РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человек
Продолжительность 1 занятия 30 минут
Количество занятий в неделю 3 занятий
Количество занятий в год 85 занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmaty.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор МБОУ «СОШ №6»
Протокол № ___ ____________Т.Н. Барматина
от ____________ Приказ №____ от___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам изучения детей игре в шахматы
«В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ»
Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы
на 2018-2019 учебный год
Воспитатель:
Кучерова Ольга Александровна
г. Нефтеюганск, 2018
Содержание программы
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
1.2. Актуальность.
1.3. цель программы
1.4. задачи программы
1.5. принципы работы
1.6. ожидаемый результат
1.7. режим занятий;
II.Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
III.Организационный раздел
3.1. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей
3.2. Список используемой литературы
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.
В их числе - широкое использование в обучающем процессе игры на фрагментах шахматной доски:
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в обучающем процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения: "Игры на уничтожение", «Фигура против фигуры»;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Обучаясь игре в шахматы –, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет – ребёнок не должен замечать, что его обучают, постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания обучающих заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, "волшебных" свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. Широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Привлечение и активное участие родителей в выполнении домашних заданий, в повторении изученного материала, общая увлечённость благоприятно скажется на отношениях в семье, и ещё больше сблизит родителей и детей.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципах:
принцип развивающей детальности – игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
принцип активной включённости – каждый ребёнок включается в игровое, а не пассивное созерцание со стороны действие;
дидактические принципы:
принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающий снятие всех стресс образующих факторов образовательного процесса;
принцип минимакса – обеспечения возможности продвижения каждого ребёнка своим темпом – индивидуальный подход в образовательном процессе;
принцип целостного представления о мире – при знакомстве с новым предметом происходит раскрытие нового знания о его взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности – у детей формируются умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Перечисленные выше методические принципы позволяет интегрировать образовательные области, процесс обучения шахматной игре должен быть максимально наглядным, доступным. Предметным, эмоционально – насыщенным, интересным и желанным.
- Актуальность
Наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами 5 – 7 лет. Посредством игры в шахматы способствовать умственному и духовному развитию детей. Через игровую деятельность происходит развитие высших психических функций: вынимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности.
Шахматы – магическая игра. Её чары испытывали на себе почти все великие люди всех времён и народов, от царей и полководцев до писателей и музыкантов.
Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютерные технологии в миллионы раз, превосходящий по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.
Кроме того, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим игрокам сильные переживания и яркие образы. Помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре.
Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая относится как к спорту, науке и к искусству. Творческая деятельность, яркие эмоциональные переживания, спортивная борьба, умение логически мыслить, делать выводы и большое воспитательное действие, присуще игре в шахматы.
Доказано, что игра в шахматы укрепляет память, развивает аналитические способности и воображение, вырабатывают такие черты характера, как организованность, целеустремленность.
Увлёкшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы формируют умения быть предельно внимательными, собранными. К тому же шахматы – замечательный повод для общения, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не даром девизом Всемирной шахматной федерации, являются слова: «Все мы одна семья!»
Играя в шахматы, у детей формируются умения более целостно смотреть на окружающий их мир.
Обучение детей шахматной игре в детском саду, помогут им лучше усвоить школьные предметы, например такие математические понятия, как: «центр, горизонталь, вертикаль, диагональ».
Шахматная партия требует умения рассчитывать множество вариантов шахматных ходов, и этот навык поможет детям при обучении в школе решать математические задачи любой сложности.
- Цель
Обеспечение элитного дошкольного образования и наиболее полного использования интеллектуального потенциала воспитанников при наличии рационального обогащенного образовательного пространства.
1.4. Задачи
1.Сформировать предпосылки учебной деятельности.
2. Формирование элементарных умений и навыков элементарной шахматной игры.
3. Развивать интеллектуальные и личностные качества детей.
4. Развивать стремление к познанию.
5. Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества.
6. Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде.
7.Воспитывать общую культуру личности, содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- Принципы работы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Оборудование для реализации программы в группе:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
настольные шахматы разных видов;
шахматные часы;
обучающие видеоуроки по шахматам;
симуляторы игр.
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, проектор, принтер).
- Ожидаемый результат
Дети знают:
• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
• название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятие каждой фигуры.
Дети умеют:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
• правильно располагать фигуры перед игрой;
• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
• решать простые шахматные задачи.
- Режим занятий
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человек
Продолжительность 1 занятия 30 минут
Количество занятий в неделю 3 занятий
Количество занятий в год 85 занятий
II.Содержательный раздел
2.1. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НОД «ШАХМАТЫ»
ГРУППА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2018 – 2019 гг.
Октябрь
ДАТА | Тема НОД | Содержание - цели НОД | Количество НОД | ||
08.10.18г 1 | Что за игра шахматы? | Знакомство с новым предметом, с шахматной доской. Сказка «УДИВИТЕЛЬНОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ» | 1 | ||
09.10.18г 2 | «В Стране Шахматных Чудес». | Знакомство с шахматной доской. Дидактическая сказка. «КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ» | 1 | ||
11.10.18г 3 | «Волшебная шахматная доска – Горизонталь». | Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем» | 1 | ||
15.10.18г 4 | «Волшебная шахматная доска – Горизонталь». | Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь». | 1 | ||
16.10.18г 5 | «Волшебная шахматная доска – Вертикаль». | Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем» | 1 | ||
18.10.18г 6 | «Волшебная шахматная доска – Вертикаль». | Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Игра «Исправь ошибку». | 1 | ||
22.10.18г 7 | «Волшебная шахматная доска – Диагональ». | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Середине шахматной доски. Дидактическая игра: «Поиграем – угадаем» | 1 | ||
23.10.18г 8 | «Волшебная шахматная доска – Диагональ». | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ». | 1 | ||
24.10.18г | ШАХМАТНЫЙ | ТУРНИР | 1 | ||
29.10.18г 9 | «Волшебная шахматная доска – Диагональ». | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Презентация «Диагонали». | 1 | ||
30.10.18г 10 | «Волшебная шахматная доска – горизонталь, вертикаль, диагональ» | Закрепление понятий: горизонталь, диагональ, вертикаль – развитие понимания пространственных отношений. Игра «Собери шахматное поле». | 1 |
Ноябрь
ДАТА | Тема НОД | Содержание – цели НОД | Количество НОД |
1.11.18г 11 | «Волшебная шахматная доска. Знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске | Продолжаем знакомство с шахматной доской. Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске. | 1 |
5.11.18г 12 | «Волшебная шахматная доска. Продолжаем знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске. | Продолжаем знакомство с шахматной доской. Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске. Заучивание считалки «А-ртисту Б-иму Ц-иркуль Д-ашь, Е-го Ф-амилия Ж-е а-ш.» | 1 |
6.11.18г 13 | «Волшебная шахматная доска». Знакомство с цифрами и буквами на шахматной доске - закрепление. | Продолжаем знакомство с шахматной доской. Для чего нужны цифры и буквы на шахматной доске. Игра «Нарисуй шахматную доску». | 1 |
8.11.18г 14 | «Волшебная шахматная доска». «Два соперника» | Расположение доски между партнерами. | 1 |
12.11.18г 15 | Шахматные фигуры. | Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. | 1 |
13.11.18г 16 | Шахматные фигуры. | Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Сказка: «Карандаш рисует шахматные фигуры» | 1 |
15.11.18г 17 | Шахматные фигуры. | Продолжать учить отличать одни фигуры от других по форме и цвету Презентация: «Шахматные фигуры» | 1 |
19.11.18г 18 | Шахматные фигуры. | Продолжать учить отличать одни фигуры от других по форме и цвету Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая». | 1 |
20.11.18г 19 | Начальное положение | Учить правильно, располагать фигуры перед партией. Презентация: «Расстановка фигур» | 1 |
22.11.18г 20 | Начальное положение | Продолжать учить правильно, располагать фигуры перед партией. | 1 |
26.11.18г 21 | Начальное положение | Закреплять правильно, располагать фигуры перед партией. | 1 |
27.11.18г 22 | Шахматные игры и упражнения. | «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана – «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Расставь фигуры». | 1 |
29.11.18г 23 | «Волшебная шахматная доска» карнавал. | Закрепление понятий: горизонталь, диагональ, вертикаль – развитие понимания пространственных отношений. Начальное положение фигур. Дети самостоятельно выбирают себе костюм шахматной фигуры и выполняют расстановку на шахматной доске. | 1 |
Декабрь
ДАТА | Тема НОД | Содержание - цели НОД | Количество НОД |
3.12.18г 24 | «Ладья» Знакомство с ладьей «Белая, чёрная ладья» | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». Презентация «Ладья» | 1 |
4.12.18г 25 | «Ладья в игре» Осваивать ход ладьи. | Ход и взятие ладьи. Задание: Нарисуй ЛАДЬЮ | 1 |
6.12.18г 26 | «Ладья в игре» Продолжать осваивать ход ладьи | Ход и взятие ладьи. Дидактическое задание: «Лабиринт» | 1 |
10.12.18г 27 | «Ладья в игре» Закреплять ход ладьи | Ход и взятие ладьи. Дидактическое задание: «Один в поле воин», «Кратчайший путь» | 1 |
11.12.18г 28 | «Слон» Знакомство с фигурой слон | Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». | 1 |
13.12.18г 29 | «Слон» Продолжать знакомство с фигурой слон Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура | Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны. Презентация: «Слон в игре» | 1 |
17.12.18г 30 | «Слон» Продолжать осваивать ход слона | Ход слона, взятие. | 1 |
18.12.18г 31 | «Ладья против слона» | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. | 1 |
20.12.18г 32 | «Ладья против слона» | Ладья против слона Две ладьи против слона Ладья против двух слонов Две ладьи против двух слонов. | 1 |
24.12.18г 33 | «Ладья против слона» закреплять | Ладья против слона Две ладьи против слона Ладья против двух слонов Две ладьи против двух слонов. | 1 |
25.12.18г 34 | «Ладья против слона» | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Выиграй фигуру». | 1 |
27.12.18г 35 | «Ладья против слона» | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения) | 1 |
Февраль
ДАТА | Тема НОД | Содержание - цели НОД | Количество НОД | |
04.02.19 36 | «Ферзь» Знакомство с ферзем. «Белый и чёрный ферзь» | Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». | 1 | |
05.02.19г 37 | «Ферзь в игре» Освоить ход ферзя. | Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». | 1 | |
07.02.19г 38 | «Ферзь в игре» Продолжать осваивать ход ферзя. | Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью. | 1 | |
11.02.19г 39 | «Ферзь в игре» Ферзь против ладьи | Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя Игра «Лабиринт» (в парах) Игра «Атака неприятельской фигуры» | 1 | |
12.02.19г 40 | «Ферзь в игре» Ферзь против ладьи, закреплять | Закреплять ферзь против ладьи, ладья против ферзя | 1 | |
14.02.19г 41 | «Ферзь в игре» Ферзь против слона | Учить детей играть ферзем против слона, слоном против ферзя | 1 | |
18.02.19г 42 | «Ферзь в игре» Ферзь против слона, закреплять | Закреплять ферзь против слона, слон против ферзя | 1 | |
19.02.19г 43 | «Ферзь в игре» Ферзь против ладьи и слона | Закреплять, играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». | 1 | |
21.02.19г 44 | «Ферзь в игре» Ферзь против ладьи и слона | Презентация: «Ферзь против ладьи и слона» Задание: нарисуй Ферзя, ладью или слона. | 1 | |
25.02.19г 45 | «Конь» Знакомство с конём «Белый и чёрный конь» | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. | 1 | |
26.02.19г | «Конь в игре» | Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Презентация: «Конь в игре» | 1 | |
28.02.19г | Шахматные игры и упражнения. | Дидактическая игра: «Кубик», «Угадайка», «Большая и маленькая». | 1 |
Март
ДАТА | Тема НОД | Содержание - цели НОД | Количество НОД |
04.03.19г | «Конь в игре» Конь против ферзя. | Учить детей играть конем против ферзя. | 1 |
05.03.19г | «Конь в игре» Конь против ферзя. | Играть конем против ферзя. Закреплять. | 1 |
07.03.19г | «Конь в игре» Конь против ладьи. | Учить детей играть конем против ладьи, | |
11.03.19г | «Конь в игре» Конь против ладьи. | Играть конем против ладьи. Закреплять. | 1 |
12.03.19г | «Конь в игре» Конь против слона. | Учить детей играть конем против слона. | 1 |
14.03.19г | «Конь в игре» Конь против слона. | Играть конем против слона. Закреплять. Дидактическая игра: «Игра на уничтожение». | 1 |
18.03.19г | «Пешка» Знакомство с пешкой «белые и чёрные пешки». | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. | 1 |
19.03.19г | «Пешка» Знакомство с пешкой | Особенности пешки. Пешечные заповеди. | 1 |
21.03.19г | «Пешка» Знакомство с пешкой | Презентация: «Пешка» | 1 |
25.03.19г | «Пешка» Пешка в игре | Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. | 1 |
26.03.19г | «Пешка» Пешка в игре | Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. | 1 |
28.03.19г | «Пешка» Пешка в игре закрепление. | Пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. | 1 |
Апрель
ДАТА | Тема НОД | Содержание - цели НОД | Количество НОД |
01.04.19г | Дидактические игры | «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». | 1 |
02.04.19г | «Превращение пешки» Превращение пешки в ферзя. | Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. | 1 |
04.04.19г | Пешка против ферзя. | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ферзя. | 1 |
08.04.19г | Пешка против ладьи. | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ладьи. | 1 |
09.04.19г | Пешка против коня. | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против коня. | 1 |
11.04.19г | Пешка против слона. | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против слона. | 1 |
15.04.19г | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Презентация: «Пешка против фигур» | 1 |
16.04.19г | «Король». Знакомство с королем. «белый и чёрный король». | Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Задание: Вылепить из пластилина ш. фигуру «король» | 1 |
18.04.19г | «Король». Король в игре | Обучить детей ходу короля, взятие. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя. | 1 |
22.04.19г | «Король». Король против других фигур. | Обучать детей ходу короля против других фигур. Король против ферзя | 1 |
23.04.19г | «Король». Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. король против ладьи. | 1 |
25.04.19г | «Король». Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. король против слона. | 1 |
29.04.19г | «Король». Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. король против коня. | 1 |
30.04.19г | «Король». Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. король против пешки. | 1 |
Май
ДАТА | Тема НОД | Содержание – цель НОД | Количество НОД |
06.05.19г | «Шах» Знакомство с шахматным понятием «шах». | Объяснить детям, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… | 1 |
07.05.19г | «Шах» Знакомство с шахматным понятием «шах». | Закрепить с детьми, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… | 1 |
13.05.19г | «Мат» Знакомство с шахматным понятием «мат». | Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. | 1 |
14.05.19г | «Мат» Знакомство с шахматным понятием «мат». | Закрепить сдетьми, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. | 1 |
16.05.19г | «Ничья, пат» Отличие пата от мата. Варианты ничьей. | Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. | 1 |
20.05.19г | «Рокировка» Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. | Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая). | 1 |
21.05.19г | «Шахматная партия» | Повторить с детьми как расставлять фигуры в начальное положение. | 1 |
23.05.19г | «Шахматная партия» | Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. | 1 |
27.05.19г | Повторение изученного материала | 1 | |
28.05.19г | Повторение изученного материала | 1 | |
30.05.19г | Шахматные игры и упражнения. | Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Угадай». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальном положении». | 1 |
III.Организационный раздел.
3.1. Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о "шахматном королевстве»" Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия "равно", "неравно", "больше", "меньше". Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о терминах " рокировка", "шах" и "мат". Не умеет записывать шахматные партии. Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль.
Требования к уровню подготовки воспитанников. Должны знать: шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; · Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно располагать фигуры перед игрой;
умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
решать простые шахматные задачи.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Представленный мониторинг по образовательной программе «Шахматы», был составлен на основе методической литературы Сухин И. Г - «Шахматы для детей, шахматные игры», СПб, 2013 г.
Критерии:
- Шахматный термин – «поле».
- Шахматный термин – «горизонталь».
- Шахматный термин – «вертикаль».
- Шахматный термин – «диагональ».
- Шахматный термин – «центр».
- Парильное название шахматных фигур.
- Название хода каждой шахматной фигуры.
- Название и порядок следования 8 – ми первых букв латинского алфавита.
- Сколько шахматных полей, на шахматной доске, какого они цвета?
- У каких шахматных фигур преимущества хода?
- Сколько шахматных фигур на шахматной доске?
- Стадии Шахматной игры – «дебют», «миттель – шпиль», «эндшпиль».
- . Что такое шахматная нотация, запись.
Инструментарий мониторинга
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Владеет элементарными навыками шахматной игры:
- ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход;
- при шахматной игре необходима помощь взрослого;
- не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.
Дата------------------------ Педагог: Кучерова О. А.
Оценка уровня развития детей образовательной области «Шахматы»
КРИТЕРИИ | ||||||||||||||
Ф. и ребёнка | Ш. т - поле | ш. т - гор | ш. т - вер | ш. т - диаг | ш.т - центр | Прав – ное назв. шахм. фигур | Назв. хода кажд. шахм. фигуры | Назв. и порядок следов. 8-ми первых букв латин. алф. | Сколько шахм. полей на шахм. доске, какого они цвета? | У каких шахм фигур преимущ. хода? | Сколько шахм. фигур на шахм. доске? | Стад шахм. гры дебют эндшпиль | Что такое шахм. нотация, её запись? | Общий балл |
Обозначения:
Высокий уровень - 4 балла.
Средний уровень – 3 балла.
Низкий уровень – 2 балла.
- Список используемой литературы
Учебно – методическое обеспечение
1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил. 2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие дошкольника. Обучение детей...
Дополнительная образовательная программа "Светофорик" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует: привитию психологической устойчивости к опас...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...