Проект "Приокско-Террасный заповедник"
проект (подготовительная группа) на тему

Сотникова Елена Владимировна

Проект для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednik.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Приокско-Террасный заповедник – жемчужина Подмосковья»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вам опыт работы по организации проектной деятельности в нашем детском саду на примере проекта «Приокско-Террасный заповедник – жемчужина Подмосковья».

Проектная деятельность – универсальная педагогическая технология, позволяющая реализовать все основные принципы дошкольного образования. Метод проектов дает педагогу возможность создать оптимальные условия для полноценного взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе, поддержать интерес и направить инициативу ребенка в различных видах детской деятельности.

Проект как единая система познавательного и творческого взаимодействия позволяет педагогу построить образовательную деятельность на основе возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, раскрыть его способности и творческий потенциал как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Основой метода проектов является направленность деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) над определенной практической темой. Взаимодействие всех участников образовательного процесса – очень важное условие детского развития, потому что в совместной деятельности с родителями у детей появляется желание реализовать себя в полной мере своих способностей и возможностей, формируется мотивация к различным видам деятельности, в том числе, что немаловажно, к познавательной активности.

Именно поэтому я выбрала проектную деятельность основной технологией своей педагогической практики. В своей работе я использую различные проекты, но особое внимание уделяю проектам, направленным на формирование экологической культуры воспитанников, так как это направление является одним из приоритетных в работе нашего детского сада. А сейчас я подробнее расскажу о проекте «Приокско-Террасный заповедник».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие возможности для вовлечения ребёнка в разнообразную деятельность, что позволяет заложить основы экологической культуры, влияет на развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Природные заповедники, являющиеся резерватами дикой природы, формируют уникальную образовательную среду, обладающую большими возможностями в плане экологического воспитания дошкольников.

Цель проекта – формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд

Для реализации цели проекта, были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать представления о растениях и животных Приокско-Террасного заповедника;
  2. Знакомить с правилами поведения на территории заповедника;
  3. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным.

Работу по реализации проекта я начала с беседы с детьми о заповедниках, о том, что это за организации, на что направлена их деятельность, какова их значимость.

Вторая беседа была посвящена уже конкретно главной экологической достопримечательности Подмосковья – Приокско-Террасному заповеднику, просмотру фото и видеоматериалов.

Тема заповедных мест и исчезающих животных была раскрыта в непрерывной образовательной деятельности «Красная книга России» и «Заповедник Южного Подмосковья».

Цель этих занятий: пробудить в детях интерес к родной природе и желание сохранять и оберегать ее. На занятиях по формированию экологической культуры активно использовались информационно-коммуникационные технологии.

Это был первый, организационный этап проекта.

На этом этапе осуществлялось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Были разработаны и проведены консультации «Роль природы во всестороннем развитии детей», «История и цель создания Приокско-Террасного заповедника». А еще состоялось мероприятие, посвященное организации экскурсии. Сначала дети выступили с рассказами о том, что же они увидят в заповеднике, прочитали стихи о бережном отношении к природе, а потом мы обсудили организационные моменты экскурсии. Не могу не отметить, что все родители активно поддержали идею выезда в заповедник. А те родители, которые водят в наш садик еще и младших детей, даже спрашивали, будет ли организована еще одна поездка с ними. Конечно, очень большую роль играет в реализации подобных проектов поддержка родителей. И вот, дети все в предвкушении...

Вторым, содержательным этапом проекта выступила сама экскурсия с детьми в Приокско-Террасный заповедник.

В процессе организации экскурсии я ознакомилась с сайтом Приокско-Террасного заповедника, с правилами его посещения. И узнала, что работа с дошкольниками относится к числу важных направлений эколого-просветительской деятельности сотрудников Приокско-Террасного заповедника.

Для дошкольников в заповеднике есть особый маршрут по экологической тропе «Вместе с природой», где дети с интересом слушают рассказы и отвечают на вопросы экскурсоводов. В основном, эта работа проводится летом или в теплое время года в форме занятий на природе, целью которых является закрепление положительного отношения к природе.

Также на сайте заповедника предупреждали, что кормить животных строго запрещается, зато, если вы хотите помочь заповеднику, можно привести угощение для питомцев с собой (яблоки, морковь). Продукты, предназначенные для кормления животных, пройдут строгий контроль со стороны сотрудников заповедника, а потом обязательно поступят по назначению. Когда я рассказала об этом ребятам, они вспомнили, что на территории нашего детского сада есть яблоневый сад. Захотели привести зубрам угощение и с удовольствием принялись собирать яблоки. Мы привезли с собой в заповедник три мешка яблок.

На экскурсии дети познакомились с природой заповедника и ее обитателями в естественных условиях.

Многие из детей впервые увидели живых зубров и бизонов и во время прогулки научились их различать.

В конце экскурсии детям посчастливилось увидеть пятнистых оленей и кабана Василия с его невестой Василисой. Ребята получили огромное удовольствие от того, что им разрешили покормить их желудями, которые они собрали, пока проходили маршрут по экологической тропе.

А пребывание на свежем воздухе в лесу благотворно сказалось на эмоциональном состоянии, настроении и физическом развитии детей.

Вернулись ребята с экскурсии с огромным багажом новых знаний и впечатлений. Много говорили, спрашивали, обсуждали поездку. И в итоге родилась идея организовать мероприятие для детей других групп детского сада и для родителей, чтобы поделиться впечатлениями. Дети восприняли это с энтузиазмом и начали сразу же предлагать идеи: а давайте, нарисуем, а давайте, фотографии покажем и расскажем. Эта деятельность стала третьим, результативным этапом проекта.

Сначала мы устроили выставку-конкурс детских рисунков «Что мне больше всего понравилось в заповеднике». Выставку разместили на стенде в холле, где все дети и родители могли ее увидеть.

Вторым этапом подготовки мероприятия стало оформление фото-отчета. Мы с ребятами просмотрели все фотографии, которые сделали в заповеднике и решили, что на фотовыставке непременно нужно отразить всех обитателей, а не только зубров.

В итоге фотовыставку украсили фотографии пятнистых оленей, кабанов, зубров, бизонов, видов природы и даже большого гриба.

Чтобы наше мероприятие стало не просто красиво оформленным, но еще и информативным, призывающим сохранять родную природу, я предложила ребятам оформить Красную книгу, в которую поместить представителей флоры и фауны заповедника. Предложила ребятам раскраски зубров, оленей, кабанов и растений, занесенных в Красную книгу Московской области. Все работы детей мы оформили в красную папку с файлами. А для презентации с каждым из детей мы подготовили краткий рассказ о том исчезающем животном или растении, которое ребенок разукрашивал.

К нашему итоговому мероприятию мы подготовили:

  • лучшие рисунки зубров;
  • фото-отчет о посещении заповедника;
  • Красную книгу с рассказами;
  • стихотворения о любви к природе и сохранении ее первозданного вида.

Наше экологическое мероприятие прошло в два этапа.

На первом этапе познакомили с Приокско-Террасным заповедником детей средней и старшей групп нашего детского сада. Мои воспитанники рассказали своим друзьям о посещении заповедника, показали Красную книгу и выступили с подготовленными рассказами о редких видах животных и растений.

На втором этапе мы пригласили родителей воспитанников на праздничное мероприятие «Юные экологи». В рамках праздника проходила и презентация нашей фотовыставки на большом экране. Дети с удовольствием рассказывали родителям о том, что узнали в заповеднике, о нашей Красной книге, о фотографиях и о своих впечатлениях.

Таким образом, проект «Приокско-Террасный заповедник» воспитывает бережное отношение к природе родного края, формирует неравнодушную ответственную личность.

В заключение хочу отметить, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Мне близка позиция доктора биологических наук Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в присвоении навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Именно такую направленность носила экскурсия по заповеднику. Экскурсоводы не просто рассказывали о флоре и фауне заповедника, но и подчеркивали важность и значимость каждого обитателя, всех животных и растений.

На итоговом мероприятии «Приокско-Террасный заповедник» мои воспитанники, рассказывая своим родителям и другим детям об экскурсии, говорили, что в заповеднике нельзя сорвать ни травинки, а потом добавляли, что не только в заповеднике, а вообще нужно всегда относиться к природе бережно, с любовью и заботой.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что задачи, поставленные перед реализацией проекта, решены, цель проекта – достигнута.

Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое заповедник

Экологическое занятие....

Экологический праздник "Путешествие по заповеднику"

Познакомить детей с уникальной природой Саяно-Шушенского биосферного заповедника, закрепить правила поведения на территории особоохраняемых обектов....

«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект занятия"День Заповедников и национальных парков. Керженский заповедник"

День заповедников и национальных парков — официальный праздник, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечает...

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....

Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "В гостях у Феи заповедника".

Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедник Столбы»....