Педагогическая находка
план-конспект занятия по теме

Иванова Римма Арефьевна

Путешествие в страну узоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzory_zemli_chuvashskoy_1.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Путешествие в страну узоров»

                 

Автор работы: Иванова Римма Арефьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Радуга» Моргаушского района 

Программное содержание: 

Образовательные задачи: продолжать вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др. Закрепить умение создавать образ чувашского узора

Развивающие задачи: Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривания чувашской вышивки. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому. Формировать интерес к декоративно- прикладному искусству чувашского народа. 

Речевые задачи: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кĕпе, арçин кĕпи, масмак, пиçиххи, саппун).

Материал:  чувашская национальная одежа с вышивкой (женское платье, рубашка, полотенце, фартук, головная повязка - масмак, пояс), ноутбук


Интеграция:

«Музыка»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке.

«Художественное творчество»: развивать способность эстетически оценивать предметы искусства, выражать свое отношение к ним.

«Коммуникация. Чувашский язык» воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к изучению чувашского языка.

«Чтение художественной литературы»: закрепление интереса к произведениям чувашских поэтов. 

Предшествующая работа: 


  • Рассматривание чувашской национальной одежды

  • Чтение сказок, мифов, легенд из чувашского  устного народного творчества .

  • Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор» 

  • Рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак», «Кĕпе», «Три солнца на сурпане» 



Ход занятия:

Звучит музыка: песня «Илемле».

Воспитатель. Ребята, сегодня мы полетим на ракете не в космос, а куда сейчас узнаете сами. Сели все на ракету и вместе со мной полетели в мастерскую. Здесь у нас мини музей. Посмотрите, что вы видите? 

Дети. 

Воспитатель. Правильно. 

Рассматривание чувашской одежды: 

Воспитатель. Что это за одежда? 

Дети: Это чувашская одежда. 

Воспитатель. Правильно. Это женское платье – кĕпе., мужская рубашка – арçин кĕпи, головная повязка - масмак, фартук – саппун, пояс - пиçиххи. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми? 

Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры на ней. 

Воспитатель. Ребята, здесь есть еще что-то. Это диск. Посмотрим. что же он нам расскажет.

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и смотрят презентацию (Приложение).

Воспитатель. 

Слайд 1.

Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.

Слайд 2.

Чувашских девочек учили вышивать с 6-7 лет. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.

Слайд 3.

А для того чтобы сшить платье и вышить на нем узоры нужно было сначала наткать полотно. Поэтому в каждой деревенской избе стоял ткацкий станок. Работа требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Собрать стебли, вымочить их в воде. Как следует высушив стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали ткани, полотенца, паласы.

Слайд 4.

Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого цвета. Каждый цвет что-то символизировал.

Вышивает белый холст до зари

Словно лучиками звезд – посмотри!

Красный шелк – любовь и кровь, и слова,

Шелк зеленый – мир дубрав да трава.

Ладит желтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Черный шелк кладет она - все верней: Мол, земля черна? Черна, шелк черней….(П. Хусангай)

Слайд 5.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Орнамент – древний язык человечества. В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки.

-Золотое блюдечко

По небу катается

Людям улыбается

Что это?(солнышко)

Это символ солнца, дающего тепла. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по разному.

-Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняшки

Сорвали все рубашки

Но зимние морозы

В меха его одели(дерево)

Это символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья. Ветки смотрели вверх, тянутся к теплу, к солнцу.

-С хозяином дружит

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.(собака)

А это новый символ чувашского узора- собака. В чувашском орнаменте всех животных изображали так.

-В нем живет моя родня

Мне без нее не жить ни дня

В него стремлюсь всегда и всюду

К нему дорогу не забуду (дом)

Это символ дома….

А теперь игра  «Состав узор?»

Игра «Состав узор?»

Воспитатель. Молодцы, все узоры  получились правильно.

. Физкультминутка. Игра «Выполни задание»

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание» и посмотреть, как вы знаете чувашский язык. Я буду говорить слова на чувашском языке, а вы выполнять действия по значению этого слова.

Ала супар – хлопают в ладоши

Ала секлер – поднимают руки вверх

Весер – движения полета птиц

Ишер – плавательные движения

Ларар – приседания

Сикер – прыжки

Чупар – бег на месте

Молодцы, ребята.

Слайд 6.

Ребята, что это, как вы думаете?

Дети. Это флаг и герб Чувашской Республики. 

Воспитатель. Скажите, а какие элементы чувашского орнамента мы можем увидеть на государственных символах Чувашской Республики? 

Дети. Дерево жизни, три солнца. 

Воспитатель. Эмблема «Древо жизни» напоминает почитаемый чувашами дерево – дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии. «Три солнца» символизируют солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Три солнца означают чувашское народное понятие «пулнã, пур, пулатпãр» (Были, есть, будем).

Воспитатель.

Слайд 7.

В узорах народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине, народу. По узорам вышивки можно было узнать о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. О чем могут нам рассказать эти узоры?

Игра «Прочитай узор»

Воспитатель.  Чувашская вышивка жива и в наше время. Есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков. 

Игра « На что похож узор?»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...