Беседы
материал на тему
Предлагаю вашему вниманию картотеку бесед с детьми о Южном Урале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_besed_po_yuzhnomu_uralu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека бесед по ознакомлению дошкольников с историей, природой и традициями Южного Урала.
История жизни человека на Южном Урале
Цель: рассказать детям о появлении первых людей на Урале, их образе жизни.
Впервые люди стали проживать на Южном Урале около 70 тысяч лет назад, это были первобытные люди. «Первобытные люди»: эти люди были первыми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым, до этого человек не проживал на территории Южного Урала. Люди жили в пещерах — пещерных стоянках, не строили домов, занимались охотой и собирательством.
Жили по берегам рек и озер, возле родников и ключей, вода, огонь — основа жизни человека. Первые жилища человека — землянки прямоугольной формы с очагом на полу. Сначала человек жил в каменном веке — все атрибуты в основном изготавливались из камня.
Потом человек стал добывать железную, медную руду. Стали появляться города-крепости.
На протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись на Южный Урал). С XVIII века на Южном Урале постоянно и совместно проживают многие народы: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т. д. (Дать пояснение словам «кочевой», «оседлый народы»).
На севере Южного Урала (горнозаводская зона) — много рабочих, мастеровых, металлургия, работа в шахтах, добыча руды, угля, камня. Юг Южного Урала заселяли казаки — служба в войсках по охране границ, затем в шахтах добыча угля, камня. Повсеместно работали крестьяне — обрабатывали земли, ухаживали за скотом.
Человек и мир вокруг
Цель: познакомить детей с понятиями «кочевой, оседлый народ», с традициями народов Южного Урала, с семантическим значением слова «земледелие».
Первоначально многие народы, заселявшие Южный Урал, были кочевыми народами (башкиры, казахи и др.). Главным занятием, трудом этих народов было разведение скота, кормление, уход за лошадьми, овцами и др., выпас скота. Кочевники не жили на одном месте, постоянно переходили всей семьей, родом на лошадях по степям Урала — кочевали. Со временем кочевые народы принимали оседлый образ жизни.
Оседлыми народами на Урале были русские, татары, нагайбаки. Эти народы занимались земледелием. Слово «земледелие» произошло от двух слов — «земля», «делать». Люди могли многое делать на земле: строить дома, копать огороды, выращивать деревья, ягодные кустарники, пахать землю, сеять, убирать хлеб, урожай овощей и т. д. Земледелием занимались всей семьей, родом («родичи», «родня», «родственники»).
Человек и календарь природы
Цель: дать сведения детям о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу. Дать сведения о смысловом значении слова «лад» — порядок, правильное, полезное устройство мира, семьи, дома, отношений с родными, близкими людьми, т. е. жизни.
Народы, живущие на Южном Урале, считали хорошим, правильным только то, что было в порядке, в ладу, т. е. правильно устроено. Устроить правильно, полезно могла природа, космос (живое и неживое). Человеку нельзя менять природный порядок, т. к. человек — часть этого мира, природы, космоса. С изменением природы может измениться и сам человек.
На Южном Урале народы жили по определенному календарю. Календарь народа отражал изменения в природе по сезонам и основные виды труда народа посезонно. У русского народа на Южном Урале календарь был земледельческим. (Каждому месяцу в году может соответствовать рисунок-символ, рассказывающий об изменениях в природе или о работе, труде человека в данный период времени: апрель — плуг (пахать землю), май — ростки растений, июнь — знак солнца, время летнего солнцестояния, август — колосья, сентябрь — сети для ловли птиц, октябрь — пучок пряжи, время обработки льна и конопли, ноябрь — дрова, декабрь — знак солнца, время зимнего солнцестояния).
Башкиры, казахи занимались скотоводством («водить скот» — «ухаживать, кормить»). У них был свой скотоводческий календарь, который рассказывал, в какое время года лучше заниматься трудом по уходу за животными. Со временем кочевые народы начали заниматься земледелием и переняли земледельческий календарь. Народный календарь напоминал, когда и что делать, когда пахать, сеять, ждать дождя, охотиться, прясть и т. д.
Следуя календарю, человек внимательно наблюдал за изменениями в природе, запоминал и сравнивал разные годы, т. к. от этого зависели жизнь человека, его хозяйство и здоровье. У каждого народа появились свои названия месяцев, по этим названиям можно было определять состояние природы в это время года. Мироустройство, миропорядок, космос отражались в предметах быта всех народов: в устройстве народных жилищ, в народных костюмах. Народы Южного Урала знали законы природы, порядок мироустройства: движение природы, ритм жизни (последовательное чередование дня и ночи, времен года, работы и отдыха). Люди жили, работали по правилам «круглого года». «Круглый год»: год состоит из месяцев, месяцы — из дней, дни идут друг за другом, год состоит из времен года, времена года тоже идут друг за другом, поэтому чередование дней, времен года, месяцев идет по кругу (познакомить детей с наглядной моделью «круглого года»), чередуются виды труда по сезонам.
Человек и календарные традиции
Цель: дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.
Календарные традиции всех народов появились очень давно и являются необходимым условием, стороной жизни человека. Календарные традиции связаны с трудом, хозяйством семьи. Календарные традиции могут быть трудовыми, праздничными, связаны со временем года и имеют свои календарные обряды. Календарные обряды — это часть традиции, действия, ритуалы, движения, танцы, песни, заклички, игры, которые что-либо отображают, выражают. Например, на празднике могут выражать, отображать работу (сев, жатву, охоту) в виде танца. Познакомить детей с некоторыми народными календарными традициями и обрядами Южного Урала.
Человек и природа Южного Урала
Цель: Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор и др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.
Все народы Южного Урала уважали, любили все то, что их окружало: деревья, травы, реки, озера, горы, степи, животных и т. д. Свою любовь они выражали в словах, названиях, обращениях. Живую и неживую природу сравнивали с человеком, его характером, внешним видом, трудом, отдыхом. Например, цветок, где было два цвета, называли «иван-да-марья», пушистый стебель цветка подснежника дал название «сон-трава», прямоугольные листья растения «пастушья сумка» напоминали сумки пастухов. Тонкие деревья сравнивали со стройными, красивыми девушками: «березка-подружка»; щедрую землю, которая давала урожай, кормила людей, называли «земля-матушка»; солнце, дающее тепло, свет, жизнь всему живому, называли «солнце-батюшка»; непослушный, резкий ветер, который мог разрушить, буянить, звали «ветер-буяк»; обращались к временам года, как к любимым, уважаемым людям: «лето красное» (красивое), «весна-красна» (красавица), «зимушка-сударушка» (красивая, знатная, уважаемая женщина), «январь — зимы государь»; могучие горы и скалы сравнивали со спящим великаном, быструю речку — с быстроногой девушкой и т. д.
Человек, род и природа
Цель: дать сведения о семантическом значении слова «природа» — то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» — слова, обозначающие условия жизни любого народа. Родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями. Познакомить детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье, с людьми с природой. Например:
• Материнский гнев что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает.
• Пчелки без матки — пропащие детки.
• Братская любовь крепче скалы.
• От худого семени не жди хорошего племени.
• Тепло, да не как лето; добра, да не как мать.
• Мать кормит детей, как земля кормит людей.
• Мать плачет, что река льется, жена плачет, что ручей течет; невеста плачет, что роса падает: взойдет солнце — росу высушит.
• Доброе семя — добрый и всход.украшение жилища, подготовка одежды, встреча гостей. Песни, игры, пляски.
Сила семьи в ее родне
Цель: дать детям представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.
Формировать добросердечное, дружелюбное отношение к родственникам. Познакомить детей со значением слов «родня», «родственники», «племянник», «племянница», «двоюродный».
Семья и природа
Цель: дать детям сведения об отношении народа к природе: бережное, поэтичное, направленное на применение в хозяйстве.
Познакомить детей с образными народными названиями растений, природы.
Народные увеселения, игры, забавы семьи
Цель: познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых: игры с водой, природными материалами, катание с ледяных горок и т. д.
Здоровье — успех и богатство семьи
Цель: познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях. Народное закаливание в семье. Традиции и обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...