Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном творчестве дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Мельникова Ольга Васильевна

Этнокультура Хакасии в декоративно-прикладном торчестве дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.

В последние годы усилилось внимание к национальной культуре , быту , языку, возросла тяга к познанию ценностей этнической культуры  , обычаев .

Наш детский сад реализует принцип  этнокультурной соотнесенности образования . Педагоги с детства приобщают детей к истокам народной культуры, , прививают любовь к родному краю – Хакасии .

Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям народа , которые прочнее всего хранятся в народном искусстве . Отличием народного искусства является то , что главным принципом становится преемственность традиций и  благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры .

Народное искусство образно , красочно, оригинально по своему замыслу . Оно доступно  детскому восприятию , так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно , в простых , лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира .  Орнаменты , используемые народными мастерами , включают в себя цветы , ягоды , листья, которые ребенок встречает в лесу , поле , на прогулке . В резных и чеканных изделиях народных  мастеров Хакасии можно увидеть представителей животного мира края .

Знакомить  детей с хакасской культурой я начинаю в средней группе , рассматривая женский национальный костюм  и украшающий его орнамент , изучая основную цветовую гамму наряда . Рассказываю , что чаще всего народными мастерами используется растительный узор его чередование и повтор. Стоит отметить, что в хакасских орнаментах преобладают яркие , насыщенные тона : оранжевый , красный , малиновый , синий , лиловый , зеленый . Желтый цвет считается «грустным» , «нехорошим» и используется крайне редко . Предлагаю детям заготовленные шаблоны национального орнамента разместить на листе бумаги для обведения и самостоятельного раскрашивания . Нацеливаю на соблюдение основных принципов народного узора – выбор цвета, чередования элементов .

В дальнейшем мы подробнее знакомимся с элементами национальной одежды и ее особенностями.  Отдельно отмечаю , что геометрический рисунок , состоящий из арок , дуг , кругов , ромбов , треугольников , можно встретить в мужском костюме . Женский же наряд , как правило , украшает растительный орнамент . Мы вместе украшаем хакасский национальный сапожок , предварительно изучив его необычную форму . Раскрашиваем рукавичку с цветочным узором , расписываем пиалу, нанося штрихи и дуги по периметру .

В старшем дошкольном возрасте я продолжаю работу по ознакомлению детей с народным искусством хакасов, стараясь привить уважение и любовь к народной культуре , умение понимать ее. Рассказываю детям , что существуют два направления в растительном орнаменте : подтаежное и степное. Предлагаю порассуждать, почему произошло такое деление , чем оно обусловлено. Вспоминаем особенности ландшафта и природных зон Хакасии , ее растительный мир .  Я демонстрирую образцы орнаментов разных направлений , прошу сравнить, назвать увиденные элементы , предлагаю распознать цветы и травы , изображенные мастерами ( жарок , клевер , колокольчик ,ковыль  и ландыш ), сказать где они растут . Делая самостоятельные выводы  , применяя знания полученные ранее , дети учатся лучше понимать и воспринимать  национальные узоры , видят их колорит и самобытность .

Знакомя с народной резьбой по дереву , камню , кости , а так же чеканкой , прошу детей назвать увиденных животных , птиц , тем самым закрепляя знания о родном крае , его животном и растительном мире.

Отдельно стоит рассмотреть национальное украшение – пого. Оно как правило , украшено вышивкой  с применением бисера , ракушек , серебряных монет . Узор может быть  не только растительным , но и геометрическим , либо смешанным . Детям очень интересно бывает самостоятельно придумывать узоры для украшения и выполнять их . Это можно сделать красками , пластилином  или на пластилиновой основе с помощью бисера , пуговиц , ракушек . На таком занятии дети уже применяют на практике полученные ранее знания , а также включают собственное воображение , фантазию. Также старшим детям можно предложить самостоятельно выбрать узор и повторить его  на посуде или составить орнамент для украшения национальной одежды . Но изначально дети должны быть хорошо знакомы с основными принципами и правилами создания хакасского национального узора. Для этого образцы  народного искусства всегда располагаются в поле зрения детей , для более тщательного изучения. Я всегда хвалю детей за их работу , подчеркиваю их умение и старательность в стремлении создать «народную вещь» , называю детей «народными умельцами», тем самым поощряя интерес и уважение к декоративно – прикладному искусству народа Хакасии.

Изучая декоративно – прикладное искусство родного края , мы даем ребенку возможность почувствовать себя частью великого целого – своего народа , научиться уважать его, ценить прошлое и настоящее , заботится и волноваться о будущем – любить свою Родину .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

Декоративно-прикладное творчество в развитии дошкольника

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Декоративно-прикладное творчество в развитии дошкольника

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосозна...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Декоративно-прикладное искусство для дошкольников.

                                             ... " Народ без народности -...

Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно-прикладному искусству у дошкольников

Роль педагога и семьи в формировании интереса к народному декоративно – прикладному искусству у дошкольников...