Особенности формирования этнокультуры дошкольников в процессе знакомства с защитниками Отечества.
методическая разработка на тему

Мудрецова Елена Юрьевна

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования этнокультуры дошкольников в процессе знакомства с защитниками Отечества.

Е.Ю.Мудрецова

МДОУ "Детский сад № 36 комбинированного вида" (Саранск)

                В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

              Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребёнка в духе патриотизма.

             Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т.к. именно в этом возрасте в сознании ребёнка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

              Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс, требующий большой личной убеждённости и вдохновения.

            Для педагогов, работающих с дошкольниками, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда важен и актуален.

            Не случайно именно сейчас коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.

            Воспитание патриота, любящего свою Родину, не может быть успешным без глубокого познания истории своего народа, его культуры. каждый край знаменит тем, что здесь жили люди, которые известны всей стране, и даже всему миру. Очень важно, что дети старшего дошкольного возраста знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие боевые и трудовые подвиги совершены на этой земле.

            Поэтому в рамках инновационной деятельности " Формирование толерантного поведения детей дошкольного возраста в условиях поликультурного окружения", реализуемой в нашем дошкольном учреждении, мною был разработан проект "Федор Ушаков - защитник Отечества" для детей старшего школьного возраста.

            Народ России всегда защищал своё Отечество, родную землю от врагов. Важная задача, стоящая перед родителями, педагогами - воспитать человека, способного гордиться своим Отечеством, уважать и защищать его. Обидно, что сейчас дети куда лучше знают о подвигах американского киногероя Рембо, чем о героях русской истории: Александре Невском, М. В. Ломоносове, М.И.Кутузове, А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове.

            Так возникла проблема моего проекта: у детей недостаточно знаний об Ф.Ушакове. Поэтому я поставила перед собой цель: познакомить детей с жизнью и подвигами адмирала российского флота Ф.Ф.Ушакова, который имел корни в нашем Мордовском крае. А также определила задачи:

  • провести анализ научно - методической литературы по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
  • изучить литературу по ознакомлению с жизнью и деятельностью Ф.Ф.Ушакова;

разработать комплекс мероприятий по повышению уровня патриотического воспитания старших дошкольников.

             Считаю, что в результате изучения материала по данной теме у дошкольников повысится уровень знаний об Ушакове - защитнике Отечества, расширится кругозор и сформируются чувства патриотизма.

            Свою работу я начала с изучения и подбора литературы. Сначала собрала информационный материал для педагогов, родителей и детей дошкольного возраста о жизни и деятельности Ф.Ушакова, о Санксарском монастыре, о Свято - Фёдоровском кафедральном соборе. Подготовила необходимый фотоматериал, который сканировала из разных источников. Составила картотеку пословиц и поговорок о защитниках Отечества, разработала интегрированную деятельность с детьми и развлечения. Так же оформила выставку детских рисунков совместно с родителями на морскую тематику.

Присягаешь на верность Отечеству,

Исполняешь свой воинский долг

От беды защищать человечество

Наступил неизбежный твой срок.

           Героико - патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм. мужество. стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины - эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. Поэтому ознакомление с Ф.Ушаковым включено в перспективный план по ознакомлению детей с городом Саранском в старшей и подготовительной к школе группах.

           Работа по данной теме велась планомерно в разных видах деятельности.

             Чтобы детям было интересно, старалась преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинала с того, что вместе с детьми читали книги: "Они защищали Москву" С.Алексеева, "Твои защитники" Л.Кассиля и др. Беседовали по содержанию прочитанного и прежде всего о защитниках Отечества:

- Кто такие защитники Отечества?

-Какими они должны быть?

-Хотели бы вы быть похожими на них?

-Что главное для защитника Отечества?

             Детям было дано задание - узнать у родителей о героях русской истории. Многие родители охотно откликнулись. В результате дети узнали о М.И.Кутузове, А.В.Суворове.

            Так же дети учили стихи, пословицы, поговорки о защитниках; рисовали на морскую тематику; слушали музыку Н.А.Римского - Корсакова "Море", шум прибоя в грамзаписи; пели песни "Крейсер Аврора"-муз. В. Шаинского, "Морской капитан"- муз. М.Протасова, "Юнги"- муз. Е.Шмакова. Во время работы над данной темой я поняла, что детям это интересно. Они увлечённо слушали и запоминали.

            После предварительной работы я познакомила детей с жизнью и подвигами русского флотоводца, адмирала Ф.Ф.Ушакова. А так же рассказала, как люди помнят о героях русской истории и, в частности, как чтят память об Ушакове в нашей республике, какие достопримечательности в его честь есть городе Саранске. Наши дети хорошо знают бульвар Ушакова в центре города, Свято-Федоровский кафедральный собор - главный храм Республики Мордовии, памятник адмиралу Российского флота Ф.Ф.Ушакову.

            Литературный праздник "Аты - баты - вот такие мы солдаты", который мы провели, вызвал у детей положительные эмоции. Ведь праздники героико -патриотической тематики одновременно и учат и воспитывают наших детей. здесь они по - настоящему играют в военных, маршируют в строю, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность.

           Конечно, вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Но она необходима, так как создаёт благоприятные условия для воспитания у дошкольников любви к Родине и её защитникам. Знакомя с именем Ф.Ушакова, мы приобщаем детей к культуре и искусству родного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование гражданских чувств у дошкольников в процессе знакомства с Великой Отечественной войной.

«У страны должны быть герои,и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которыхсегодняшние  поколения могли бывоспитываться и воспитывать своихдетей. Это очень важно!»...

Формирование этнокультуры дошкольников средствами подвижных игр

Подвижная игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка....

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СМЫСЛОВОЙ ОСНОВЫ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».......

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования у старших дошкольников осознанного отношения к государственным праздникам, развития понимания смысловой основы праздника. Раскрываются теоретиче...

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Дидактическая игра как средство формирования этнокультуры дошкольников»

Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. Поэтому планируется создание в группе этнокультурного образовательного пространства, которое охватывает широкий...