Мой родной край-Ямал
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Мой родной край – Ямал»
Цель:
Прививать любовь и уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие,а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:
Ямал наш край,
Ямал- наш дом,
Ямал – наша малая родина.
Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западносибирской равнины.
Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.
Ямал- «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?
Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.
Педагог: - Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
- Ребята, как называется столица нашего округа?
Дети: Столица нашего округа город Салехард.
Педагог: А мы с вами в каком городе живем?
Дети: Надым.
Педагог: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.
Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет –цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизникоренных народов Севера.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.
(Задание для детей. Собери герб и флаг).
Дети: – Ненцы.
Педагог:-Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы?
Дети: – В тундре.
Педагог: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Дети: – Чум.
Педагог: – Правильно, а как по-ненецки чум?
Педагог: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум
Педагог: – А кто знает из чего состоит чум?
Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.
Педагог: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?
Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.
Педагог: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора, а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).
- А что служит полом в чуме?
- Кладут доски, оленьи шкуры
- Чем согревают чум?
- Железной печкой
- Правильно в середину чума ставится железная печь.
Педагог: - а кто живет в чуме?
Дети: - большая дружная семья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей
Мы вам предлагаем поиграть игру:
Физкультминутка
«Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна, евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
(После игры, все ребята садятся за столы).
Педагог: - Как вы думаете, в тундре холодно?
Дети: Холодно.
Педагог:- Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.
Педагог:А как называется верхняя мужская одежда?
Дети:«Малица».
Педагог:А как называется верхняя женская одежда?
Дети: «Ягугка».
Педагог: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).
-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.
Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?
Дети: «Ягушка».
Воспитатель:Чем отличатся малица от ягушки?
Дети:У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
Педагог: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)
Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)
Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?
Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.
«Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» «Подобный чуму» щучьи зубы.
Выполняем роспись малицы.
Педагог: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию «Мой край Ямал». (обобщение опыта)
Актуальность проекта: Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с рождения. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную ро...
Проект "Мой любимый край Ямал"
проект для детей старшей группы....
Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)
Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)...
«Природа моего края - Ямал!».
Экологическое мероприятие для детей младшего дошкольного возраста и их родителей «Природа моего края - Ямал!»....
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Рабочая программа по НРК "Мой родной край - Ямал"
примерная рабочая программа по национальному компоненту для воспитателей...
проект "Мой край Ямал"
Проект ориентирован на воспитанников, их родителей и педагогов учреждения. При реализации проекта планируется взаимодействие с другими учреждениями города: музей, библиотечно-информационный центр....