Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Моя педагогическая находка
«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников, на основе использования одного из видов практической деятельности, является технология лэпбукинг.
«Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
«Лэпбукинг» - американская технология. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, их обобщения и систематизации. Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно.
А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы);
2) разработка лэпбука (составление плана);
3) выполнение (практическая часть);
4) подведение итогов.
Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?
- Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку
- Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
- Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий:
- в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
- в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше, т.е. для старшей и подготовительной группы.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбуков:
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
- структурирует большой объем данных
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослыми
- развивает креативность и творческое мышление
- простой способ запоминания
- Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Существуют разновидности тематических папок в зависимости от назначения:
- учебные,
- игровые,
- праздничные,
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге).
Так же отличают в зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами,
- папка с 3-5 разворотами,
- книжка-гармошка,
- фигурная папка.
Организация материала:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д. [3]
С чего начать? тема - план - макет - оформление
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.
Темы могут быть как широкие («Правила дорожного движения», «Времена года»), так и узкие («Светофорчик», «Зима»).
После избрания темы, пишется план и разрабатывается эскиз. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Так мною был создан проект лэпбука «Кудерек» и «Долаана», данный проект предназначен для детей старшего возраста.
Цель проекта – научить детей понимать и говорить, любить тувинский язык.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с игровыми персонажами Кудерек и Долаана;
-продолжать знакомить детей с тувинскими словами: название утвари юрты, посуды, национальной одежды мальчика и девочки и др., например: молоток-маска;
-воспитывать у детей патриотические чувства.
Были оформлены кармашки, в которых находятся конверты в лэпбуке «Долаана» - кармашки «Долаана мен, таныжынар!», «Кыс кижинин хептери», «Аяк-сава аймаа», «Хээлерни чыып ойнаалы», «Ава дугайында улегер домактар»
Лэпбуке «Кудерек»- кармашки «Кудерек мен, таныжынар», «Тыва эр кижинин уш оюну», «Тыва эр кижинин хептери», «Улегер домактар», «Хурештин аргалары», «Эр кижинин херекселдери»
В итоге, лэпбук Кудерек и Долаана был демонстрирован в кожуунной выставке в рамках реализации образовательной программы «Торээн Тывам/Моя родная Тува» и удостоен диплома III степени «Лучшая авторская игра», 2021 году среди педагогических работников ДОУ Монгун-Тайгинского кожууна.
Таким образом, ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Подводя итог можно выделить следующие планируемые результаты применения технологии «Лэпбукинг»
- дети активнее станут взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к участию в совместной деятельности. Повысятся познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Использованная литература и интернет-ресурс:
- Невесенко В. «Лэпбук как новый способ систематизации знаний», https://www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-znanij-8781, (дата обращения 15.04.2019г.)
- Пуляевская А. «Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение», https://nitforyou.com/lepbuk/, (дата обращения 15.04.2019г.)
- Свиридова И. ««Лэпбук» как современное средство обучения дошкольного возраста», https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/ljepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obuchenija-doshkolnogo-vozrasta, (дата обращения 15.04.2019г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на конкурс воспитатель года "Призвание-воспитатель детского сада"
В 2014 и 2015 году я участвовала в муниципальном этапе Республиканского конкурса "Воспитатель года". В 2015 я стала финалистом конкурса "Воспитатель года-2015"...
Консультация для воспитателей детского сада "Инновационные здоровьесберегающие технологии"
Консультация для воспитателей детского сада "Инновационные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в ДОО" рассказывает о нетрадиционном оборудовании и технологиях в детском саду...
План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»
План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...
Семинар для воспитателей детского сада на тему: Технология "Волшебная Лупа"
Семинар для воспитателей детского сада...
Открытое педагогическое мероприятие в старшей группе по музыке "В гости Метелице". Конкурс "Воспитатель года-2022" среди воспитателей детского сада
Открытое педагогическое мероприятие по музыке в старшей группе «В гости Метелице»Задачи: Обучающие: развивать музыкально-творческие способности, умение замечать красоту звучащего слова и з...
«Педагогическая находка» Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия"., которая непосредственно относится к технологии ТР...
Семинар для воспитателей детского сада "Знакомство с технологией Активных методов Обучения"
Технология Активных Методов Обучения превращает скучную образовательную деятельность в занимательную и живую игру. Этому может научить модератор, владеющий технологией....