 7.
В узорах народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. О чем могут нам рассказать эти узоры?
Игра «Прочитай узор»
Воспитатель. Чувашская вышивка жива и в наше время. Есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков.
Игра « На что похож узор?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...