«Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Барабанова Екатерина

Конспект занятия для дошкольников по экологическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zapovednik.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Что такое заповедник? Заповедник «Брянский лес».

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи: 

 - познакомить детей с заповедником Брянской области;

 - развивать интерес к изучению родного края;

 -сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;

 - формировать ответственное и бережное отношение к родной природе;

  - воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Оборудование: ноутбук; фонограмма записи лесных звуков; иллюстрации к загадкам; иллюстрации природы заповедных мест.

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Учитель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)

2. Введение в тему занятия

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.

- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей родины. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.

- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
(Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало),
- Для этого в нашей стране созданы заповедники.

Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (ответы детей)
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.

Физкультминутка

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка – Земля,

Здравствуйте мои друзья.

3. Работа по изучению темы занятия

- Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки, правильно её отгадав, изображение появится на мониторе.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет. (Солнце)

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он — невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- А без воздуха можем мы прожить?

Меня пьют.

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто такая? (Вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (Ягода)

Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

4. Что же такое заповедник?

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

Профессия людей, которые работают в заповедниках называется - охотовед.
Он охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц)

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае Брянском находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников Брянский заповедник?

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе — у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб — сосредоточенно молчать.

Полому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

(П. Сергеев)

5. Игра «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».

• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

6. Подведение итогов занятия

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей)

-Правильно, охранять разную природу в любом месте

Правила охраны природы:

1.Ходить по тропинке

2.Не ломать ветки деревьев

3.Не топтать цветы, травы

4.Не кричать, не включать громкую музыку

5.Не разорять птичьих гнезд

6.Не ловить насекомых

7.Не разрушать грибницы

8.Не ловить мальков и лягушек

10.Не разжигать костров

11. Не разорять муравейники

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое заповедник

Экологическое занятие....

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Занятие по экологии в старшей группе "Что такое заповедник?"

Знакомство детей с заповедниками Забайкальского края (Сохондинский заповедник )....

«Что такое заповедник?»

Тема: «Что такое заповедник?»Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей...

Что такое заповедники?

Цель:познакомить детей подготовительной группы с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной ...

Беседа: «Что такое заповедник? Путешествие по заповедникам свердловской области». Для детей пятого года жизни.

Цель: познакомить детей с заповедниками Свердловской области; расширять кругозор детей....