Конспект НОД "Секреты озера Байкал"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие для дошкольников старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_sekrety_ozera_baykal_-_kopiya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Светлячок» г. Волжска Республики Марий Эл
Конспект НОД «Секреты озера Байкал»
в старшей группе
Номинация: «Методическая разработка ryманитарного урока».
Составилb и провелb:
воспитатель Шестакова О.Ф.
воспитатель Александрова С.А.
ДОУ № 19 «Светлячок»
Волжск, 2019
Пояснительная записка.
Непосредственно - образовательная деятельность (НОД) имеет направление «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Конспект НОД для детей 5-6 лет составлен с учетом ФГОС в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы ДОУ.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Байкале.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса.
2. Закреплять и расширять знания детей об озере Байкал, его обитателях, отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
3. Воспитание бережного отношения к флоре и фауне озера Байкал.
Непосредственно-образовательная деятельность разработана с учётом способностей и интересов детей. Образовательная деятельность проходит в одном игровом сюжете (путешествие к озеру). Для реализации задач подобраны методы и приёмы, помогающие детям в интересной и занимательной форме узнать что-то новое о природе России, закрепить уже имеющиеся у детей знания, узнать новый метод творческой деятельности, расширить знания об обитателях озера Байкал и т. д.:
- метод обследования, наглядности: просмотр презентации.
- словесный: беседа, использование художественного слова объяснение воспитателем заданий, вопросы к детям, загадки.
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД).
- практический: выполнение заданий детьми, использование игровых приёмов, эмоциональной заинтересованности.
Для более успешного решения поставленных задач с детьми была проведена предварительная работа: беседы об озере Байкал и его обитателях; загадывание загадок о животных, рыб и т.д. чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, картин: «Кому нужна вода?», «Для чего нужна вода?», «Водоёмы»; фотографий по теме, составление по ним рассказов; рисование и раскрашивание по теме в свободной деятельности. В группе проводилась выставка семейного творчества «Вода жизнь всему дала» (самодельные книжки). Дидактические игры и упражнения: «Кому нужна вода?», «Собери целое из частей», и др.
Образовательная деятельность соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 мин; включает в себя 3 этапа, которые предусматривают быструю смену деятельности. В процессе деятельности проведены игровой массаж на развитие общей моторики - упражнение «Как приятно в речке плавать!», и пальчиковая гимнастика «Рыбка», которые позволили избежать утомляемости детей. Все этапы занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
По содержанию образовательная деятельность является интегрированной, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
На основном этапе образовательной деятельности дети закрепить у детей умение рисовать в смешанной технике – рисование восковыми мелками с последующим закрашиванием акварелью.
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
В конце образовательной деятельности проведены элементы рефлексии. Заключительный этап включал в себя сюрпризный момент (подарок для детей). Выбранная форма организации образовательной деятельности для детей достаточно эффективна, все поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута. Данное мероприятие рекомендуется использовать для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, конкретнее с озером Байкал.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Дети друг за другом входят в помещение.
Воспитатель:
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо!
Будет радостно, светло!
- Основная часть.
Раздается стук. Почтальон приносит голубой конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (Конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь лежат разрезанная картинка! Давайте мы сейчас ее соберём, и тогда мы узнаем от кого оно.
Дидактическое упражнение «Собери целое из частей»
Дети собирают картинку, в результате получилось изображение капельки.
Воспитатель: Ребята, нам прислал письмо Капелька, которая живет в красивом озере Байкал. Давайте мы с ним познакомимся.
Чтение письма
«Здравствуйте дорогие ребята! Дорогие мои ребята, я приглашаю вас к себе в гости, где вы сможете узнать об озере Байкал, его обитателях. Но чтобы ко мне попасть, нужно пройти ряд препятствий. Мои подсказки подскажут, как ко мне добраться.
До встречи!»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам надо взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В царстве Байкала очутитесь!
Стихотворение «А что это такое?» М Сергеев
Ребёнок:
А что это такое, такое глубокое, холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может это небо? За сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Всё время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро –Байкал!
Воспитатель: Ребята — это стихотворение написано о прекрасном, могучем, глубоком и сказочном озере Байкал.
Слово «Байкал» означает с тюркого «Бай –куль» - «богатое озеро», а с бурятского «Байгал» - «огненное озеро». С озером связана прекрасная легенда.
Легенда о Байкале и Ангаре.
В давние-давние времена жил старик Байкал, сильно он любил свою дочку, красавицу Ангуру. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем.
Воспитатель: Вот первое задание – упражнение «Какой, какая, какое?» (на учебной доске – прикреплена капелька, где написано задание для детей).
Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?»
Озеро Байкал какое (холодное, красивое, большое, глубокое и т.д.)
Туча какая (большая, темная и т.д.)
Ветер какой (быстрый, мощный и т.д.)
Река какая (быстрая, бурная, широкая и т.д.)
Ответы детей
Воспитатель: Смотрите ребята в живом уголке лежит капелька, где указано следующее задание: определить для чего нужна вода. Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Давайте вспомним, кому и для чего нужна вода?
Дидактическое упражнение «Для чего нужна вода?»
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вода нужна и растениям, и животным, и птицам, и людям, и всему живому. Продолжим наше путешествие, и сейчас мы выходим к зоне природы.
На Байкале обитает более тысячи видов животных и растений, которых нет больше нигде. И сейчас мы их назовём.
Дидактическая игра «Кто живет в воде?»
Воспитатель: Ребята давайте отгадаем загадки и жителей озера Байкал повторим.
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Бледно-розова, нежна
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на О … (омуль)
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все правильно. А сейчас время поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Вход Капельки.Звучит музыка П. Чайковский «Времена года».
Капелька: Здравствуйте ребята, здравствуйте мои друзья
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна,
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
Воспитатель: Капелька, мы с ребятами, долго тебя искали, много препятствий на нашем пути было. Но мы со всеми справились.
Капелька: Какие вы все молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в творческую мастерскую, где займемся рисованием. Сегодня вы будете рисовать рыбу омуль. Жёлтым восковым карандашом обводим трафарет из картона. Прорисуем серым восковым карандашом плавники, хвост, жабры, глаз. Также нарисуем дно водоёма: камушки, песок, водоросли и т.д. Затем акварельными красками закрасим всё пространство рядом с рыбой. Вода имеет холодную синюю гамму, используем синюю, голубую и фиолетовую краски. Краску наносим на лист полностью.
Капелька: Чтобы приступить к работе, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
(Дети выполняют движения руками по тексту)
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спину изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Самостоятельная работа детей.
Капелька: Спасибо вам большое, вы порадовали меня своим творчеством, своей фантазией. За вашу помощь, я вам в дорожку гостинцев приготовила.
До свиданья!
Воспитатель: Нам пора обратно в группу. Ребята встаём в кружочек, закрываем глаза и повторяем движения за мной.
Раз, два, три, четыре, пять!
Оглянитесь, повернитесь,
В нашей группе окажитесь!
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, где мы были? Что мы делали?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались, у вас получились настоящие рыбы - омули. Вы выполнили все задания Капельки. Мы многое сегодня узнали и многому научились! Ваши работы мы оформим в выставку детского творчества в группе.
Заключение
В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме. На очереди долгосрочный проект «Волшебница Вода», в рамках которого будет осуществлены совместные с детьми опыты с водой: «Вода не имеет запаха»; «Тонет- не тонет»; «Что растворяется в воде» и другие. Чтение литературных произведений о воде и водных источниках. Проведение занятий и развлечений. Также планируется приобщить родителей к работе детского сада и создать в группе мини-музей «Реки и озера России».
Список используемой литературы:
- Голицына Н. С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход». «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2016.
- Ламакин В.В. «Загадки Байкала», Детгиз, Ленинград, 1963 -57 с.
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». Мозаика - Синтез, М. 2010 г – 180 с.
- Тарасенко Л. Т. «Путешествие капельки», Серия «Познавательные сказки». Экзамен, 2016 – 8 с.
- Шорыгина Т «Беседы о воде в природе», Серия «Вместе с детьми», Сфера, 2019 – 96 с.
- Журнал «Дошкольное воспитание» Пособии по экологии, разработки по экологии, «Ребенок и природа», №5 - 2002 г.
- https://po-baikalu.ru/blog/interesting-facts/mify-i-legendy/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Технология ТРИЗ "Системный оператор". Конспект НОД "Озеро Байкал - богатство нашего родного края."
Занятие об озере Байкал...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...