Этнокультура, как основа развития современного дошкольника
статья по теме

Рассматривается опыт работы со старшими дошкольниками по воспитанию этнокультуры в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanna_konkurs.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 20 «Алиса»

города Димитровграда Ульяновской области

Автор: Жанна Николаевна Зубанова

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

Тема:  «Этнокультура, как основа развития современного дошкольника»

Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее  актуальной, так как в Ульяновской области проживают граждане 112 национальностей. Наиболее многочисленно в Ульяновской области представлены следующие этносы: русские –72,65 % от общего количества населения области; татары –12,21 %; чуваши –8,0 %; мордва –8,05 %. Также проживают представители малочисленных этносов: албанцы, афганцы, евреи грузинские, евреи среднеазиатские, украинцы, абазинов, бесермянины, азербайджанцы, белорусы, немцы,  башкиры,  таджики, узбеки и др. Все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого своё видение мира, поэтому общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не существует. Отсутствие конкретной национальной идеи, способной объединить общество, создаёт определённые трудности в решении задач воспитания подрастающего поколения.  

Начавшиеся в нашей стране процессы модернизации образования дают толчок для творческого развития и самореализации каждого человека сфере формирования толерантной личности дошкольника средствами национальной культуры.  Федеральными государственными требованиями определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [7]. У современных дошкольных учреждений в этом плане своя роль. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою культуру, историю, самобытность, что влечёт за собой особенности в воспитании и обучении. В связи с этим в наше время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К.Ушинский писал: Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [8, С. 161].  

Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры [2, С. 24].

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека.  Учитывая тот факт, что наш регион с преобладающим русским населением  этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру русского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами.  

Цель нашей работы  - это помочь ребёнку раскрыть мир национальных культур, сформировать многосторонние представления о многообразии культур в Ульяновской области; создать условия для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями и традициями; воспитать положительное отношение к культурным различиям народов.    

Формирование культурного поля ребёнка во многом зависит от линейности работы всех участников образовательного процесса, поэтому этнокультурное воспитание в нашем ДОУ ведётся в трёх направлениях: работа с воспитателями, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников. Вся работа делится на блоки: «Культура моего народа», «Край Симбирский - Край Родной», «Я, ты, он, она – вместе целая страна».  Нами разработан план работы с родителями и воспитателями,  перспективное планирование мероприятий  с детьми, с учётом интеграции образовательных областей; конспекты непосредственно /организованной/ образовательной деятельности с детьми, подобран иллюстративный и практический материал, разработаны сценарии национальных праздников и развлечений.  

При разработке методического материала для работы с детьми мы учитывали доступность знаний для ребёнка, соотнесения их с его личным опытом и повседневной жизнью. Так блок «Культура моего народа» включает игровые – познавательные мероприятия по ознакомлению детей с национальностями жителей родного региона: русская национальная культура, татарская национальная культура, чувашская национальная культура, мордовская национальная культура. В соответствии с этим работа построена таким образом, что на организованных и в самостоятельных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени — брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Цикл мероприятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры проходит в мини – музее «Русская изба», созданном при поддержке родителей. Русская изба — символ жизненного уклада русского народа. Здесь тоже собран материал, касающегося жизненного уклада русского народа: расшитые рушники, люлька, прялка, национальная одежда и посуда. Именно здесь должны сосредоточены краеведческий, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное нашим воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее. Здесь дети знакомятся с предметами русского быта через деятельность с этими вещами, через собственный опыт. Знакомство с национальной одеждой, кухней, играми, музыкой и песнями, народным фольклором — вот направления работы по этнокультуре с детьми. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.  Конечно же, весь материал подается в игровой и непринужденной работе. В игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется действительность, имитирующая реальные действия. Почти вся непосредственно /организованная/ образовательная деятельность носит интегрированный характер. Дети  могут смотреть видеоматериал, слушать музыку, принимать участие в практической деятельности: выполнять аппликации, мастерить поделки народного промысла, рисовать и вырезать разнообразные орнаменты, изготовить обрядовую тряпичную куклу, расписать матрешку, читать стихи, играть в дидактическую игру и т.д. В учебно-игровой, музыкальной, театрализованной деятельности воспитатели стремятся обогатить речь детей терминами нравственно-духовного направления, этнокультурного обучения.                                            

Реализация блока «Край Симбирский - Край Родной» знакомит детей с работой симбирских мастеров /деревянное зодчество, кузнечное дело, ткачество, гончарное искусство/. Основными формами работы по данному блоку являются – экскурсии по городу и в Краеведческий музей города, рассматривание тематических альбомов и иллюстраций, художественное творчество детей. Для повышения активности детей и организация взаимодействия с родителями мы используем проектную технологию. Так был реализован проект «Симбирские мастера» итогом которого была презентация на тему: «Деревянное зодчество симбирской губернии». Работа по блоку «Я, ты, он, она – вместе целая страна» представляет собой преимущественно «путешествие» по России, ознакомление с народами России особенностями их быта и традиций. С этой целью мы использует ИКТ – технологии. С помощью современных компьютерных технологий и программ /PowerPoint – презентаций/, музыкальных инструментариев /компьютерные музыкальные программы, синтезаторы/, а также сети Интернет ведём работу по подбору материалов для ознакомления детей с нашей многонациональной Россией, даём детям  возможность прослушать народные, этнические мелодии, песни, послушать национальный язык, сказку.

Организуя работу с воспитателями, основная цель направлена на обмен опытом в области этнокультурного воспитания детей, а также работа по подбору необходимого материала и пополнение развивающей сред, разработка практического материала для работы с детьми. Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.

Целью взаимодействия с семьями воспитанников является передача  объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. Для этой цели с родителями проводятся консультации: «Нравственное воспитание личности ребёнка через традиции своего народа», «Народные традиции в моей семье», вовлекаем  родителей в совместные мероприятия при организации экскурсий, праздников «Каждый ребёнок имеет право» и развлечений «Моя Россия», «Путешествие по Волге», «А у солнышка лучи яркие»; в «Неделю национальных игр», к пополнению развивающей среды при создании мини – музеев «Русская изба», «Народная культура».

Достижениями в нашей работе считаю:

Разработана система мероприятий для погружения дошкольников в окружающую этническую среду региона;

Сформированы основы поликультурного сознания дошкольников;

Оформлено предметно-развивающее пространство для ознакомления детей с разными национальностями;

Участие и победа наших воспитанников в городских и областных смотрах–  конкурсах и фестивалях детского народного творчества / в 2008 г. осуществлялась подготовка и участие троих детей в областном фестивале детского творчества «Симбирёнок» в номинациях «Декоративно-прикладное искусство» и «Юный художник». В  2010 г воспитанника Фёдорова Александра стала победителем городского этапа областного детского фестиваля  чувашского  народного творчества «Путене!», в 2011 г воспитанники ДОУ стали Лауреатами городского фестиваля детского музыкального творчества «Счастливый мир детства», с 2010 г. по 2012 г наши воспитанники являются лауреатами городского детского музыкального фестиваля «Все сказки к нам», в 2012 г. стали участниками VIII Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», который проводился в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Учредитель Конкурса – Московская Патриархия. В 2011г. – коллектив ДОУ стал победителем в городском смотр-конкурс "Организация мини-музеев и пространств», в 2011 г.  – коллектив ДОУ стал победителем в городском смотре – конкурсе «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»/.

 

Литература.

1. Афанасьева А. Б. Дни погружения в фольклорную тему //Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д, 2004.

2. Акбаева Л.Н. Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» Журнал Бiлiм-Образование, 2004 № 3,  с 24

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. – 2002. – № 42.

4. Концепция национальной образовательной политики РФ //Народное образование. – 2007. – № 1.

5. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально-личностного

развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Баласс, 2007.

6. Муналбаева У.Д. «Атамекен – очаг духовного воспитания», Журнал Бiлiм-Образование 2004.-№ 4.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

8. Ушинский К.Д. М, «Педагогика» 1988 г, Собр.соч.Т.2,с 161

Заявка на участие в Межрегиональной научно – практической конференции «Этнокультурная образовательная среда как ресурс регионального развития»

1

Фамилия, имя, отчество: Зубанова Жанна Николаевна

2

Представляемая организация (место работы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 20 «Алиса» города Димитровграда Ульяновской области

3

Должность: Заместитель заведующего по учебно – воспитательной работе

4

Учёная степень, звание: Нет

5

Название статьи: «Этнокультура, как основа развития современного дошкольника»

6

Почтовый адрес: Россия,  433502,  Ульяновская область, г. Димитровград, улица Вокзальная, дом 87.

7

Контактный телефон: 8-/84235/-5-70-62, E – mail: http://алиса–сад.рф

8

Даю согласие на обработку своих персональных данных при проведении конференции

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...

Доклад на тему: «Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника».

Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника...

Основы развития саморегуляции дошкольника

Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками очень важен, и этому нужно учиться с раннего детства. В помощь педагогам и родителям была ...

Занятие с элементами тренинга для родителей детей младших групп. Тема: «Семья как основа развития личности дошкольника».

В ходе занятия используются следующие формы и методы работы: психогимнастические упражнения, работа в подгруппах, тест «Модель семьи», мозговой штурм, аудиозаписи с голосами детей, презентация «Моя се...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...