Город, в котором я живу .
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР№5 г. Тейково
Воспитатель высшей категории Троцкая С. Б.
Обобщение работы по краеведению.
«Город, в котором я живу.»
«Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества» Д. С. Лихачев.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, каждого края нашей великой страны.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, детскому саду, городу, в котором он живет. Но, к сожалению, современные дети, а зачастую и их родители, мало знают об истории своего города, не проявляют интереса, равнодушны к традициям, обычаям горожан.
Город Тейково – маленький старинный городок Ивановской области. Особых достопримечательностей, заметных меленьким детям, в нашем городе нет. Что же останется в памяти человека о своей малой Родине: красота природы, интересные исторические знания, теплые воспоминания об увлекательных занятиях с воспитателями и сверстниками в детском саду, школе или досада о старом городке, в котором вынужден был жить и о котором не сохранилось никаких положительных воспоминаний?
Настоящая программа знакомит детей старшего возраста с историей возникновения родного города, его достопримечательностями, обычаями и занятиями жителей в далекие времена и на современном этапе.
Цель программы пробудить интерес у детей и их родителей к своему родному городу, помочь увидеть в истории маленького русского городка красоту и неповторимость культуры русского народа, его обычаи и традиции.
Основные принципы программы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•. сотрудничество с семьей;
•. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей
Задачи воспитания и развития детей
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Ожидаемые результаты:
- Разработка, обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения региональной системы патриотического воспитания
- Формирование у детей и их родителей устойчивого интереса к своему родному городу.
Итоги освоения содержания
Усвоение материала.
⎯ У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
⎯ Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, краю, его интересует, ребенок обращает внимание на эстетическую среду городка, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
⎯ С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
⎯ Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
⎯ Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
⎯ Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
Не усвоение материала.
⎯ Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
⎯ Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.
⎯ Не стремится к проявлению инициативы в социально значимых делах, связанных с жизнью родного города.
⎯ Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.
Содержание программы реализуется:
- в первую очередь через изучение ближайшего окружения, т.е. семей воспитанников:
- составляют генеалогическое древо;
- на карте России отмечают, в каких городах у них живут родственники, и на каком виде транспорта можно до них добраться;
- беседуют о профессиях родителей;
- вспоминают родственников и земляков, защищавших нашу Родину в годы Великой отечественной войны.
- Через изучение исторического прошлого города:
- как возник наш город;
- деревянное зодчество и старинные здания города;
- мир крестьянской избы;
- старинные ремесла.
- Через рассмотрение тем о современном городе:
- знакомство с планом центральной части города;
- промышленность и профессии;
- транспорт
- и т.д.
- через художественно-творческую деятельность: детям предоставляется возможность проявить свое творчество, воображение:
- нарисовать,
- сочинить рассказ,
- поиграть
- и.т.д.
Программа состоит из введения из десяти разделов: «Где мы живем?», «Я и моя семья», «Дома на нашей улице», «Транспорт», «Мир крестьянской избы», «Защитники Отечества». «Тейковский ХБК» «Все работы хороши!», «Подвиг народа», «Юные горожане»
Реализация программы осуществляется через следующие формы работы: специально организованные занятия, совместную деятельность воспитателя и детей, совместная деятельность родителей и детей, организация развивающей среды.
Специально организованные. По каждому разделу разработаны темы НОД на целый учебный год и рабочая тетрадь с заданиями, интерактивные материалы. При необходимости педагог может менять очередность занятий, дополнять их.
Совместная деятельность воспитателя и детей интегрируется во все образовательные области. Планируется использование самых разных форм деятельности: общение, чтение художественной литературы, дидактические игры, художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения, аудио-и видео материалы по темам, а также проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей с детьми предусматривает такие формы работы как рассказы-беседы родителей, рассматривание семейных альбомов, участие в выставках, экскурсии по маршрутам выходного дня, рекомендуемых воспитателями, совместный просмотр познавательных передач, мультфильмов и т.д.
Организация развивающей среды. В перспективном планировании предлагается примерный материал, который воспитатель может использовать в своей работе для самостоятельной деятельности детей.
Итогом данного курса является углубление знаний о родном городе, усвоение краеведческого материала, воспитание любви к малой Родине.
Интеграция краеведческого содержания:
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе |
|
организации игровой, бытовой деятельности, досуговых мероприятий
|
|
|
Объекты программы:
- Дети дошкольного образовательного учреждения.
- Семьи детей, посещающих ДОУ
- Педагогический коллектив ДОУ
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение ДОУ | Деятельность | Цели |
Мини-музей старинного русского быта | Воспитательно-образовательная работа | Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей его населяющих. |
Распорядок, особенности традиционных событий и праздников
Реализация программы осуществляется через дидактические игры, экскурсии, пение, танцы, тематические занятия, игры – беседы, игры – инсценировки, мультимедийные презентации, развлечения, которые проводятся в свободной деятельности детей.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут. Общее количество учебных занятий в год – 18.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Групповые комнаты
прикладным творчеством |
|
Музей русской избы «Горенка»
|
|
Методический кабинет
|
|
Музыкальный зал Проведение: развлечений, досугов. |
|
Методическое обеспечение
- Перспективное планирование по темам.
- Рабочая тетрадь «Город, в котором мы живем»
- Компьютерные презентации: «Генеалогическое древо», «Деревянное зодчество», «Народные промыслы – вышивка», «Лоскутное шитье», «Путешествие по родному городу» и др.
Примерное перспективное планирование по краеведению
тема | Специально организованное обучение | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная деятельность родителей с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Где мы живем? | Занятие 1. Рассказ-беседа «Россия – Родина моя» Цель:
| Мир социальных отношений. Общение: - Кто где живет в России. - Дружат люди всей Земли. - Москва-столица нашей Родины. Худож. литература: -Н.Ф. Виноградова, Н.А. Соколова «Моя страна Россия». -Е.В. Соловьева «Дети планеты Земля». -С.Баруздин «Страна, где мы живем» (отдельные главы). -Е.И.Осетров «Моя Москва». -З.Александрова «Родина» -пословицы и поговорки о Родине. Худ.-творческая д-ть: Работа в тетрадях: «Что бы ты пожелал соей Родине» (нарисовать на карте России) (рабочая тетрадь, стр.2) | 1. Рассказ-беседа о родственниках, живущих в других городах. Рассматривание семейных фотографий и открыток с достопримечательностями этих городов. Отметить эти пункты на карте России. Нарисовать транспорт, на котором можно добраться до них от Тейкова. (рабочая тетрадь, стр.2-3) 2. Изготовление поделки из природного материала «Осенняя фантазия» | 1.Уголок краеведения: - поместить глобус, карту мира и России; -альбом «Государственные символы России»; -иллюстрации, открытки, семейные фотографии -и т.д. 2. Книжный уголок: - подбор литературы по теме. 3. Уголок худ - творческой деятельности: -раскраски по теме -трафареты -природный материал |
Занятие 2. Рассказ воспитателя «О чем рассказывают гербы?» Цель:
| Познавательная д–ть: игровые упражнения «Узнай герб» «Опиши герб» и др. Худ-творческая деят-ть: -раскрашивание гербов Иванова и Тейкова; -придумывание герба группы и детского сада. (рабочая тетрадь, стр.3) | Совместное творчество: «Герб моей семьи» (рабочая тетрадь, стр.25) | Уголок краеведения: -поместить изображения гербов русских городов | |
Занятие 3: «С чего начинается Родина?» Цель:
У каждого человека есть свой родной дом, город, село, где он родился – своя «малая родина».
месте расположения Ивановской области и г. Тейкова на карте России. | Мир социальных отношений. Ситуации: -Где ты живешь? -Найди дорогу к бабушке. -и др. (путешествие по плану города) Общение: -Мой родной город. -Где росли мои мама и папа? Худ. литература: -С.Прокофьев. Родина. -Стихи местных поэтов о родном городе. -Чтение адаптированных рассказов «Край родной» Худ-творческая д-ть: -Изготовление макета своего микрорайона. -Рисование «Моя родина». Туристическое краеведение: «Секретный пакет» (ориентировка по плану микрорайона). | Игра «Что, где когда?» Уважаемые папы и мамы! Если вы хотите развить интерес и познавательную активность своего ребенка к окружающему миру, родному городу, своей семье, то предлагаем вам семейную игру «Наш город». | Уголок краеведения: поместить фотографии и план-схему г. Тейкова; Книжный уголок: Предложить для рассматривания книгу и чтения книгу З.И. Коваленко «Путешествие в историю России» | |
Занятие 4. «Как возник мой город?» Цель:
Занятие 5. «Моя семья» Цель:
| Худ-творческая д-ть: - игра-драматизация «Легенды и предания Тейкова», - раскрашивание иллюстраций (рабочая тетрадь, стр.4) Мир социальных отношений. Ситуации:
Общение:
Худ-творческая деят-ть:
(рабочая тетрадь, стр.7)
| Совместное творчество: каким мы представляем себе село Тейково (рабочая тетрадь, стр.5) - Рассказ родителей о своих семьях, о родственных отношениях, о связи семьи с родным городом. - Составление генеалогического древа (рабочая тетрадь, стр.6) | Книжный уголок: Предложить для рассматривания книгу «Зеленоокая сторона Тейковская» о прошлом и настоящем Тейкова и Тейковского района. - Рассказ родителей о своих семьях, о родственных отношениях, о связи семьи с родным городом. - Составление генеалогического древа (рабочая тетрадь, стр.6) | |
Я – и моя семья Дома на нашей улице | Занятие 6. «Родная хатка, что родная матка» Цель:
Занятие 7. «Старинные здания и современные дома нашего города». Цель:
|
Игровая деятельность: Игры-задания: - «Дорисуй наличники» - «Подбери пару к инструменту», - «Копилка слов». (рабочая тетрадь, стр.8)
(рабочая тетрадь, стр. 10) Сюжетно-ролевая игра «Стройка». Материал: строительный материал, различные виды конструктора. Худож-творческая д-ть: - коллективная аппликация на тему «Город».
Худож. литература: - выучить стихотворение «Новый дом» | Маршрут выходного дня: «Деревянные кружева» (по улицам частного сектора) Совместное творчество: Изготовление из природного и бросового материала макетов домов разных эпох «Дома прошлого, настоящего и будущего». Выучить с детьми домашний адрес. | Уголок худож-творческ. деятельности:
|
Занятие 8. «Почему так назвали улицу?» Цель:
| Мир социальных отношений. Общение:
Ситуации: (работа по карте города)
Худ-творческая д-ть: Изготовление макета своего микрорайона. | Маршрут выходного дня «Прогулка по городу». Цель:
(рабочая тетрадь стр.12-13). | Уголок краеведения.
| |
Занятие 9. «Транспорт – помощник в жизни человека». Цель:
| Экскурсия по улице, где расположен детский сад. Игровая деятельность: - «Копилка слов» -Настольно-печатная игра «Правила дорожного движения». -Сюжетно-ролевая игра «путешествие по городу» Художественная литература: чтение книг и рассматривание иллюстраций о транспорте | Наблюдение на улицах города за транспортом. | Уголок худ-творческой деятельности:
и трафареты с видами транспорта. | |
Занятие 10. «Мир крестьянской избы» Цель:
| Экскурсия в «Горенку» – музей народного быта.
Игровая деятельность: - «Внучата»,
| Уголок краеведения.
| ||
Занятие-игра 11. «Русское гостеприимство» Цель:
| Мир социальных отношений: Праздник «Веселая масленица». | Приготовление праздничных кушаний. | Игровая деятельность:
(материал: мука, опилки, папье-маше и др.)
ролевая игра «Встречаем гостей». | |
Занятие 12. Рассказ-беседа «Народные промыслы тейковчан» Цель:
| Мир социальных отношений:
Худ-творческая д-ть:
одежду.
«Туесок». | Рассматривание семейных реликвий. Рассказы о занятиях предков. | Уголок худ-тв .деятельности:
| |
Занятие 13. Экскурсия в воинскую часть «Есть такая профессия – Родину защищать». Цель:
| Мир социальных отношений: - праздник «Будем в армии служить» Худ-творч. деят-ть:
составление рассказа «Мой папа – военный» (с последующим оформлением буклета) | Рассказы родителей о службе в армии (рассматривание фотографий, наград) | Уголок краеведения: поместить альбомы и иллюстрации о защитниках Отечества разных эпох. Уголок худ-твор. деятельности:
| |
Занятие 14. «Как рубашка в поле выросла» Цель:
| Художественная л-ра: Рассказ К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Худ-творч. деят-ть: рисование русских народных костюмов. Игровая деят-ть:
| Уголок краеведения:
Уголок худ-твор. деятельности:
| ||
Занятие 15. «Ромашки на кармашках» Цель:
| Мир социальных отношений:
картины «Уборка хлопка», «На фабрике».
буклетов о тейковском ХБК,
коробочки хлопка, пряжа, лента, ровница, ткань, челнок, сарафанчик. Худож-творч. деят-ть:
«Придумай узор для ткани». Худож. литература: Л.Кукалин. Ромашки на кармашках.
| Рассказы родителей о своей работе. | Уголок краеведения: выставка тканей тейковского ХБК. Уголок худ-твор. деятельности:
украшения тканей, - раскраски. | |
Занятие 16. «Все работы хороши…» Цель:
к людям разных прфессий . | Художественная литература: В. Маяковский «А что у вас?» «Кем быть?» Игровая деятельность: «Кому что нужно для работы?» | Рассказы родителей о том, что им нужно для работы | Сюжетно-ролевые игры по замыслу. | |
Занятие 17. Рассказ воспитателя «Нам не нужна война». Цель:
героями- тейковчанами, защищавшими нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о том, как тейковчане чтут память о героях.
| Мир социальной действительности:
посвященный Дню Победы.
памятнику Славы в деревне Красное. | -Участие в параде Тейковского гарнизона, посвященному Дню Победы,
к памятнику И.И. Новоженова,
семейных фотографий. | Уголок краеведения: - иллюстрации и книги о Великой Отечественной войне. | |
Занятие-игра 18. «Я – тейковчанин» Цель:
| Мир социальных отношений: Игра «Колесо истории». | Составление рассказа « Мой город» | Рисование «Я хочу, чтобы мой город стал вот таким…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
Презентация детского проета "Город в котором я живу"
Данная презентация познакомит педагогов с последовательность работы по детскому проекту. Фотографии представят наработанный материал, раскроют практическую деятельность детей....
Город в котором я живу
Цель: дать первые представление о названии родного города, побуждать рассказывать детей о том, где они живут. Учитьт различать город и село....
Праздник посвященный юбилею города. « Нефтекамск - город, в котором мы живем »
Данное занятие провацирует детей проявлять интерес к информации, которую получают, во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и позн...
Книга - путеводитель по городу Нефтекамск «Город, в котором мы живем»
Практический результат проектной деятельности - Сборник семейных проектов....
«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордость за город, в котором они живут, за свою малую Родину. Задачи:1)уточнить и систе...