Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения к истокам народной культуры . Русский народный костюм – часть традиционной культуры, изучение которой вызывает у ребенка нравственно - эстетическое переживание переданных в изделиях народных мастеров духовных ценностей, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа. Необходимо в практической деятельности ДОУ применять активные методы взаимодействия с детьми, с родителями и музейным пространством. Только в их тесном сотрудничестве возможно возродить историческое и духовное наследие русского народа. 1
Проблема (противоречие) Дефицит и фрагментарность знаний у детей об одежде русского народа Гипотеза (предположение) Создание системы эффективного взаимодействия детей, родителей, воспитателей, специалистов ДОУ и музейного пространства позволит познакомить дошкольников с прошлым одежды, показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. 2
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта. Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Обогатить детско-родительские отношения в семьях воспитанников опытом совместной творческой деятельности. Подвести итог и определить результативность, перспективность проводимой работы 3 Задачи: Цель: Воспитание гармоничной личности на основе русской культурной традиции
Модель взаимодействия участников проекта 4
Модель интеграции образовательных областей Художественно- э стетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Социально – к оммуникативное развитие 5
Этапы проекта 6
Технология работы по проекту № п/п Этап Содержание 1. Выявление проблемы (определение противоречия) Дефицит и фрагментарность знаний у детей об одежде русского народа 2. Формулировка гипотезы (что нужно сделать для получения положительного результата) Создание системы эффективного взаимодействия детей, родителей, воспитателей, специалистов ДОУ и музейного пространства позволит познакомить дошкольников с прошлым одежды, показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа 3. Постановка цели и определение задач Цель: воспитание гармоничной личности на основе русской культурной традиции Задачи: изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта. Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Обогатить детско-родительские отношения в семьях воспитанников опытом совместной творческой деятельности. Подвести итог и определить результативность, перспективность проводимой работы 4. Определение вида проекта Вид: познавательно - творческий, долгосрочный (4 месяца) Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, родители, специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, ИЗО, инструктор по ФИЗО), музейное пространство 5. Создание условий для реализации проекта (подбор пособий, литературы) Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр. Художественная литература: « Царевна – лягушка», « Хаврошечка », «Морозко», Аксаков «Аленький цветочек», К,Д, Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; энциклопедия «Русский народный костюм» Пособия: «Как наши предки шили одежду», «Национальная одежда», «Предметы русского быта» куклы в национальных костюмах 6. Подбор форм и методов работы (планирование) НОД «Знакомство с русским костюмом », чтение Аксаков «Аленький цветочек», рассматривание иллюстраций , продуктивная деятельность «Выкройка женской одежды», буклет «Знакомим дошкольников с народным костюмом» 7. Реализация проекта В совместной деятельности взрослых и детей 8. Получение конечного результата (итоговое мероприятие) Итоговое мероприятие: праздник «Весёлая ярмарка » 9. Оценка эффективности (наличие заинтересованности и творческой активности участников проекта) Определение уровня творческой активности детей, оценка эффективности взаимоотношения между детьми и родителями с помощью наблюдения 7
Планирование работы по Проекту «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» 8
формы работы с родителями 9 День открытых дверей Круглый стол Экскурсии Родительские собрания
Целевые ориентиры ребёнок проявляет активный познавательный интерес к истории русского народного костюма, а как следствие, к русским народным традициям и обычаям ; ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; ребёнок проявляет уважительное отношение к национальному наследию русского народа; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх и праздниках. 10
Практическая значимость Данный проект направлен на развитие познавательных способностей у детей подготовительного дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом. Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности, кружковой работы 11
Список литературы Жукова Р. А. «Игра как средство развития культурно - нравственных ценностей детей 6 – 7 лет». [ Текст ] / Р. А. Жукова – Волгоград, 2006. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». [ Текст ] / М. Д. Маханева , О. Л. Князева – СПб., 1999. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н., «Знакомство детей с русским народным творчеством ». [Текст] / О. Н. Корепанова , О. А. Маркеева , Т. А. Бударина , Л. С. Харитонова -СПб., 2008. Семёнова М. «Мы славяне». [ Текст ] / М. Семёнова - Санкт-Петербург, 2007. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». [ Текст ] / Л.А. Лялина – М ., 2008. 12
ВЫВОДЫ Сформированная система эффективного взаимодействия родителей, детей, воспитателей, специалистов ДОУ и музейного пространства позволяет знакомить дошкольников с прошлым одежды, показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Таким образом, гипотеза получила свое подтверждение. 13 При использовании проекта: Дети проявляют активный интерес к культуре и быту своих предков Расширились знания об истории национальной одежды, могут объяснить значение её украшения П овысилась потребность использования знаний о народной культуре на практике ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Работа по формированию духовных общечеловеческих ценностей ведётся на протяжении многих лет и реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Народное искусство стимулирует раз...

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Презентация "Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами"
В презентации отражены требования ФГОС по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОО...

Консультация «Развитие у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством ознакомления с русской народной игрушкой»
В последние годы в дошкольных организациях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада...

ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»
Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...