Игровая образовательная ситуация в подготовительной группе «Примите нас в казачество»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Малая Жанна Толеужановна

Данное занятие способствует формированию у детей основ гражданственности и патриотизма,расширяет и закрепляет знания детей о родном крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая образовательная ситуация в подготовительной группе.

ТемаПримите нас в казачество».

Задачи:

Обучающие: Обобщить знания детей о Кубани: о её прошлом и настоящем. Уметь понимать неразрывную связь между прошлым и настоящим. Формировать умение точно и грамотно отвечать на вопросы.

Развивающие: Развивать  представления детей об истории края, традициях народа.

Воспитательные:Воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине, желание больше узнать о своих предках.

Предварительная работа: Знакомство детей с историческим прошлым Кубани, с символикой Краснодарского края, знакомство с народно-прикладным искусством, богатством земли кубанской.

Материалы:кубанские народные костюмы(мужской и женский);строительный материал-солома,глина,камни;сельско-хозяйственные культуры(рожь,пшеница,рис,сахар,гречка, виноград и т.д.);макеты животных кубанского заповедника;Символика: края герб,флаг,гимн;фонограмма кубанских песен

Ход занятия:

Дети входят в мини-музей под казачью мелодию. Рассматривают музейные экспонаты.

Воспитатель: Ребята у каждого человека есть своя Родина. Это страна где он живёт. Вот и мы с вами живём в красивой  огромной стране. А вы не подскажите как она называется?

 Дети: Наша страна называется Россия

Воспитатель: А как называется столица нашей Родины?

 Дети: Столица нашей Родины Москва.

Воспитатель: Но есть у человека еще и малая родина-это край, в котором он живет. Подскажите, как называется наша малая родина?

Дети: Наша малая родина называется Кубань или Краснодарский край.

Воспитатель: А столица нашей малой родины?

Дети: Краснодар.

Воспитатель: Я полностью с вами согласна.Вы наверняка помните, кто заселился на Кубанской земле 200 лет назад?

Дети: Казаки!!!

Воспитатель: А какими были казаки?

Дети: смелыми, верными, храбрыми.

Воспитатель: Согласна с вами.Именно люди с такими качествами были достойными  посвящения в Казачество. Эти люди чтили свои обычаи, традиции, много знали о своей земле. А вы хотели бы быть настоящими казаками? Хотели бы вступить в казачество?

Дети: Да!

Воспитатель: Я считаю вы достойны быть казаками, т. к. вы много знаете и умеете, поэтому к нам пришли старейшины-казаки, которые решат, можем ли мы называться  казаками. (Входят старейшины,дети приветствуют их стоя).

Воспитатель:- Давайте сегодня наполним корзинку знаний своими ответами. Посмотрите, у старейшин в руках колесо, не простое, волшебное колесо истории. Онибудут вертеть его и выбирать нам серии вопросов того времени и места,вкотором они захотят оказаться.

Старейшина: Вы хотели бы попасть в далекое прошлое Кубани? На  200 лет назад? Как вы думаете, что означает слово «казак»?

Дети: «Казак» означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у Екатерины II.

Воспитатель: (Показ слайдов №1). Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.

Старейшина: А кто дал разрешение казакам на заселение этих земель?

Дети: Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу.

Звучит музыка, дети исполняют «танец с шашками».

Воспитатель: Примерно так казаки защищали наши южные рубежи. Во главе каждой сотни стоял свой атаман, от которого зависел исход боя.

Старейшина:А каких известных атаманов вы знаете? (Савва Белый, ЗахарийЧепега, Антон Головатый).

Воспитатель: Ребята, а старейшины очень просят помочь им организовать галерею из портретов известных нам атаманов. Да вот беда, портреты перепутали в пути с другими изображениями. Вы хотели бы им помочь?

Проводится игра «Найди портрет атамана».

Старейшины оценивают результат выполнения задания и сравнивают ответ

(Каждый ответ сопровождается показом слайдов) Слайд №2.

Старейшина:А кто возглавляет сейчас Кубанское Казачье войско.

Дети: Николай Долуда.Слайд №3

-И сказал атаман: «Граду быть!» Что означает слово «град»?

Дети: Слово означает город.

Старейшина: Как казаки начали строить город?

Дети:Казаки вырубали камыши, засыпали болота, на высоком берегу Кубани построили крепость.Слайд №4

Ребёнок: Здесь границу держать, защищать от врагов.

                 И пшеницу сажать, и растить казаков.(Иван Варавва)

Воспитатель: Ребята, подскажите пожалуйста из каких материалов казаки строили свои дома?Подойдите к столу и выберите нужный  материал.

Дети выбирают нужное из предложенного-солома,глина,сухойкамыш.Слайд №5

Воспитатель:А как же казаки назвали свое укрепление ,а после город? И как он называется сейчас?

Дети: Назвали  Екатеринодар, а сейчас он называется город Краснодар Воспитатель:Ребята ,вы знаете,что на праздники казак и казачка одевались в свои праздничныенаряды.А вы хотите нашим старейшинам продемонстрировать свои знания?Помогите нашим куклам казака и казачки одеться на праздник.Мальчики одевают казака,а девочки –казачку.

Дети называют части одежды казака и казачки. (Бешмет,башлык,папаха,кубанка,бурка,галифе,  газыри; женская кофта кирасы, юбка, зипун).Слайд №6

Старейшина: А где проходили праздники и где обычно встречались казаки?

Дети: Проходили праздники обычно на майдане – центр города,площадь у церкви.Слайд №7

Старейшина: Очень  хорошо! С первым заданием -  историческим  прошлым вы справились отлично.

  Звучит музыка и входят  дети в казачьих костюмах.Исполняется песня «Если хочешь быть казаком».

Старейшина:А теперь повернём  колесо в другую сторону. ( Крутят. На столе появляетсякусок холста размером с носовой платок с идеограммой ). А вот и   вопрос -  Что это такое? И объясните, что обозначают эти иероглифы.

Дети: Этот холст с рисунками называется хусточка,его казачки вышивали ритуальнымобереговымузором.Слайд №8.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы возьмите любую хусточку  и расскажите,что хотела рассказать казачка в своём узоре?

Дети раскрывают значение каждого знака – родная земля, поля, леса.

Старейшина показывает две наволочки, вышитые гладью и крестиком.

-А вот следующее испытание: Тёмными вечерами девушки устраивали посиделки и занимались рукоделием.Они вышивали двумя видами:какими,покажите их на этих экспонатах.

Дети: Эти  вышивки называются гладью и  крестиком.

      Девочки в казачьих костюмах исполняют песню «Вечор, вечор матушка».

Старейшина:Да какие у нас будущие казаки,   умны  да  талантливы.Поверну я колесо,занесёт теперь оно в  заповедник наш Кавказский, много там зверей как в сказке. (крутит колесо)

              Звучит фонограмма «Лесной пейзаж»,

Воспитатель:Ребята,мы попали в красивый уголок нашего края,как он называется?

Дети:  Кавказский  заповедник.

Воспитатель: Вы хотите прогуляться полесной тропинке? Только будьте осторожны, тропинка таит в себе много препятствий.

            (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки с кочки на кочку,подлезание под «корягу»,перепрыгивание через ручей, ходьба по «бревну)

Воспитатель:Молодцыребята,справились с полосой препятствий.Вы не только умные но и сильные, быстрые.

Старейшина:Да мы с вами согласны-смелые и сильные.А зачем нужен заповедник?

Дети: В заповеднике живут звери и растения, которые охраняются государством,так как их мало в природе.

Старейшины:У нас на поляне гуляет много животных,подойдите и отберите тех животных,которые обитают в нашем заповеднике.(Дети представляют старейшинам обитателей Кавказского биосферного заповедника: зубр , рысь, заяц-русак, кабан, олень, кавказский тур).Слайд №9.

Воспитатель: Молодцы, ребята.(Звучит фонограмма морского прибоя). Что это шумит?(дети - море). Есть ли в нашем крае море?Сколько их?

Дети: Да, целых два: Чёрное и Азовское.

Воспитатель: Ну, уважаемые старейшины,ребята справились с вопросами?

Старейшины: (посовещавшись).Мы решили повертеть колесо ещё раз. Колесо крутись, крутись.Край богат наш,чем?Скажи?Вот наша последняя остановка-это богатства земли нашей.

Воспитатель:Ребята у старейшин в корзине сложены сельскохозяйственные культуры.Выберете только те, которые выращивают на наших Кубанских землях.(Дети отбирают- рис,сахар, пшеницу, рожь, гречку, виноград  и т,д.)Слайд №10.

Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Старейшина: Да, видим мы удаль казачью. Вот ещё хочу спросить, а уж потом и похвалить – губернатор в крае кто?

Дети: Кондратьев В.А.

Старейшины: А как узнать, что прибыл Губернатор Краснодарского края?

Дети: По символике.

Старейшины:А найдите и покажите на экране символику нашего края. (Дети находят  герб, флаг и гимн).

Воспитатель:Ребята художник не успел нарисовать флаг и  герб нашего края, но он прислал нам заготовки. Давайте сейчас девочки соберут флаг,мальчики– герб воедино.

(Детивыполняют задание, старейшины  следят за его выполнением).

Старейшины:Ай да молодцы ребята. Ни одного промаха в заданиях. Как чётко отвечали на вопросы Катя, Петя, Рита и Толик. Свои знания костюма казачьего продемонстрировали  Юля, Альбина, Ваня. Видно. Что знаком с животными заповедника Дима, Вика, Лера. Любо нам было с вами быть.Вы знаете очень много про наш край,про нашу историю.Поэтому,посовещавшись, мы решили всех вас принять в казачество.Казакам мы вручаем шашки,верную спутницу казака.А казачкам-нитки для вышивания,чтобы занимались рукоделием.

Воспитатель: Спасибо Вам, уважаемые Старейшины,что так высоко оценили наши знания.  Просим оказать нам честь и принять приглашение к нам на угощение.

(Дети ведут гостей за столы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе по окружающему миру на тему: «Путешествие в страну профессий».

Программные задачи:1. Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в д/с. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам д/с.2. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Сформировать у ...

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе по окружающему миру Тема: «Маленький дизайнер»

Цель: создать условия для развития познавательной активности детей путем экспериментирования.Задачи:Образовательные:-Обогащать представления дошкольников о людях создающих одежду;-Познакомить с в...

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе «Привет из Австралии!"

Игровая образовательная ситуация проведена в рамках проекта по поликультурному образованию. Интерес детей привлекают занимательные задания в таблицах, которые направлены на закрепление умения читать, ...

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе "Космическое путешествие" Доминантная образовательная область "Познание" Конструирование.

Образовательная ситуация разработана и проведена в игровой, познавательной форме. Эта форма выбрана  специально для команды мальчиков. В своей работе я часто использую гендерный подход к организа...

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе компенсирующей направленности «Цирк»

ГБДОУ детский сад № 65 комбинированного видаФрунзенского района Санк-Петербурга "Солнышко"Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе компенсирующей направленнос...