Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами
статья (старшая группа) на тему
Из опыта работы по ознакомлению с дикорастущими первоцветами. Старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mmo_ponkratovoy_a.v.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа
Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами
Подготовил:
воспитатель,
Понкратова А.В.
2016 год
В настоящее время, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить её в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.
Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, выработку чувства ответственного, гуманного, нравственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Ознакомление дошкольников с природой способствует воспитанию экологической культуры. Невозможно воспитать в маленьком человеке экологическую культуру, если он не знает, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам живет, что приводит её к гибели. Дошкольники должны располагать определёнными знаниями об окружающей среде, научиться наблюдать природу, её сезонные изменения, распознавать её составляющие, видеть красоту и неповторимость, научиться пользоваться её дарами и, самое главное, должны осознать, что природу надо охранять и беречь. На этой основе формируется любовь детей к природе, родному городу, родине.
ФГОС ДО предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического образования дошкольников. Его можно осуществлять в рамках реализации всех пяти образовательных областей.
Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Таким образом, экологическое образование дошкольников можно осуществлять во всех образовательных областях, интегрируя их.
Знакомить своих воспитанников с дикорастущими первоцветами я начала со средней группы.
Целью работы по формированию первичных навыков экологической культуры дошкольников посредством ознакомления их с дикорастущими первоцветами является воспитание правильного бережного отношения к дикорастущим первоцветам, формирование отношения к себе как к части природы.
Задачи:
1) познакомить детей с первыми весенними цветами и особенностями их развития, углубить понимание неповторимости каждого вида растения, их роли в природе и в жизни человека;
2) развивать умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к первоцветам, развивать познавательный интерес, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
3) формирование у детей новой системы ценностей, экологически грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу своего города и ближайшего окружения.
В своей педагогической практике я применяю различные формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с природой:
экологические праздники, экологические игры «Цветы нашего леса», «Найди отгадку», «Найди по описанию», «Что лишнее», «Что где растет», «Кому где хорошо», «Кто дружит с растениями»; беседы, экскурсии, походы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, оформление экологических стендов, выставок рисунков и поделок.
Ведь запоминается ребенком только то, что оставило яркий след. Усвоенные знания в процессе организованной образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий, прогулок, экспериментирования развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры, которая и предполагает совершенствования внутреннего мира маленького человека, его умения «чувствовать и видеть сердцем».
Этапы работы
I. Определение вместе с детьми значения и состояния природы в нашем городе, как она зависит от человека;
II. Знакомство детей на доступном уровне с первоцветами и раннецветущими растениями в городе, окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимосвязи с насекомыми и другими животными.
III. Обсуждение с дошкольниками причин исчезновения первоцветов (исчезновение местообитания, опыляющих насекомых, сбор букетов, вытаптывание и т.д.)
IV. Привлечение к данной работе семьи по созданию плакатов, фотографий, видеоматериалов. Проведение экскурсий.
V. Посадка первоцветов на участке детского сада.
VI. Организация природоохранной акции «Берегите первоцветы!» с участием детей, родителей, педагогов по защите первоцветов. (Участие в муниципальной акции – результат – 2 место).
Работа в данном разделе обширная и интересная. Сначала была изучена литература по ознакомлению с первоцветами. На следующем этапе началось знакомство детей с природой нашего города и с раннецветущими первоцветами в частности. Затем мы выяснили значение первоцветов в природе и в жизни человека (знакомство с Красной книгой и причинами исчезновения некоторых видов первоцветов), показали взаимосвязь первоцветов с животным миром («Столовая и дом для животных»), а также показали на доступном уровне многообразие видов и жизненных форм раннецветущих растений.
Конечно, обращаю внимание сразу на проблему охраны первоцветов, как и других растений. В ходе решения поставленных мною задач сразу формирую желание сохранять природу ближайшего окружения и города, навыки экологически правильного и безопасного поведения. По данной теме были определены главные вопросы, на которые дети совместно с взрослыми должны были дать ответы:
- Что такое первоцветы и почему они исчезают?
- Что мы – дети и взрослые можем сделать для их сохранения?
В ходе проводимых мероприятий я учу дошкольников понимать значение растений, связь с окружающей средой и другими живыми организмами, а самое главное - осознавать, что состояние окружающей природы зависит от каждодневных действий человека.
Первоцветы – маленькая часть огромного множества дикорастущих растений. Эти нежные цветы растут на территориях многих дошкольных образовательных учреждений, однако, воспитатели часто ограничиваются стандартным наблюдением за этими растениями. Я же решила ознакомление с первоцветами изучить как части природы города, а также затронуть проблемы сохранения биоразнообразия и социальные вопросы (аспекты культуры, взаимосвязи детского сада и социума, природоохранные акции).
Данная работа помогает решить целый ряд задач, связанных с обучением и воспитанием детей.
Наше дошкольное образовательное учреждение также большое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников, так как важно научить дошкольников видеть красоту природы и отражать её в разных видах деятельности (речевом развитии, рисовании, аппликации, лепке, чтению художественной литературы, на музыкальных занятиях).
Дети самостоятельно раскрасили листовки «Берегите первоцветы!» для распространения среди жителей микрорайона. В помещении ДОУ были развешены природоохранные плакаты, придуманные дошкольниками и их родителями о том, как нельзя и как можно вести себя в природе: нельзя рвать первоцветы, топтать их в местах роста, загрязнять места их обитания. Можно любоваться первоцветами, нюхать, фотографировать, рисовать, наблюдать за ними.
Дети моей группы также раздали листовки воспитанникам и родителям детского сада из других групп. Агитбригада прошла по группам и прочла стихи о первоцветах, весне, пробуждении природы, продемонстрировала свои рисунки о раннецветущих растениях.
Совместно с музыкальными руководителями провели спектакль по сохранению первоцветов, в котором приняли участие дети из трёх групп нашего детского сада. Он очень понравился детям, родителям и другим приглашенным гостям.
Таким образом, полученные детьми знания, умения и навыки стали основой для формирования у них определённой системы ценностей и экологической культуры. Дети убедились, что природа окружает нас не только на даче, на море, но и в родном городе. Причем она существует не сама по себе, а нуждается в помощи и защите людей.
Важным моментом стало то, что мои воспитанники почувствовали, что к их мнению прислушиваются, относятся серьёзно и с пониманием. Родители в свою очередь на своих детей посмотрели другими глазами. В ходе наших слаженных действий детям стало понятно, что сберечь природу родного края, а в частности и первоцветы, можно только усилиями всех горожан.
Крайне важно, чтобы дети осваивали азбуку экологии нашего города совместно со своими родителями, бабушками и дедушками. Вследствие занятости современных родителей основная роль в формировании экологической культуры ложится на педагогов дошкольных учреждений, так как дети должны получить достоверные знания о природе, о её сущности и законах. Вы сами знаете, что исправлять имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовывать новые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами
Презентация на тему "Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами"...
Презентация "Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами"
В презентации отражены требования ФГОС по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОО...
Формирование навыков экологической культуры посредством общения с природой
Общение с природой - важная составляющая воспитания экологической культуры...
Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»
Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»...
Формирование первоначальных навыков экологической культуры у младших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со 2-й младшей группы.При наборе группы детей 3-летнего возраста...
формирование экологической культуры посредством театрализованной деятельности дошкольников
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных фор...