Конспект НОД "Секреты озера Байкал"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Александрова Светлана Александровна

Занятие для дошкольников старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_sekrety_ozera_baykal_-_kopiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 19 «Светлячок» г. Волжска Республики Марий Эл

Конспект НОД «Секреты озера Байкал»

в старшей группе

Номинация: «Методическая разработка ryманитарного урока».

   

Составилb и провелb:

воспитатель Шестакова О.Ф.

воспитатель Александрова С.А.

ДОУ № 19 «Светлячок»

Волжск, 2019


Пояснительная записка.

Непосредственно - образовательная деятельность (НОД) имеет направление «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Конспект НОД для детей 5-6 лет составлен с учетом ФГОС в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Байкале.

Задачи:

 1. Развитие познавательного интереса.

2. Закреплять и расширять знания детей об озере Байкал, его обитателях, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.

3. Воспитание бережного отношения к флоре и фауне озера Байкал.

Непосредственно-образовательная деятельность разработана с учётом способностей и интересов детей. Образовательная деятельность проходит в одном игровом сюжете (путешествие к озеру). Для реализации задач подобраны методы и приёмы, помогающие детям в интересной и занимательной форме узнать что-то новое о природе России, закрепить уже имеющиеся у детей знания, узнать новый метод творческой деятельности, расширить знания об обитателях озера Байкал и т. д.:

- метод обследования, наглядности: просмотр презентации.

- словесный: беседа, использование художественного слова объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям, загадки.

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД).

- практический: выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов, эмоциональной заинтересованности.

Для более успешного решения поставленных задач с детьми была проведена предварительная работа: беседы об озере Байкал и его обитателях; загадывание загадок о животных, рыб и т.д. чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, картин: «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Водоёмы»; фотографий по теме, составление по ним рассказов; рисование и раскрашивание по теме в свободной деятельности. В группе проводилась выставка семейного творчества «Вода жизнь всему дала» (самодельные книжки). Дидактические игры и упражнения: «Кому нужна вода?», «Собери целое из частей», и др.

Образовательная деятельность соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 мин; включает в себя 3 этапа, которые предусматривают быструю смену деятельности. В процессе деятельности проведены игровой массаж на развитие общей моторики - упражнение «Как приятно в речке плавать!», и пальчиковая гимнастика «Рыбка», которые позволили избежать утомляемости детей. Все этапы занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

По содержанию образовательная деятельность является интегрированной, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

На основном этапе образовательной деятельности дети закрепить у детей умение рисовать в смешанной технике – рисование восковыми мелками с последующим закрашиванием акварелью.

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

В конце образовательной деятельности проведены элементы рефлексии. Заключительный этап включал в себя сюрпризный момент (подарок для детей). Выбранная форма организации образовательной деятельности для детей достаточно эффективна, все поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута. Данное мероприятие рекомендуется использовать для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, конкретнее с озером Байкал.


Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети друг за другом входят в помещение.

Воспитатель:

«Солнечные лучики»

 Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо!

Будет радостно, светло!

  1. Основная часть.

Раздается стук. Почтальон приносит голубой конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (Конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано.

Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат разрезанная картинка! Давайте мы сейчас ее соберём, и тогда мы узнаем от кого оно.

Дидактическое упражнение «Собери целое из частей»

Дети собирают картинку, в результате получилось изображение капельки.

Воспитатель: Ребята, нам прислал письмо Капелька, которая живет в красивом озере Байкал. Давайте мы с ним познакомимся.

Чтение письма

«Здравствуйте дорогие ребята!  Дорогие мои ребята, я приглашаю вас к себе в гости, где вы сможете узнать об озере Байкал, его обитателях. Но чтобы ко мне попасть, нужно пройти ряд препятствий. Мои подсказки подскажут, как ко мне добраться.

До встречи!»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам надо взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В царстве Байкала очутитесь!

Стихотворение «А что это такое?»  М Сергеев

Ребёнок: 

А что это такое, такое глубокое, холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может это небо? За сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Всё время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро –Байкал!

Воспитатель: Ребята — это стихотворение написано о прекрасном, могучем, глубоком и сказочном озере Байкал.

Слово «Байкал» означает с тюркого «Бай –куль» - «богатое озеро», а с бурятского «Байгал» - «огненное озеро». С озером связана прекрасная легенда.

Легенда о Байкале и Ангаре.

В давние-давние времена жил старик Байкал, сильно он любил свою дочку, красавицу Ангуру. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем.

Воспитатель: Вот первое задание – упражнение «Какой, какая, какое?» (на учебной доске – прикреплена капелька, где написано задание для детей).

Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?»

Озеро Байкал какое (холодное, красивое, большое, глубокое и т.д.)

Туча какая (большая, темная и т.д.)

Ветер какой (быстрый, мощный и т.д.)

Река какая (быстрая, бурная, широкая и т.д.)

Ответы детей

Воспитатель: Смотрите ребята в живом уголке лежит капелька, где указано следующее задание: определить для чего нужна вода. Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода?

Дидактическое упражнение «Для чего нужна вода?»

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вода нужна и растениям, и животным, и птицам, и людям, и всему живому. Продолжим наше путешествие, и сейчас мы выходим к зоне природы.

На Байкале обитает более тысячи видов животных и растений, которых нет больше нигде. И сейчас мы их назовём.

Дидактическая игра «Кто живет в воде?»

Воспитатель: Ребята давайте отгадаем загадки и жителей озера Байкал повторим.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О … (омуль)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все правильно. А сейчас время поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Вход Капельки.Звучит музыка П. Чайковский «Времена года».

Капелька: Здравствуйте ребята, здравствуйте мои друзья

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

Воспитатель: Капелька, мы с ребятами, долго тебя искали, много препятствий на нашем пути было. Но мы со всеми справились.

Капелька: Какие вы все молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в творческую мастерскую, где займемся рисованием. Сегодня вы будете рисовать рыбу омуль. Жёлтым восковым карандашом обводим трафарет из картона. Прорисуем серым восковым карандашом плавники, хвост, жабры, глаз. Также нарисуем дно водоёма: камушки, песок, водоросли и т.д. Затем акварельными красками закрасим всё пространство рядом с рыбой. Вода имеет холодную синюю гамму, используем синюю, голубую и фиолетовую краски.  Краску наносим на лист полностью.

Капелька: Чтобы приступить к работе, подготовим наши пальчики.  

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

(Дети выполняют движения руками по тексту)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спину изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Самостоятельная работа детей.

Капелька: Спасибо вам большое, вы порадовали меня своим творчеством, своей фантазией. За вашу помощь, я вам в дорожку гостинцев приготовила.

До свиданья!

Воспитатель: Нам пора обратно в группу. Ребята встаём в кружочек, закрываем глаза и повторяем движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять!

Оглянитесь, повернитесь,

В нашей группе окажитесь!

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, где мы были? Что мы делали?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались, у вас получились настоящие рыбы - омули. Вы выполнили все задания Капельки. Мы многое сегодня узнали и многому научились! Ваши работы мы оформим в выставку детского творчества в группе.


Заключение

В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме. На очереди долгосрочный проект «Волшебница Вода», в рамках которого будет осуществлены совместные с детьми опыты с водой: «Вода не имеет запаха»; «Тонет- не тонет»; «Что растворяется в воде» и другие.  Чтение литературных произведений о воде и водных источниках. Проведение занятий и развлечений. Также планируется приобщить родителей к работе детского сада и создать в группе мини-музей «Реки и озера России».

Список используемой литературы:

  1. Голицына Н. С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход». «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016.
  2. Ламакин  В.В. «Загадки Байкала», Детгиз, Ленинград, 1963 -57 с.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». Мозаика - Синтез, М. 2010 г – 180 с.
  4. Тарасенко Л. Т. «Путешествие капельки», Серия «Познавательные сказки». Экзамен, 2016 – 8 с.
  5. Шорыгина Т «Беседы о воде в природе», Серия «Вместе с детьми», Сфера, 2019 – 96 с.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» Пособии по экологии, разработки по экологии, «Ребенок и природа», №5 - 2002 г.
  7. https://po-baikalu.ru/blog/interesting-facts/mify-i-legendy/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...