Конспект занятия на основе регионального компонента "Плешковская игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий составлен на основе материалов, предоставленных автору народным мастером России Фроловой Н. Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pleshkovskaya_igrushka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «Детский сад №4»
Конспект логопедического занятия на основе регионального компонента
«Плешковская глиняная игрушка»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Жданова Татьяна Ивановна
2016 год
Технологическая карта занятия
Возраст детей, логопедическое заключение | Старший дошкольный Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III ур. | |||
Тема занятия | Плешковская игрушка | |||
Тип занятия | Формирование лексико-грамматических средств языка | |||
Используемые технологии |
| |||
Цель: | Познакомить детей с народным промыслом Орловского края – Плешковской глиняной игрушкой. | |||
Программные задачи: |
| |||
Ресурсное обеспечение: | Радио (магнитофон), мольберт, Плешковские глиняные игрушки, картинки с изображением Плешковских игрушек, аудиозапись Радио России. Орел. Программа «Мастерская народных умельцев», заготовки-раскраски «Плешковский петушок», краски. |
Словарная работа: ввести в речь детей слова: плешь, Плешковская игрушка, народные мастера.
Этап, длительность. Методы и приемы | Деятельность учителя-логопеда |
Этап Мотивации к учебной деятельности, 3 минуты. Методы и приемы: игровая ситуация: прослушивание радиопередачи, рассказ, посещение мини-музея Народных промыслов. | Логопед приносит детям «радио», сообщает, что сегодня в 10 часов утра будет транслироваться радиопередача о жизни нашего Орловского края. Логопед. - Ребята, внимание, радиопередача начинается. Звучит аудиозапись Радио России. Орел. Программа «Мастерская народных умельцев». Рассказ ведущего радиопередачи: «Один из древнейших народных промыслов - изготовление глиняной игрушки, которая является частью жизни народа на протяжении многих веков. Изготовление таких вещиц и традиций передавалось из поколения к поколению….. Не только в России, но и во всем мире игрушки делают там, где есть соответствующая глина. В ее изготовлении есть свои особенности, роспись разная. По игрушке можно сказать, где она сделана» Логопед.- У нас, в Орловской Области тоже есть свои народные глиняные игрушки. Приглашаю вас в наш музей. Дети проходят в мини-музей народных промыслов. |
Этап актуализации знаний, 20 минут. Методы и приемы: рассматривание игрушек, прослушивание аудиозаписи, беседа, вопросы, игровое упражнение, роспись бумажных изображений. | Логопед. Дети, давайте рассмотрим экспонаты – игрушки и назовем их (коза, белка, петушок, курочка, собака, корова). Логопед. А откуда появились эти глиняные игрушки, мы тоже узнаем из радиопередачи. Прослушивание отрывка радиопередачи: «Вокруг деревни Плешково находились леса, а на месте этой деревни образовалась плешь - скудная земля, отсюда название деревни Плешино. Крестьяне не могли здесь заниматься пахотными работами, но в то же время почва оказалась богатой глиной, что послужило развитием глиняной игрушки.» Проводится беседа по содержанию радиопередачи: - Что означает слово плешь, плешина? - Как называлась деревня в том месте, где на земле образовалась плешь? (Плешково) - Как называются игрушки, из деревни Плешково? (Плешковские.) - Ребята, Плешковкие игрушки особенные, не похожие на другие. Давайте рассмотрим их. Рассматривание Плешковских игрушек. Логопед сопровождает рассматривание игрушек вопросами: - Что особенного мы увидим в Плешковской игрушке, если повернем ее к солнцу? (Игрушка блестит на солнце, как будто она обсыпана серебром) - Какими узорами расписана Плешковская игрушка? (Прямыми и волнистыми линиями, кружочками, пятнышками) - Что напоминают прямые линии, на что они похожи? (Падающий дождь) - На что похожи кружочки? (Солнце) - На что похожи пятнышки? (Зернышки) - Какого цвета узоры у этих игрушек? - Что есть в каждой игрушке? (Отверстие - свисток) - Для чего нужен свисток? (Наигрывать мелодию) Логопед.- Народный мастер, чьи игрушки мы сейчас видим, расскажет о том, как использовали свистульки в давние времена. Прослушивание отрывка радиопередачи: «Весенние праздники славились соревнованиями свистулечников. Весной со свистульками выходили на улицу и закликали птиц, чтобы птицы прилетели, чтобы солнце светило жарко, чтобы весна скорее пришла». Логопед.- Ребята, эти замечательные игрушки так и хочется назвать нежно, ласково. Упражнение «Скажи ласково» Петух- петушок, Курица - курочка, Корова – коровушка, Белка - белочка Коза – козочка. Физминутка «Шел козел по лесу». Логопед. - А теперь возьмем по игрушке и поиграем с ними в игру «Жадина» (меняясь игрушками, дети называют их со словами мой, моя, мои). Логопед.- Народные мастера, так любят свою работу, что изготавливают не по одной игрушке, лепят их по нескольку штук одного вида. Они могут вылепить и пять, и десять и больше игрушек. Посмотрите на картинки, как много изображено на них игрушек и их посчитайте их. Упражнение «Посчитай до пяти» (со словами петушок, курочка, коза, собака). Например: одна курочка, две курочки, три курочки, четыре курочки, пять курочек. Логопед. – Ребята, а как называют людей, которые делают такие удивительные игрушки? (Народные мастера) - Я тоже предлагаю вам побыть народными мастерами и украсить узорами изображения плешковских игрушек. Педагог раздает изображения - раскраски «Плешковский петушок», а дети украшают их плешковскими узорами с помощью красок. |
Этап рефлексии. 2 минуты. Методы и приемы: выставка работ, стихотворение. | Выставка детских работ «Плешковский петушок». Логопед. - Ребята, какие замечательные рисунки Плешковских петушков у вас получились. - Вы сегодня побыли настоящими народными умельцами из деревни Плешково. Знаменита деревушка Звонкой глиняной игрушкой. Чудеса. Да так толково. Называется: Плешково. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"
Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте. Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...
Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...
Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....
"Моя малая Родина" конспект занятия с использованием регионального компонента
Занятие в средней группе с использованием регионального компонента "Моя малая Родина"....
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.
Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстримизму....
Конспект занятия по основам науки и естествознания «Русская народная игрушка»
Учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов...