Экологический праздник "Путешествие по заповеднику"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Познакомить детей с уникальной природой Саяно-Шушенского биосферного заповедника, закрепить правила поведения на территории особоохраняемых обектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prazdnik.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический праздник « Путешествие по заповеднику».
Цель:
- развивать познавательную активность детей;
- формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;
- продолжать знакомство с многообразием животного и растительного мира региона;
- познакомить детей с Красной книгой, ее значением;
- способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу;
- развивать речь детей;
- развивать творческое воображение и коммуникативные качества;
Материал: кроссворд, видеозаписи о заповеднике, красная книга, атрибуты для игр, музыкальное сопровождение.
Ход:
Ведущий: Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Интересно, что в нем ?
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я целый день.
Все в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень.
Я – веселый старичок.
Старичок – лесовичок.
( мой адрес : Саяно – Шушенский биосферный заповедник)
Ну, что, ребята, принимаем приглашение старичка – лесовичка?
Все, что мы встретим в пути, о чем узнаем, мы будем записывать в кроссворд. Когда мы заполним все клеточки, то у нас получится интересное ключевое слово.
С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы,
Уши, чтобы послушать « голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути.
Давайте сядем на опушку леса и послушаем звуки леса. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса!
звучит музыка «»
- Какой воздух в лесу?
- Что вы слышали?
Правильно вы слышали музыку леса. И первое слово, которое появляется в нашем кроссворде это слово музыка. ( ребенок вписывает слово в клеточки)
Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.
- Игра « Собери рюкзак»
( 2 команды- девочки и мальчики, из набора предметов выбирают то, что пригодится в походе. Дать краткое обоснование своего выбора)
Ну вот, теперь можно и отправляться в путь!
- Звучит бодрая музыка, дети шагают к новым заданиям.
Вот мы и попали с вами в заповедник.
- Кто знает, что такое заповедник?
- Для чего создают заповедники?
Заповедник – это остров спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты.
Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.
В лесу, как у людей, есть многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны), ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже - высокие кустарники и подрастающие деревца; а самый нижний этаж занимают травы и мох.
Давайте расселим растения в свои квартиры.
- Игра « Пирамида »
( из набора картинок выбрать нужные изображения растений и разместить на модели леса)
Пирамида – это следующее слово, которое должно появиться в нашем кроссворде.
( ведущий вписывает слово)
Из –за елочки появляется Лесовичок.
- Здравствуйте, юные туристы! Я вижу, получили вы мое письмо, очень рад видеть вас в своем заповеднике. Я слышал, как вы разговаривали о растениях. А вы знаете, что может произойти с природой, если ее не беречь и не охранять? Хотите узнать?
- Игра « Разрушенный дом»
Ход: Дети стоят в кругу, опоясанные веревкой. Все они – обитатели леса, которые жили
себе, не тужили, каждый по – своему, пока лесу люди не надумали построить дорогу.
Для этого они срубили деревья, и животные, которые жили в этой части леса, остались
без жилья.
В лесу стало теснее (лесовичок стягивает веревку).
Но люди не только проложили дорогу, но и решили построить поселок.
Вырубили лес на постройку домов. (лесовичок постепенно стягивает веревку)
Животным в лесу стало еще теснее, выбора у многих животных не осталось и они погибли.
Так могут погибнуть все животные, если человек без конца будет теснить их.
Вот для того, чтобы не случилось такой беды, и существуют заповедники-
острова жизни для растений и животных.
Как вы думаете, что такое лес? ( это дом, в котором живут растения и животные).
Лесовичок вписывает в кроссворд слово дом.
Ребята, вы находитесь на лесной полянке. Вы ничего не заметили? Вам все нравится?
( много мусора, разбитое стекло, банки, бумага, пакеты)
- Что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в лесу?
Ребенок читает отрывок из стихотворения С. Михалкова « Прогулка».
А на солнечной полянке
Тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло,
Всюду битое стекло.
Здесь до нас уже сидели,
Жгли костры, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Лесовичок предлагает навести порядок на полянке.
Проблемная ситуация:
- Куда лучше всего вывезти мусор? Детям предлагается табло со стрелкой и варианты :
- на завод по переработке мусора;
- на свалку;
- на берег реки.
Нужно выбрать лучший ответ и передвинуть стрелку. Ответ обосновать.
Лесовичок : Давайте договоримся, ребята, что не будем бросать мусор, где попало, не будем оставлять его в лесу, тем более, что у нас в заповеднике на всех оборудованных местах отдыха есть контейнеры или ямы для мусора.
Ведущая : Посмотрите-ка, ребята, как уютно стало на нашей полянке. Скоро появятся первые цветы. Но многие из них уже стали редкостью в нашем лесу и поэтому люди их охраняют. ( Рассматривание иллюстраций первоцветов- кандыка сибирского, водосбора, венериного башмачка, и др.)
- Как вы думаете почему это происходит? ( ответы детей)
Лесовичок: Молодцы ребята! Ведь растения – это наша природа, бесценна красота, которую она нам дарит.
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Ведущая : Как редко мы задумываемся над этим, уходя из леса, уносим с собой букеты цветов, оставляя после себя пустые полянки. Слово, которое мы вписываем в кроссворд – это слово цветы и запомним раз и навсегда, что любоваться цветами лучше в лесу.
А сейчас давайте приляжем и отдохнем.
- Аутотренинг « Голоса леса»
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы на лугах
Надо мной гордо
Кружатся птицы.
Мне очень хорошо и приятно
Я очень рад, что встретился
С удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
Лесовичок: Ребята, сейчас я хочу показать вам настоящее чудо, которое живет в нашем заповеднике.
Возьмите в руки бинокли ( имитация) Видите высоко в горах обитает удивительное животное – снежный барс.
( рассматривание цветных иллюстраций о барсе)
Ребенок: Я – самый скрытный хищник, обитаю в самых глухих участках высокогорных Саян. Шуба у меня королевская – светло серая, с темными пятнами, она хорошо защищает меня от сибирских морозов. Даже летом я не спускаюсь с гор, живу всегда в снегах, поэтому меня и называют – снежный барс. Я быстрый, ловкий, ведь совсем не шуточное дело поймать горного барана, косулю или кабана. Я никогда не нападаю на человека. Охота на меня запрещена, потому, что я – очень редкое животное и занесен в Красную книгу.
Лесовичок помогает вписать в кроссворд слова снежный барс.
А еще высоко в горах берет начало наш Енисей. Сначала он быстрым ручейком мчится по горным склонам, собирая в себя маленькие ручейки, а спустившись с гор, превращается в могучую и величавую реку.
Где волшебник – туман
Белый занавес ткет
В снежных кручах Саян
Он начало берет.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой
Рвется он на простор.
- Игра « Ручейки и озера».
Дети бегут, изменяя направление, друг за другом – это «ручейки». На слово «озера» - берутся за руки, образуя круг « озеро».
После игры ребенок вписывает в кроссворд слово вода.
Лесовичок: - Ребята, я вижу, как по лесной дорожке к нам приближается лучший защитник заповедной природы – лесник. По-моему, он что-то несет в руках.
Лесник: Здравствуйте дети. Вы знаете кто я? Правильно, я – очень важный для леса человек. Я знаю всех обитателей леса, стараюсь помочь им в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье. Берегу лес от пожара, очищаю от старых деревьев, высаживаю новые. А еще борюсь с браконьерами.
Давайте я запишу в ваш кроссворд новое слово - лесник.
Путешествуя по моему заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. ( показывает детям, вместе рассматривают иллюстрации книги)
- Почему они стали редкими?
- Для чего создана Красная книга, и почему у нее красный цвет?
Вписываем в кроссворд слово- книга.
Лесник: - Кто знает, как вести себя в лесу?
- Игра «Можно – нельзя»
Дети берут любой из знаков и обосновывают свой ответ.
Записывают слово - знаки.
Лесовичок: Друзья, посмотрите, у нас получилось слово – ЗАПОВЕДНИК.
Пройдя большой путь, мы узнали как можно вести себя в лесу, как охранять природу.
Дети читают стихотворение ( монтаж).
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
Нор звериных,
Птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живется с нами радостно всегда!
Лесовичок и лесник прощаются с ребятами и на прощанье дарят значки « Юный турист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа
Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...
Экологический урок "Наши заповедники!" в соответствии с ФГОС
Познакомить детей с Воронежским заповедником нашей страны; Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричаст...
Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи:1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими вида...
Сценарий экологического развлечения «Керженский заповедник» в подготовительной группе
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников. Задачи: 1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими ви...
Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области)
Презентация "Экологический маршрут "Воронинский заповедник" (Особо охраняемые территории Тамбовской области) расскажет об основных этапах эко-культурного маршрута, его истории, климате,...
Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "Фея заповедника"
Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории "Заповедник Столбы"....
Методическая разработка экологической направленности с использованием Восточного входа заповедника "Столбы". "В гостях у Феи заповедника".
Формирование экологической культуры у детей, формирование элементарных представлений о природоохранной территории «Заповедник Столбы»....