Перспективное планирование по краеведению "Люби и знай свой край"
рабочая программа на тему
Дошкольное детство – важный этап в становлении ребенка как личности. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. поставила перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем г. Воронежа, расширение детского кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_-_lyubi_i_znay_svoy_kray.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЛАДШАЯ ГРУППА
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Беседы и досуг | Развлечения | |
Сентябрь | I. «Вот какие мы большие» 2. Знакомство с группой и цветами на клумбе, Д/и «Кто быстрее найдет предмет» (ориентировка в групповой комнате)Игры с песком на участке. 3.Наш детский сад 4. «Мой город, моя улица». | II. «Собираем урожай». 1. Знакомство с овощами и фруктами. Д/и 3. Загадывание загадок. 4. Рисование «Заготавливаем картофель» | Мой братишка ходит в школу. | «Репка»– драматизация |
Октябрь | I. «Золотая осень». 1. Наблюдение за деревьями осенью. 2. Д/и «Найди листочек из букета» 4. П/и «Раз, два, три к березке (тополю) беги». | II. «В гости к сказке». 1. Знакомство со сказкой Корольковой «Кот, 2. Разучивание потешки «Петушок, петушок» 3. П/и «Лиса и цыплята». | Здравствуй, осень золотая! | День соседей (веселые игры и конкурсы) |
Ноябрь | I. «Петушок с семьей». 1. Знакомство с русской избой. 2. Разучивание стихотворения «Ладушки, ладушки, испечем оладушки». 3. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик, где | II. «Кот на печку пошел ...» 1. Знакомство с обитателем избы - котом Вась 2. Разучивание потешки «Кот на речку пошел» 3. Д/и «Похвалим котика». 4. Д/и «Чем угостим Ваську». | Куда идут машины | Драматизация сказки «Колобок» |
Декабрь | I. «Уж ты, зимушка-зима!» 1. Д/и «Оденем куклу на прогулку». 2. Разучивание потешки « Уж ты, зимушка- 3. Рисование «Вот зима - кругом бело ...» | II. «Сундучок с загадками». 1. Загадки о зиме, зимней одежде. 2. Д/и «Отгадай, что в мешочке» | Заучивание стихотворения И.С. Никитина «Зашумела, разгулялась ...» | Викторина по народным сказкам «Посиделки». |
Январь | I. «Рождественские колядки» 1. Знакомство с Рождеством. 2. Заучивание колядки «Пришла Коляда - отворяй ворота». 3. Лепка рождественского печенья – «Козули». | Чтение сказки «Лиса и журавль» (в обр. А.Афанасьева). | «Волки семеро Козлят» – настольный театр. |
Февраль | I. «Угостим мишку чаем». 1. Знакомство с самоваром. 2. Д/и «Напоем мишку чаем». 3. Лепка «Чашка для мишутки». | II. «К нам Масленица пришла» 1. Рассказ Хозяюшки о Масленице, пение закличек. 2. П/и «Сиди, сиди Яша». 3. Угощение блинами. Д/и «На что похож Блинок». | Про то, как папы нас защищали. | Концерт для пап. |
Март | I. «Мамы всякие нужны, мамы разные важны». 1. Беседа «Моя любимая мама». 2. Д/и «Назови детенышей». 3. П/и «Наседка и цыплята». 4. Аппликация «Платочек для мамы». | II. «Хозяйкины помощники». 1. Знакомство с коромыслом и ведрами, стиральной доской. 2. Д/и «Для чего что нужно». 3. Д/и «Постираем кукле платье». | Как весна пришла на нашу улицу. | Теневой театр «Лиса и заяц». |
Апрель | I. «Встреча весны». 1. Разучивание заклички «Весна, весна красная!» 2. Д/и «Когда это бывает». 3. Пальчиковая игра. 4. Лепка «Угощение для жаворонков». | II. «И расцвел подснежник ...». 1. Беседа о первом весеннем цветке. 2. Д/и «Какой цветок исчез из букета». 3. Рисование «Подснежник» | О домашних животных. | «Солнышко - Колоколнышко» - закликивание весны. |
Май | I. «Как Сорока-белобока кашу варила». 1. Пальчиковая игра. 2. Знакомство с горшком и ухватом. 3. Д/и «Что нужно сделать, чтобы кашу Сварить». | II. «Веселые ложки"»
рассматривание расписных ложек. 2. Д/и «Узнай по звуку и на ощупь"» (ложки из 3. Хоровод «Наши ложки». | Я и детский сад | «Ложкари» праздник народных игр и хороводов, |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Беседы и досуг | Развлечения | |
Сентябрь | I. «Во саду ли, в огороде» 1. Д/и «Что где растет». 2. Загадки об овощах и фруктах. 3. Заучивание потешки «Наш козел». 4. П/и «Колышки». | II. «Наши пернатые друзья». 1. Беседа о птицах нашей местности. 2. Д/и «Зимующие – перелетные». 3. Д/и «Чей голосок». 4. Лепка «Птицы». | Дом, в котором я живу. | Драматизация сказки «Два жадных медвежонка». |
Октябрь | I. «Хлеб - всем голова». 1. Беседа о том, как хлеб в старину растили, 2. Словесная игра «Назови по порядку». 3.Д/и «Конкурс пословиц о хлебе». 4. Лепка «Бублики». | II, «Без чего ярмарка не весела». 1. Знакомство с промыслом по изготовлению 2. Д/и «Из чего сделано» (глина, дерево, металл). 3.Изготовление из глины свистульки | Что нам осень подарила. | Концерт «Осень разноцветная». |
Ноябрь I-'-'. | I. «Народная мудрость». 1. Знакомство со сказкой Корольковой «Как 2. «Испытай себя»- конкурс мудрецов. 3. Д/и «Добро-зло». | II. «Экскурсия к водоему». 1. Беседа об обитателях водоема. 2. Отгадывание загадок. 3. Д/и «Хорошо - хлопни, плохо - топни» (правила поведения в природе). 4.П/и «Море волнуется раз ...». | Мы в автобусе. | 2Воронежские коробейники». |
Декабрь | I. «Зимовье зверей». 1. Беседа о том, как звери зимуют. 2. Д/и «Где чей дом». 3. Пальчиковая игра. 4. Д/и «Чей след». 5. Аппликация «Одень зверей»(с элементами | II. «Небывальщина». 1. Знакомство с небылицами. 2. Д/и «Так бывает или нет». 3. Д/и «Где были не скажем, что видели - по 4. Д/и «Что напутал художник». | Когда я был в цирке. | Пальчиковый театр «Перчатки». |
Январь | I. «Золотое веретено». 1. Знакомство с прялкой и веретеном. 2. Выставка изделий народных мастериц. 3. Рисование – «Украсим фартук» (Полотенце, одежда, салфетки). | Как я ездил на елку. | Рождественские колядки |
Февраль | I. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». 1. Беседа о защитниках Воронежа в годы войны. 2. Поговорки о храбрости, смекалке. 3. Знакомство со сказкой Барышниковой «Как | II. «Экскурсия в театр». 1. Знакомство с правилами поведения в театре. 2. Беседа «Какие бывают театры». 3. Представление-инсценировка С. Я. Маршака | Как мы помогаем птицам. Хочу быть как папа. | Литературная викторина по русским народным сказкам. |
Март | I. « Испечем пирог для мамы». 1. В гости пришла лисичка со скалочкой - 2. Д/и «Трудовая лесенка». 3. Пальчиковая игра. 4. Лепка «Приготовление пирога». | II. «Сошью маме сарафан». 1. Знакомство с женской народной одеждой. 2. Пословицы о мастерицах. 3. Аппликация «Узор для вышивки». | Хочу быть как мама. | Настольный театр «Детки а клетке» (по Маршаку). |
Апрель | I. «Красная горка» 1. Беседа о народных традициях. 2. П/и «Сиди, сиди, Яша!» 3. Прослушивание частушек Мордасовой. 4. Рисование «Распишем крашенку». | II. «На лесной полянке». 1. Путешествие в лес к трем медведям 2. Д/и «Приметы весны». 3. Пальчиковая игра «Цветок». 4. Д/и «Отбери и назови знакомые цветы"». | Если бы я жил в деревне. ■■ ■■.!"'-. | «Весна, весна, поди сюда!»- встреча весны. |
Май | I. «Мы едем, едем, едем». 1. Беседа о транспорте на улицах города. 2. Правила безопасности на дорогах. 3. Д/и «Исправь ошибки пешехода – Буратино». | II. «Старик-годовик». 1. Рассказ с использованием иллюстраций, закличек, загадок, стихов И.С. Никитина, А.В. Кольцова. 2. Д/и «Когда это бывает». 3. Д/и «Так бывает или нет». 4. Рисование «Исправь незнайку». | Мое любимое место в городе Воронеже. | Конкурс «Праздник цветов». |
.
СТАРШАЯ ГРУППА
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Беседы и досуг | Развлечения | |
Сентябрь | I.»Зеленая аптека» (Знакомство с лекарственными растениями края). 1. Беседа о лекарственных растениях, рассматривание гербария и иллюстраций. 2. Д/и «Угадай по запаху траву» и «Загадай!» 3. Заваривание целебного чая для Незнайки. | II. «Дети леса» (грибы и ягоды). 1. Беседа о дарах леса, правилах сбора и использования, рассматривание иллюстраций. 2. Д/и «Что в корзинку мы берем». 3. Лепка: «Дары нашего леса». | Беседа об осенних дарах воронежской земли. | Развлечение «Праздник улицы». |
Октябрь | I. «Край наш хлеборобный». 1. «Путешествие" в гости к хлеборобам», беседа «Как каравай на стол попал». 2. Стихи, загадки о хлебе. 3. Д/и «От зерна до булки». 4. Лепка: «Калачи из печи». | II. «Что такое дом» 1. Знакомство с типами жилищ 2. Беседа «Мой дом». 3. Д/и «Кто где живет». 4. Д/и «Трудовая лесенка». | Чтение сказок в обработке А. Афанасьева. Разучивание народной игры «Колышки» | Инсценировка сказки А. Корольковой «Заветный меч - кладенец и волшебное кольцо". |
Ноябрь | I. «Экскурсия на близлежащие улицы». 1. Беседа «Улицы и люди» (найти сходство). 2. «Как помочь родной улице». 3. Помощь детей в благоустройстве участка | II. «Улицы родного города». 1. Беседа «Какие бывают улицы», рассматривание фотографий. 2. Д/и «В гостях у соседей» (презентация улиц). 3. Рисование: «Самое интересное на моей улице», «Улица будущего». | Экскурсия в парк. Беседа о парках, скверах и площадях Воронежа. | Развлечение «Ярмарка». |
Декабрь | I. «Знакомство с творчеством воронежской сказочницы Корольковой». 1. Беседа о творчестве Корольковой и о 2. Викторина по сказкам Корольковой. 3. Рисование «Иллюстрируем сказку». | II. «Город мой родной». 1. «Путешествие по карте-схеме Воронежа» 2.. Беседа «Дорогие места». 3. Д/и «Гости города» 4. Рисование «Воронеж в будущем». | Заучивание наизусть стихотворения И.С. Никитина «Елка». | «В светлой горенке» (посиделки). |
Январь | I. «Зимние встречи». 1. «Экскурсия" в зимний ле» (Показ иллюстраций, рассказ о животных.). 2. Д/и «Травоядные, хищники, грызуны» (классификация). 3. Д/и «Найди хозяина» (кому принадлежат следы на снегу). 4. Д/и «Лисы и зайцы». | Беседа о рождественских и крещенских традициях. | «Рождественские колядки». |
Февраль | I. «Знакомство с творчеством поэта С. Я. Маршака». 1. Путешествие в литературном трамвае по 2. Чтение названий и отрывков из стихов. 3. Д/и «Что перепутал художник» (по мотивам стихов). 4. Д/и «Найди рифму». | II. «Воронеж - колыбель русского флота». 1. Беседа об истории возникновения г. Воронеж, его причастие к созданию флота. 2. Петровские места в городе. 3. Решение кроссвордов. 4. Д/и «Где был Петя». | Беседа о предприятиях города и их продукции. | Инсценировка сказки А. К. Барышниковой «Волк серый - смелый». |
Март | I. «Транспорт на улицах нашего города». 1. Загадки о видах транспорта. 2. Беседа «Зачем нужен транспорт». 3. Д/и «Так бывает или нет». 4. Конструирование «Троллейбус». | II. «Знакомство с творчеством А.К. Барышниковой». 11. Беседа о жизни и творчестве знаменитой 2. Инсценировка сказки «Иван – болтун». 3. Д/и «Добро – зло». 4. Рисование «Что мне запомнилось в сказке». | Беседа о народных промыслах нашего края. | «Сороки». |
Апрель | I. «Знакомство с поэзией И.С.Никитина». 1. Рассказ о творчестве поэта. - 2. Рассматривание книг стихов, портрета поэта. 3. Чтение стихотворений И.С.Никитина 4. Прослушивание песен на его стихи. | II. «Деревья Воронежского края». 1 1. Экскурсия в лес, беседа о пользе деревьев, 2. Загадки стихи о деревьях. 3. П/и «Сосновая шишка». 4.4. Д/и «Пищевая цепочка». | Беседа о праздновании Пасхи. Беседа о хоре им. Пятницкого, прослушивание песен в его исполнении. | «Почемучки-Знатоки» (экологическая викторина о родной природе). |
Май | I. «Знакомство с работами художника А. Куприна». 1. Беседа о профессии художника, биографии А. Куприна. 2. Рассматривание и обсуждение репродукций. 3. Конкурс рассказов по картинам. | II. «Они защищали наш город». 1. Встреча с ветераном ВОВ. 2. «Аллея памяти» (дети приносят фотографии | Беседа о фольклоре Воронежского края. Разучивание народной игры «Сиди Яша». | «Звездный час». (Викторина по краеведению) |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Месяц | Непосредственно образовательная деятельность | Беседы и досуг | Развлечения | |
Сентябрь | I. «День знаний». 1. Беседа о начале учебного года и первых 2. Чтение отрывков повести Е. Милицыной 3. Экскурсия в школу на торжественную линейку. | I. «Красная книга Воронежского края». 1. Беседа и рассматривание иллюстраций 2. Д/и «Природа и человек» 3. Д/и «Пищевая цепочка». 4. Дети рисуют и собирают «Красную книгу» | Беседа об интересных названиях географических объектов края. | «Сладкое дерево» (развлечение - викторина |. |
Октябрь | I. «Звери А.Л. Дурова, музей артиста». 1. Знакомство с работой циркового артиста, Воронеже. 2. Рассказ А.Л. Дурова «Хрюшка- 3. Рисование: «Когда я был в цирке». | II. «Щедрость родной земли». 1. Встречаем гостей (традиции гостеприимства, хлебосольство). 2. «География гостинцев» (рассказ о районах области, известных производством 3. Сладкий стол. | Беседа о музеях города. Беседа о населении края. | «Капустки» (25 сентября по старому стилю). |
Ноябрь | I. «Исторические места г.Воронежа». 1. Экскурсия по историческим местам го 2. Беседа о бережном отношении к памятникам. 3. Викторина «Знатоки города». | II. «А.В. Кольцов - певец Воронежской земли». 1. Беседа о творчестве А.В. Кольцова, о 2. Конкурс чтецов стихов А.В. Кольцова. 3. Песни на стихи поэта. 4. Рисование иллюстраций к стихам. | Беседа о красноречиях Воронежского торжка в старину. | «Коробейники» |
Декабрь | I. «Карта Воронежской области». 1. «Путешествия» по карте области 2. Беседа о названиях на карте. 3. Д/и «Собери карту». | II. «Памятник И.С. Никитину». 1. Беседа и рассматривание иллюстраций. 2. Конкурс чтецов произведений И.С. Никитина. 3. Изготовление цветов (из бумаги) к памятнику поэта. | Заучивание наизусть стихотворения Никитина «Встреча Зимы» (отрывка). Изготовление атрибутов к инсценировке сказки «Кошкин дом». | Инсценировка сказки С Л. Маршака «Кошкин дом». |
Январь | I. «Знакомство с воронежской керамикой». 1. Выставка рамонской керамики. 2. Беседа о керамике - худ. промысле, труде творчестве, сказке). 3. Лепка «Кувшин». 4. Д/и «Из чего и кем сделано». | Беседа о традиции справлять Рождество в Воронежском крае. Беседа о Воронеже в годы ВОВ. | «Русский сувенир» (фольклорный праздник) | |
Февраль | I. «Ковроткачество на Воронежской земле». 1. Знакомство с народным промыслом изготовления ковров, особенностью ковров 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Д/и «Трудовая лесенка». 4. Аппликация «Ковер-самолет"» | I. «Имена защитников города Воронежа в названиях улиц». 1. Беседа о защитниках Воронежа и улицах, увековечивших их имена. 2. Памятники героям (Чижовский плацдарм, Задонское шоссе и т.д.). | Беседа об архитектуре Воронежа и его наиболее известных архитекторах. | Масленица. |
Март | I. «Выступает будто пава». 1. Знакомство с женским народным костюмом Воронежской губернии. Рассказ 2. Рассматривание репродукций картин Бучкури, Васнецова. 3. Хоровод «Со вьюнком я хожу». | II. «Жаворонки прилетели». 1. Беседа о перелетных защитных птицах. 2. Рассказ Марьюшки о празднике 3. Изготовление «Жаворонков» их теста. 4. Заучивание закличек. | Беседа о первоцветах воронежских лесов. Беседа о степях нашего края, заучивание отрывка из стихотворения А.В.Кольцова «Путник». | «Играй гармонь» (музыкальный конкурс частушек, припевок Воронежского края.) |
Апрель | I. «На выставке знаменитых художников, уроженцев нашего края». 1. Рассказ о творчестве Крамского, Бучкури, 2. Рассматривание иллюстраций 3. Д/и «Подбери к картине музыку». 4. Рисование: «Что навеяла музыка». | II. «Театры города Воронежа». 1. «Экскурсия» в театр (Беседа о театре, о 2. Д/и «Где был Петя» (определение объекта по описанию). 3. Изготовление простейших пальчиковых | Беседа о великом русском писателе И.А. Бунине. Заучивание стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер». | КВН «Их имена носят улицы г. Воронежа». |
Май | I. «Царство цветов». 1. Выставка цветов (беседа, рассматривание 2. Цветы в жизни людей, творчестве поэтов, 3. Д/и «Каждому месяцу свой цветок». 4. Составление букета. | II. «Краеведческий музей» (итоговое). 1. "Экскурсия" в музей (экскурсоводы- 2. Стихи воронежских поэтов. 3. Песни на стихи А. В. Кольцова и И.С. Никитина. 4. Хоровод. | Беседа о водоемах Воронежского края. Экскурсия к озеру. | Кукольный спектакль «Ведьма и Солнцева сестра» (по сказке в обработке А. Афанасьева). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Перспективный план реализации проекта «Люби и знай свой край»
В данном материалы раскрываются этапы реализации педагогического проекта в старшей дошкольной группе по теме "Люби и знай свой край"...
Перспективно-тематическое планирование по региональному компоненту «Родной свой край люби и знай»
В работе с воспитанниками, использую данное планирование для формирования у детей нравственно-патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре Красноярского кра...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...
Творческий проект "Знай свой край люби и знай"
Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....