Этнокультура
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр
в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Выполнила Тетерюк Анна Николаевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко»
Сахалинская область
Корсаковский городской округ
Февраль
2017
Введение
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, без духовной жизни русского народа. Без знаний о культуре своего народа мы не можем наглядно демонстрировать его моральные, эстетические ценности, художественный вкус. Поэтому сейчас устное народное творчество хорошо отражается и в дошкольном образовании, где воспитывается подрастающее поколение. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства своей страны, своего региона.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста этническую культуру через дидактические игры.
Задачи:
- Дать представление детям старшего дошкольного возраста о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Глава I. Сущность этнической культуры в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, изучению опыта другого народа, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития исторического опыта народа.
К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…» «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».
Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление этнической культурной функции. Дети должны изучать культуру своего народа и народа других стран. Также в настоящее время в дошкольных учреждениях происходит освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения своего региона и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.
Освоение детьми старшего дошкольного возраста элементов народного искусства происходит наиболее успешно в образовательной деятельности, а также в режимных моментах. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов народного искусства в содержание занятий, в частности по изобразительной деятельности и художественному конструированию, а также в содержание дидактических игр.
Дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития и подготовки к обучению в школе, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. Велики возможности дидактических игр и в этническом культурном воспитании детей.
Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием традиций народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу, а также отношение к ним. Дидактическая игра как форма обучения помогает непосредственно в процессе игры приобретать знания, усваивать понятия, обобщать, сравнивать.
Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, выявляет черты личности и характера. В игре ребёнок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, но и формирует опыт совместной деятельности со сверстниками, вновь эмоционально переживает знакомые ситуации.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами, например, нанизывая бусины, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы. Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнической культурной действительностью и в наши дни.
Система дидактических игр этнического культурного содержания, на мой взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать положительный эмоциональный настрой, учить детей обобщать, сравнивать предметы своего народа с другими, а также воспитывать самостоятельность и уважительное отношение к другим народам, изучая их культуру и быт.
В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнической культуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками, а также в режимных моментах, то есть во всех видах образовательной деятельности.
Таким образом, дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер. Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры. От простого к сложному. При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех). Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей. Дети старшего дошкольного возраста активно включаются в процесс изготовления дидактических игр вместе с педагогом, так как это воспитывает усидчивость, самостоятельно и через изготовление этих игр дети постепенно внедряются в культуру того или иного народа.
Глава II. Дидактическая игра как средство приобщения детей к этнической культуре.
Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться на занятиях в разных видах деятельности и в режимных моментах.
1. «Найди картинку»
Цель: Побуждение детей к нахождению предмета по описанию, расширение знаний о предметах быта.
Материалы: Предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.
2.«Поиграем в сказки»
Цель: Закрепление знаний детей о народных сказках, о национальных героях. Игровые действия: При помощи известного сказочного персонажа (например, Буратино) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребенку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.
Материалы: Картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка, фишки.
3. «Театр народных игрушек»
Цель: Расширение знаний детей о народных промыслах.
Игровые действия: Ребенок выполняет роль артиста. Он рассказывает о народной игрушке, которая ему больше всего понравилась.
5. «Магазин одежды»
Цель: Формирование представлений о национальных костюмах по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске.
Игровые действия: Дети, выполняя роль покупателей, рассказывают по карточкам что необходимо им нужно для определенного народа, какую одежду подобрать на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей, которые выполняют роль продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.
Материалы: Карточки с изображением деталей национальных костюмов, кокошник, тюбетейка).
6. «Чей дом?»
Цель: Уточнение и расширение представлений о многообразии материальной культуры народов мира на основе их жилищ.
Игровые действия: Сравнение, соотнесение предметов национального быта.
Материалы: Два вида карточек - с изображением жилищ (чум, хата, юрта) и людей в национальных одеждах (Ивенки, Нифхи т.д.). Дети должны соотнести каждое жилище с людьми в национальных одеждах.
7. «Кто, где живет?»
Цель: Учить детей соотносить представителей животного мира со средой их обитания.
Игровые действия: Дети делятся на две команды «Юг» и «Север» и по словесному сигналу («Холодно», «Тепло») выбирают карточки с изображением животных и растений и размещают их на своей карте.
Материалы: Схематические карты севера и юга своего региона.
8. «Придумай сказку-загадку»
Цель: Закрепление знаний детей о народных сказках.
Игровые действия: Ребенок берет из чудо-мешочка любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.
Таким образом, в результате занятий со старшими дошкольниками дидактическими народными играми во всех видах образовательной деятельности отмечается повышение этнического культурного уровня детей, развитие самостоятельности, доброжелательности.
Список использованной литературы:
- Этнология / Под ред. Миськовой Е. В., Мехедова Н. Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура», 2005. – 624 с.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультура, как основа развития современного дошкольника
Рассматривается опыт работы со старшими дошкольниками по воспитанию этнокультуры в условиях ДОУ....
Воспитание интереса к этнокультуре у дошкольников.
Перспективное планирование на год....
Тема: Педагогические условия приобщения детей 6-7 лет к русской этнокультуре на основе народных праздников
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, - не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
Этнокультура в нравственно-патриотическом воспитании.
Мордовский край представляет собой территорию, населенную различными этносами....
Особенности формирования этнокультуры дошкольников в процессе знакомства с защитниками Отечества.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции....
Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном творчестве дошкольников.
Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном торчестве дошкольников....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ.
На протяжении многих лет в нашем марийском национальном детском саду идет работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Этнокультурный компонент позволяет соз...
- Мне нравится (1)