конспект занятия "Уникальное озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Отчет по мини проекту "Уникальное озеро Байкал" открытое занятие для воспитателей и родителей со всей группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_mini_proektu_unikalnoe_ozero_baykal.docx | 809.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управления делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Конспект НОД
«Уникальное озеро Байкал»
(подготовительная группа №5)
Из опыта работы воспитателя:
Донская Л.В.
Москва 2024 г.
Задачи:
«Познавательное развитие»: развивать познавательный интерес к уникальному озеру Байкал у, познакомить с животным миром Байкала, воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о природе.
«Социально-коммуникативное развитие»:
приобщение к общепринятым нормам и правилам, удовлетворение потребности детей в самовыражении, формирование умения устанавливать контакт; навыков свободного общения; умение работать в коллективе.
«Речевое развитие»: развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: презентация о Байкале, шум озера Байкал, вырезанные силуэты рыб и животных (на каждого ребенка) обитающих на Байкале, пазлы нерпа, макет озера Байкал, раскраски на каждого ребенка, картинки рыб (голомянка, осетр, байкальский омуль, желтокрылка).
Предварительная работа:
рассматривание фотографий, картинок озера Байкал, беседы об озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений, просмотр презентации об озере Байкал и его обитателях, сделать с детьми значки на тему: «Берегите Байкал»
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся.
Уважаемые наши гости,
мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям.
Ребята! Встанем в круг, взявшись за руки, повторяйте слова за мной:
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
Древен род его в природе, кличут озером в народе, Волны моря плещут в нем, как его мы назовем? (Байкал)
1 СЛАЙД:
Здравствуйте ребята. Я – Батюшка Байкал. Я узнал, что вы очень любознательные дети, много путешествуете, любите природу. У меня случилось несчастье, я забыл названия некоторых своих друзей, живущих в моих водах и помогающих мне быть уникальным среди озер. Помогите мне. И мы сможем стать друзьями. А мне очень нужны друзья.
2 СЛАЙД.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно и покажите цифру, под каким номером находится озеро Байкал(поднимают цифру)
- На что похоже озеро Байкал? (месяц, банан)
Вопросы к детям:
1. Сколько рек и ручейков впадает в озеро Байкал?(336)
2. Какая самая крупная река впадает в Байкал? (Селенга)
3. Какая река вытекает из Байкала? (Река Ангара)
4. А кто из вас нам расскажет легенду озера Байкал?
4. Когда Байкал начинает замерзать?(в декабре)
5. Глубина озера Байкал?(5 эйфелевых башен), поэтому оно является самым глубоким озером на Земле.
6. К чему жители живущие на берегах озера привыкли?(к землетрясениям)
7. Расширяются ли ежегодно границы озера Байкал?(2 см)
8. Резервуаром чего является озеро Байкал?(резервуаром пресной воды) В нём содержится пятая часть всех запасов нашей планеты.
9. Есть ли острова на озере Байкал?(На Байкале двадцать два острова. Обитаем только один из них — остров Ольхон.)
3 СЛАЙД:
- Воды озера Байкал очень чистые и прозрачные. А кто помогает воде?(рачок эпишура, Основной представитель зоопланктона, то есть организмов, парящих в толще воды. Эпишура настолько маленькая (до 1,5 мм), что ее скопление в воде выглядит, как светлый осадок. Тем не менее, каждый такой рачок за сутки пропускает через себя до 250 мл воды – целый стакан! Именно благодаря этому природному «фильтру» вода в Байкале бывает прозрачной до 40 метров. Эпишура поглощает водоросли, находящиеся в толще воды, и тем самым позволяет Байкалу быть прозрачным. Если эпишура не будет съедать эти водоросли, вода в озере всегда будет мутная)
- А помните ли вы кто это?(турбеллярии. Существует еще одна группа необычных байкальских донных животных – это плоские ресничные черви или байкальские турбеллярии. Почти все байкальские турбеллярии – эндемики. Они имеют самую разнообразную окраску – пеструю, буро-коричневую, красную, оранжевую, желтую, грязно-белую, бесцветную. Окраска турбеллярий зависит от вида пищи и поверхности, на которой они находятся. Глубоководные турбеллярии не имеют яркой окраски и совершенно утратили органы зрения.)
- Ребята кто хочет загадать детям загадки-описания о рыбах Байкала? Выходите. Берите картинки. А вы внимательно слушайте загадки. (Голомянка, осетр, байкальский омуль)
- Правильно. А сейчас внимательно послушайте загадку.
В снежном логове родятся, простудиться не боятся.
Подрастут, начнут нырять, шубки белые менять.
Если очень повезёт – лет с полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами? /Нерпа/
4 СЛАЙД.
- Что же интересного мы знаем о нерпе? (Один из трех пресноводных видов тюленей в мире, единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. В течение почти всего года она обитает в воде, а осенью образует массовые залежки на каменистых берегах озера. Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). Детенышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Шкурка детенышей серебристого или серебристо-серого цвета. Около 4-6 недель детеныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится, он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лед когтями передних конечностей.)
Рассказ о нерпе.
- Вы молодцы.
- Предлагаю вам отдохнуть и поплавать в водах Байкала.
- А можно плавать в Байкале?
Даже летом вода в Байкале холодная, прогревается на мелководье до 22 градусов.
Поэтому плывем быстро.
(ребенок проводит физкультминутку)
К Байкалу быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились
А теперь поплывем дружно
Делать так руками нужно
Вместе - раз, это - брасс.
Одной рукой. – это кролль
Все как один
Плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И пошли домой.
- Вы молодцы.
- Мы с вами поговорили о жителях озера Байкал. А сейчас давайте вспомним птиц и животных, живущих по берегам озера Байкал.
5 СЛАЙД;
Кабарга, ирбис, красный волк.
В тайге ел травку целый день
С клыками мускусный олень,
И вдруг помчался от врага,
Как звать оленя? (Кабарга).
Является самым маленьким безрогим оленем. Занесена в Красную книгу России.
Внешне они схожи с оленями. Характерной для вида особенностью является наличие у самцов длинных загнутых клыков-бивней, выступающих изо рта и направленных вниз. Кабарга обладает хорошей маневренностью и способна очень быстро убегать от преследования, запутывая следы. Сибирская кабарга.
В овечках знает толк
Свирепый, жадный…(Волк)
Красный или горный волк. Единственный сохранившийся вид рода красные волки, о существовании которого не многие знают. Этот хищник занесен в Международную и Российскую Красные книги как исчезающий вид. По последним данным, на нашей планете в дикой природе осталось не более 2,5 тысячи особей красного волка. По его спасению принимаются международные усилия, в России он взят под полную охрану государства.
Дикая кошка из гор Алатау
Мягко ступает по скользкому склону
Быстрая, юркая хищница ловкая
Лося поймает, косулю, барана(Ирбис). Забайкальский снежный барс.
- У вас на столах лежат картинки растений, птиц и животных, которые живут рядом с озером Байкал. Назовите их(Ответы детей)
1. зундукский копеечник 2. байкальский астрогал 3. реликтовый ельник 4. ходульное дерево
1. ольхонская полевка 2. балобан #1073;айкальский чирок 4. орлан-белохвост 5. баргузинский соболь.
6 СЛАЙД.
- Я вам предлагаю заселить макет озеро Байкал жителями.
Озеро Байкал — одно из самых древних озер в мире. Возможно, именно поэтому в нем обитает очень много эндемичных* представителей флоры и фауны, за счет чего природа Байкала уникальна и интересна для исследования.
7 СЛАЙД:
Батюшка Байкал:
- Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится.
Спасибо. Теперь мы с вами друзья!
Дети читают стихи:
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
Воспитатель: Ребята вы молодцы. Вы помогли Байкалу сейчас, а когда вы вырастите и станете большими, вы станете защитниками Байкала.
- Почему Байкал считают моделью океана?
– оно глубокое, - имеет сильные штормы и высокие волны, - могут жить акулы.
- Сколько лет Байкалу?
– миллион лет, - тысяча лет, - 25 миллионов лет.
- Какое самое крупное животное на Байкале?
– белый медведь, - нерпа, - морж.
- Ребята приготовили для наших гостей небольшие сувениры, значки, которые дети сделали своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
Занятие об озере Байкал...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...