Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»
проект (старшая группа)
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный проект вовлечены дети и воспитатели старшей группы «Фантазёры», родители детей данной группы, социальные институты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yamal-mal_da_udal.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»»
Педагогический проект
по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста
«Ямал – мал, да удал…»
Подготовила: Сязи М.Н.,
воспитатель
2021г.
АННОТАЦИЯ
Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный проект вовлечены дети и воспитатели старшей группы «Фантазёры», родители детей данной группы, социальные институты.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родине. Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Общение с детьми по на тему «Ямал – мой край в котором я живу» показало отсутствие у детей системных знаний об этом северном крае: его особенностях, богатствах, истории, народах. Причиной этому послужило отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, скудную методическую и дидактическую базу детского сада села, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации этнокультурного компонента содержания, отражающего особенности нашего региона. Таким образом самой удобной формой комплексного изучения с детьми данной темы является создание проекта «Я частица твоя, мой Ямал»
Целеполагание: так как для родителей Ямал не является малой родиной, они не уделяют должного внимания знакомству с Ямалом, как местом, в котором они живут, как малой родине их детей. Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему. Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения нашего края.
Цель: формирование представлений о Ямале, воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем.
Задачи:
- Расширять и углублять представления детей о географических особенностях Ямала; познакомить с символикой ЯНАО, расширить представления детей о жизни коренных народов Ямала, о природе Ямала, об истории освоения Севера.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, кругозор, связную речь; расширять и активизировать словарь по данной теме.
- Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным краем
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели,
родители (законные представители), специалисты.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный
Этапы проекта:
- Выбор темы проекта, постановка целей и задач.
- Разработка проекта: планирование работы для достижения задач, выбор направлений, форм работы, изучение методической, научной, художественной литературы, сбор информации, организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
- Практическая работа над проектом.
- Презентация проекта.
- Постановка новых целей и задач.
Работа по проекту «Я частица твоя, мой Ямал» ведется систематически в течение года. Проект подразделяется на 4 мини-проектов: «Ямал на карте России. Символика региона», «Природа Ямала», «Коренные народы Ямала», «Люди, открывшие Север».
Для достижения целей и задач проекта мы успешно используем различные формы работы.
Разработаны ряд занятий познавательно-речевого цикла, на которых дети знакомятся с особенностями, природой и людьми родного края. Организовываются познавательные рассказы педагогами, обсуждение, беседы, моделирование ситуаций, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, заочные путешествия, разнообразные виды игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры. Самыми эффективнымиявляются посещение краеведческих музеев, праздника народов Севера, заочные путешествия, экскурсии. На занятиях художественно-эстетического цикла ребята знакомятся с авторскими песнями о родном крае; сказками народов Севера, художественными произведениями поэтов и писателей представителей коренных народов Севера, картинами художников родного края, народным творчеством коренных народов, в своих работах дети отражают полученные знания и впечатления, воплощают в работах свои фантазии.
Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. В уголках по краеведению находится иллюстрированный материал, буклеты про город, край, книгифотоальбомы, видеофильмы, диски с записью песен о городе, крае; настольно-печатные дидактические игры; созданы макеты, родного города,стойбища ненцев
Родители воспитанников – активные участники в реализации данных проектов. Совместные экскурсии, походы, занятия, семейные гостиные, знакомство с профессиями родителей, конкурсы совместных творческих работ – такие формы работы практикуются в нашей работе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ
(межгрупповой, информационно-творческий, краткосрочный)
«Ямал на карте России. Символика региона»
1 этап
Цель: формировать представления детей о ЯНАО, как орегионе Российской федерации; вызвать интерес к родному краю, желание побольше узнать о его истории.
Задачи:
- Дать представление о местоположении Ямала;
- Познакомить с символикой ЯНАО, столицей нашего округа; с городами округа (Надым, Ноябрск, Лабытнанги, Тарко-Сале, Губкинский, Муравленко);
- Дать представления о характерных климатических особенностях;
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь к родному краю, желание побольше узнать о его истории.
Предполагаемый результат:
У детей систематизированы представление о географических особенностях Ямала, вызван интерес к дальнейшему ознакомлению Ямалом, родители более заинтересованы к общению с детьми о регионе.
2 этап. Разработка проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
- Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
- Изучить научную, методическую литературу по данной теме
- Установить связь для проведения экскурсий.
- Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
- Написать перспективный план мероприятий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.
3 этап. Практическая работа над проектом.
Формы работы:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Интервьюирование на тему «Ты на карту посмотри и Ямал на ней найди», Сюжетно-ролевые игры «Семья. Путешествие по Ямалу», «Поездка в Салехард», «Я – экскурсовод»; Игры настольные «Путешествие по городам Ямала», «Кто на Ямале живет», развивающие и дидактические игры «Найди (составь) флаг (герб)», «Узнай по описанию», «Фотографы», «Узнай по описанию (фотографии) место, где я нахожусь», «Найди на карте России» «Сложи картинку», «До и после» Общение на темы «Мы разные, но мы вместе», «Салехард – столица Ямала», «Ямал – частица России» Моделирование игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций, ТРИЗ «Жить на Севере хорошо…, плохо…», «Где бы я жил, если бы не было Уренгоя» |
«Познавательное развитие» | НОД «Осень в городе», «Мой округ. Символика», «Мой родной Ямал» Заочные путешествия по Ямалу, работа с картой и глобусом. Общение на темы «Салехард – столица Ямала», «Ямал – край Земли», «Города Ямала»; Загадки, головоломки, ребусы; Познавательные рассказы педагога «История герба», «Города Ямала», «Ямал- -край Земли» Составление схем города и маршрутов путешествия Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций,презентаций; Составление альбомов «Ямал – мой дом», «Города Ямала», «Символика нашего края», «Родной Уренгой» |
«Речевое развитие» | Разучивание стихотворений о родном крае; Разбор пословиц и поговорок о малой родине. Составление творческих рассказов,рассказов-рассуждений «Города Ямала в будущем», «Полет над Ямалом», «Если бы я был архитектором», «Что бы я изобразил на гербе», загадок. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Чтение и обсуждение научно- популярной литературы по данной теме (Р.Ругин «Салехард» (отрывок); Е.Г. Сусой «Песни дорожные и трудовые»; И. Истомин «На Ямале мы живём»). Чтение и обсуждение очерков, статей из газет и журналов о родном крае и городе, городах Ямала; Прослушивание и разучивание песен о крае. Театрализованные и режиссерские игры«Мы- архитекторы», «Путешествие Незнайки на край Земли» Продуктивная деятельность: оформление коллажа «Города Ямала», изготовление макета «Улицы нашего города», рисование «Флаг нашего края» «Сова – символ города», аппликация «Улицы нашего города», пластилинография «Герб Ямала», |
«Физическое развитие» | «Спортивный досуг «Путешествие по Северному краю» |
«Работа с родителями» | Совместные экскурсии. Участие родителей в подборе материала для тематических выставок, альбомов, презентаций «Ямал – край Земли»». Изготовление атрибутов, и пособий для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Семейные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала |
4 этап. Презентация проекта
Оформление альбомов: «Ямал – частица России»
Оформление информационного уголка «Край в котором я живу»
Тематические выставки
Создание совместно с родителями мини-презентаций «Моё любимое место в городе»
Открытый просмотр НОД «Ты на карту посмотри и Ямал на ней найди»
5 этап. Постановка новых целей и задач
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙМИНИ-ПРОЕКТ
(межгрупповой, информационно-творческий, краткосрочный)
«Природа Ямала»
I этап
Цель: углубить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире края; формировать навыки правильного поведения в природе.
Задачи:
- Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе.
- Углубить и конкретизировать представления детей о растительном и животном мире нашего города (познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод, с разнообразием плодов и семян; дать представление об олене,как диком и домашнем животном, о его значении в жизни коренных народов Севера)
- Дать представление о реках Ямала; о реке Обь, как самой полноводной реке Ямала.
- Познакомить детей с ядовитыми растениями и грибами, лекарственными растениями, которые растут в нашем лесу, научить различать их по внешнему виду.
- Развивать представления детей о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- Формировать представление об оседлых и перелётных птицах, обитателях северных водоёмов;
- Продолжать знакомить детей с Красной книгой ЯНАО.
- Развивать представления детей о том, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут птицы, звери, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных огромное влияние оказывают чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать познавательную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость разнообразия и внешности животных и растений от климатических условий), творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
- Воспитывать бережное, гуманное, заботливое отношение к природе родного края, желание приумножать красоту родной природы, навыки природоохранного, безопасного поведения в природе.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы первоначальные представления о живой и неживой природе Ямала
- Сформированы умения различать разные виды животных и растений Ямала
- Сформированы первоначальные представления об экологической безопасности, навыки безопасного поведения в природе.
- Сформированы первоначальные навыки экологического воспитания, навыки бережного отношения к природе.
- У детей вызван интерес к дальнейшему изучению природы Ямала
- Родители более ответственны в воспитании экологической культуры детей.
2 этап. Разработка проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
- Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
- Изучить научную, методическую литературу по данной теме
- Установить связь для проведения экскурсий.
- Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
- Написать перспективный план мероприятий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.
3 этап. Практическая работа над проектом.
Формы работы:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры «В тундру на пикник», «На рыбалку», «В тундру по грибы»; Игровые ситуации «Юные натуралисты» Настольно-печатные, развивающие, дидактические игры «Сложи узор», «Чей листочек», «Что растет на болоте, в лесотундре», «Угадай по описанию», «Варим варенье», «Кто где живет», «Животные тундры», «Зоологическое лото», «Животный мир», «Собери под зонтик», «С какой ветки детки», «Отгадай загадку», «Грибы, ягоды нашего леса», «Когда это бывает», «Сбор ягод», «Что где растет», «Четвертый – лишний», «Что перепутал художник», «Чего не хватает» и тд. Сбор природного материала для продуктивной деятельности. Трудовая деятельность на участке детского сада, в природных уголках детского сада и группы. |
«Познавательное развитие» | НОД «Природа Ямала» Целевые экскурсии в тундру, по городу; Посещение экологической станции и музеев города; Познавательные рассказы педагога «Аптека под ногами» «Опасные растения», «Красная книга Ямала», «Что такое тундра», «Почему осенью листья желтеют и опадают?», «В природе все взаимосвязано», «Карлики, живущие в тундре», «Обь – кормилица Ямала». Общения на темы «Сестричка ели», «Кто живёт в воде» «Болото – болотище», «Лес-это не просто деревья», «Почему нельзя ловить стрекоз», «Что мне рассказал олень», «Что мне рассказало дерево», «Речные просторы» Наблюдения «Сезонные изменения», «Долгота дня», «Высота стояния солнца», «Поведение птиц в природе», «Деревья в разные сезоны», «Река в разное время года», «Следы на снегу», «Разное небо» Опыты и эксперименты «Путешествие солнечного луча», «Замерзшая вода двигает камни», «Как маскируются животные, «Превращения воды», «Этот удивительный мох (ягель)», по ознакомлению со свойствами различных материалов: железа, дерева, пластмассы, стекла. Решение проблемных ситуаций «Как выжить в тундре зимой (летом)», «У речки», «На болоте» Составление гербария. Рассматривание репродукций, иллюстраций, картин, альбомов, презентаций о природе Ямала. |
«Речевое развитие» | Заучивание стихов и загадок о природе Ямала. Разбор пословиц и поговорок «Сломать дерево – секунда, вырастить – года», «Растенье – Земли украшение», «Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт» и др. Составление творческих рассказов «Интервьюирование леса», «Путешествие капельки», «Как я побывал в тундре с родителями» |
«Художественно-эстетическое развитие» | Чтение и обсуждение научно- популярной литературы по данной теме (ненецкие сказки о природе, литературные загадки Л. Лапцуя, стихи П. Явтысай «Весна в тундре», «Пуночки», «Полярная сова», «Пушица», «Иван-Чай»,Ю.Шесталов «Олень», «Налим» и др.) Чтение и обсуждение очерков, статей из газет и журналов о природе Ямала; Прослушивание и разучивание песен о природе родного края. Слушание «Звуки природы». Имитация движений «Пробуждение природы», «Оленья упряжка», «Перелёт птиц» Музыкально-ритмические движения по желанию детей. Игры- театрализации, этюды «В лес по ягоды», «Выросли деревья в тундре», «Рыбаки на речке» Режиссерские игры «Как заяц от лисы спасался», «Умка», «Приключения мамантёнка» Продуктивная деятельность: составление коллажа «Что на Ямале растёт, кто на Ямале живёт», лепка «Животные Севера» (коллективная), «Дары тундры», рисование «Северный пейзаж», «Северное сияние», ниткография «Северный и южный полюса», аппликация (коллективная) «Олени в тундре» (резанные нитки), поделки из природного материала, участие в выставках, конкурсах, оригами «Гриб», конструирование из бумаги и картона «Деревья» |
«Физическое развитие» | Игровые упражнения «Кто быстрее соберёт», «Перейди болото по кочкам», эстафета «Лесные приключения» |
«Работа с родителями» | Совместные экскурсии. Участие родителей в подборе материала для тематических выставок, альбомов, презентаций «Природа Ямала». Изготовление атрибутов, и пособий для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Семейные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала Участие в конкурсах совместных творческих работ. |
IV этап. Презентация проекта:
Открытый просмотр НОД «Природа Ямала»,
Создание тематических альбомов, презентаций
Оформление тематических выставок
V этап. Определение задач для новых проектов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ
(межгрупповой, информационно-творческий, краткосрочный)
«Коренные народы Ямала»
1 этап
Цель:дать первоначальное представление о жизни и самобытности коренных народов Севера, условиях их проживания.
Задачи:
- Дать представление о разных этнических группах (ненцах, хантах, селькупах)
- Дать представление об устроенности быта этих народов: жилище и его устройство (чум, яранга), традиционной одежде (ягушка, малица, кисы и т.д.), средствами передвижения (оленья упряжка, современные (снегоходы, вездеходы, вертолёты) и т.д.), средствами обихода (посуда и др. утварь), образом жизни.
- Дать представление об основных занятиях коренных народов: мужчин (оленеводство, рыболовство, охота), женщин (обустройство обихода), детей (помощь родителям, получение образования).
- Расширять представления о жизни детей - коренных представителях Ямала (занятия, образ жизни, игры).
- Дать представление о народном творчестве (плетение и вышивка бисером, использование орнаментов, поделки из рогов оленей и т.д.),традициях народов Севера.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственную связь между условиями проживания и образом жизни северных народов, познавательную активность,творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
- Воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей Ямала.
Предполагаемый результат:
- У детей систематизированы представления о жизни и самобытности коренных жителей Ямала.
- Вызван интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей Ямала.
- Вызван интерес к дальнейшему познанию жизни коренных народов Ямала,
- Родители более заинтересованы к общению с детьми о жизни коренных народах Севера.
2 этап. Разработка проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
- Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
- Изучить научную, методическую литературу по данной теме
- Установить связь для проведения экскурсий.
- Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
- Написать перспективный план мероприятий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.
3 этап. Практическая работа над проектом.
Формы работы:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Посещение «Праздника народов Севера» Сюжетно-ролевые игры «Семья в чуме», «Охота и рыбалка», «Стойбище олений» Настольно-печатные, развивающие, дидактические игры «»Сложи узор», «Чего не хватает», «Что для чего нужно», «Что сначала, что потом», «До и после», «Разрезные картинки», «Что перепутал художник», «Что из чего», «Что изменилось» Сбор природного материала для продуктивной деятельности. |
«Познавательное развитие» | Общение с детьми на темы «Ямал – пастушья страна», «Рыбаки на промысле», « Во что играют ненецкие дети», «Значение оленя в жизни ненцев» Чтение познавательных рассказов «Почему ненцы кочуют по тундре», «Клад на голове оленя», «Познавательная сказка о жизни шамана» Решение проблемных ситуаций «Если бы не было северных оленей», «Если загрязнить северные реки», Рассматривание репродукций, иллюстраций, фотографий, презентаций на данную тему. Загадки, викторины, конкурсы. |
«Речевое развитие» | НОД «Чтение и пересказ ненецкой сказки «Кукушка», Составление творческих рассказов «Если бы я жл в чуме», «Мой друг- -тундровик» Составление и заучивание загадок Разучивание стихотворений Л.Лапцуя Разбор пословиц и поговорок «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час», «Где родился, там и пригодился» |
«Художественно-эстетическое развитие» | Чтение и обсуждение научно- популярной и художественной литературы по данной теме (М. Борисова «Олени ждут солнца», Н. Сладков «В тундре», П. Явтысый «Как ненец-пастух рыбаком стал» Ю. Велла «Песня ненецкого мальчика», стихотворений Л.Лапцуя, И. Истомина, ненецких сказок «»Хозяин и работник», «Как лиса богатство добывала», «Человек и собака», «Кто сильнее», нанайской сказки «Айога», селькупской сказки «Давно это было» Чтение и обсуждение очерков, статей из газет и журналов по данной теме. Прослушивание и разучивание песен. Слушание «Звуки природы», звучание ненецких музыкальных инструментов, ненецких колыбельных и других песен. Имитация движений «Ловля оленей», «Полёт куропатки», «Набрось аркан». Музыкально-ритмические движения по желанию детей. Игры- театрализации, этюды «Рыбалка», «Охота», «Загон оленей» Режиссерские игры с макетом «Стойбище оленей» Продуктивная деятельность: создание макета «Стойбище оленей», коллажа «Одежа ненцев», изготовление масок для подвижных игр, рисование на тему «Жизнь в стойбище», изготовление по трафарету фигурок животных и людей для настольного театра, украшение одежды северным орнаментом в технике аппликации, изготовление макета чума из бросового материала, участие в выставках художественного творчества. |
«Физическое развитие» | Подвижные игры народов Ямала :«Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», «Набрось тынзян», « Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новом стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Нарты –сани», «Полярная сова и евражки», «Отбивка оленей» и др.; |
«Работа с родителями» | Посещение «Праздника народов Севера», краеведческого музея. Совместные экскурсии. Участие родителей в подборе материала для тематических выставок, альбомов, презентаций «Коренные народы Севера»». Изготовление атрибутов, и пособий для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Семейные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала Участие в конкурсах совместных творческих работ. Участие в акциях «Посылка тундровикам», «Игрушки для детей ненецкого посёлка» |
IV этап. Презентация проекта:
Создание макета «Стойбище оленей»
Выпуск газеты «Праздник народов Севера»
Оформление тематической выставки, альбомов, презентаций.
Участие втеатральной недели с показом постановки кукольного театра Би-ба-боненецкой сказки «Кукушка»
V этап. Определение задач для новых проектов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МИНИ-ПРОЕКТ
(межгрупповой, информационно-творческий, краткосрочный)
«Люди, открывшие Север»
Цель:дать первоначальное представления об истории освоения Севера, понимание того, что Ямал является малой родиной для многих детей.
Задачи:
- Дать первоначальные представления о причине освоения Севера (открытие месторождений нефти и газа), истории возникновения городов Ямала.
- Познакомить с понятием «первопроходцы», памятниками в честь них.
- Обобщить знания об основных и вспомогательных профессиях Ямальцев, важности их профессий.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
- Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- У детей сформированы первоначальные представления о профессияхвзрослых, работающих в нашем городе.
- Сформировано представление о малой родине .
- У детей вызвана познавательная активность, развиваются творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, самостоятельность и ответственность.
- Интерес и участие родителей к реализации проекта.
2 этап. Разработка проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
- Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
- Изучить научную, методическую литературу по данной теме
- Установить связь для проведения экскурсий.
- Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
- Написать перспективный план мероприятий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.
3 этап. Практическая работа над проектом.
Формы работы:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Общение на темы «Как много хороших и разных профессий», «Профессии наших родителей». Развивающие игры «Что перепутал художник», «Где спрятался газ (нефть)»,«Назови профессию», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Отгадай загадку», «Кто больше назовет действий», «В магазине побывали, все профессии узнали», «Самый внимательный», «Пожарная команда» и т.д. Сюжетно-ролевые игры «Мы - водители», «Мы - строители», «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Салон связи», «На буровой» и т.д. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций на тему «Профессии». Отгадывание загадок о профессиях. |
«Познавательное развитие» | .Познавательные рассказы педагога «Они прославили наш город», «Первые профессии города», «Геологи – разведчики» Общение: «Мой город – моя семья», «Что делают наши мамы и папы», «Трудом великим славен человек» (буровик, строитель, учитель), «В недрах Земли» Моделирование проблемных ситуаций «Авария на скважине», «Пожар», «Если бы не было бензина» |
«Речевое развитие» | Составление творческих рассказов «История моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей», «Когда я вырасту, я стану…», «Труд моих бабушек и дедушек», «Кто работает на буровой». Заучивание стихотворений. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Чтение и обсуждение научно-популярной литературы для детей очерков, статей из газет и журналов по данной теме. Прослушивание и разучивание песен. Театрализованные игры по мотивам стихотворений «Чем пахнут ремёсла», «Кем стать» Продуктивная деятельность: оформление коллажа «Профессии города», макета «Улицы нашего города», конструирование из строительного и бросового материала «Буровая вышка», «Мосты и дороги Ямала», рисование на тему «Огни буровой», оформление альбомов, выставок по данной тематике. |
«Физическое развитие» | Спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья», «Наши папы лучше всех» |
«Работа с родителями» | Совместные экскурсии. Участие родителей в подборе материала для тематических выставок, альбомов, презентаций «История нашего города», «Профессии нашего города» «История моей семьи» Изготовление атрибутов, и пособий для сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Семейные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала Участие в конкурсах совместных творческих работ. Участие в акциях «Посылка тундровикам», «Игрушки для детей ненецкого посёлка» |
IV этап. Презентация проекта:
Создание макета «Улицы нашего города»
Выпуск газеты «Все работы хороши»
Оформление тематической выставки, альбомов, презентаций.
V этап. Определение задач для новых проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации данных проектов выявилось, что интеграция образовательных областей более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в ходе проведения данной работы; у детей появляется особая широта интересов (стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее сферах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой), воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Формы работы являются интересными для детей.
Особенно с нетерпением дети ждут презентации проектов, составленные совместно с родителями, чтобы показать чего они достигли и с большим удовольствием делятся своими впечатлениями.
Проектный метод в деятельности детского сада на практике показывает свое преимущество и эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"
Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Истринское водохранилище»
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Истринское водохранилище»...
ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»
Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....
Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...