«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордость за город, в котором они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
1)уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
2)расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
3)закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
4)совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
5)закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
6)закреплять умение наращивать предложение;
7)развивать у детей: внимание, память, мышление.
Предварительная работа педагога:
посещение Краеведческого музея города;
рассматривание иллюстраций в книге - фотоальбоме города Балаково под
редакцией И.Д.Тарана;
беседы об архитектуре города, дидактическая игра «Путешествие по городу»,
беседы об истории города;
прослушивание аудиозаписи песен и стихов о родном городе;
Оборудование и материалы:
фотографии с видом старого и нового города, карточки-символы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, карточка-символ предложения, модель автобуса из картона, сердечки для игры «пожелания городу»,
доска, стульчики, мяч.
Ход НОД.
Мотивация.
1.Организационный момент.
Логопед обращается к детям.
- Дети, сегодня мы с вами на этом автобусе (показывает на модель автобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся на экскурсию по нашему городу по старой его части. Чтобы попасть в автобус нужно ответить на следующие вопросы:1)дети, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия); 2)как называется наша область, в которой мы живём (Саратовская область3)чем является для всех нас Россия? (Родиной);4) как называется город, в котором мы живём? (Балаково); 5)ребята, на какой великой русской реке стоит наш город? (на Волге).
Балаково-город, в котором мы с вами родились и живём. Место, где человек родился и живет, и называется нашей малой родиной, как в стихотворение Зои Александровой о родине
Родина.
Если скажут слово «Родина».
Или степь, от мака красная.
Сразу в памяти встаёт. Золотая целина.
Старый дом, в саду смородина. Родина бывает разная.
Толстый тополь у ворот. Но у всех она одна.
(после ответа на вопросы дети проходят на стульчики в автобус)
-Ребята, так как же называется наша малая родина? (Балаково)
Балаково - это слово-предмет (логопед вывешивает карточку-символ слова-предмета на доску).
- Все разместились? Сядьте поудобнее. Поехали!
2.На экскурсию мы едем
– Город свой узнать хотим.
Вдоль по улице проедем
И в окошко поглядим.
2.Во время движения по городу логопед предлагает детям поиграть в следующе игры.
а) «Придумай родственное слово» к слову родина;
-предполагаемые ответы детей: родной, родители, родня, родство, родинка.
б) - Игра: «Подбери слово-признак»
- Какие слова-признаки мы подберём к слову родина.
-предполагаемые ответы детей: любимая, родная, моя, славная……..
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед вами?
Во время остановки логопед вывешивает на доску карточку-символ слова-признака.
1. Первая остановка: дом музей В.И. Чапаева Заходим в музей (рассматривание фотографий) - приложение №2 .Герой гражданской войны В.И. Чапаев родился в нашем городе в бедной крестьянской семье. Отец его был плотником, зарабатывал на жизнь, строя деревянные дома.
Внутри деревянного мы видим крестьянский быт того времени: большая русская печь, деревянная кровать, лавки, гармонь, самовар и керосиновая лампа. С самого рождения Василий жил в этом доме вместе с родителями, пока его не призвали служить в царскую армию.
2. Вторая остановка: бывший магазин купца Шмидта, (рассматривание фотографий) приложение№3.Магазин построен в стиле русского модерна. Фасад здания украшен
скульптурами греческих богов: бог плодородия, бог торговли, бог охоты.
3. Едим дальше, во время движения рассматриваем старинные особняки города с элементами
украшения фасадов (приложение №.4).Балаковские купцы украшали свои здания изящной каменной резьбой. Крыльцо каждого особняка отделано фигурными металлическими украшениями.
Крышу каждого купеческого здания украшает изящный флюгер - (приспособление для определения направления ветра).
4. Следующая остановка: усадьба Мальцева (рассматривание фотографий) приложение №5.
Богатейший купец нашего города Паисий Мальцев построил красивейший особняк в стиле итальянских дворцов, которые называются палацио. Внутренние интерьеры украшены изящной лепниной, зеркалами, медальонами. Полы в усадьбе сделаны из драгоценных пород
деревьев.
5. Далее остановка - храм Св
ятой Троицы (рассматривание фотографий) приложение№ 6.
Он был построен на средства того же купца Паисия Мальцева в 1906 году из белого камня – известняка в старорусском стиле (один шатёр).
На фасадах храма (наружная часть любого здания) мы видим икону-мозаику Христа-Спасителя, икону - мозаику Пресвятой Богородицы.
6. Последняя остановка: Краеведческий музей (рассматривание фотографий) приложение № 7.
Краеведческий музей-одно из красивейших зданий города. Материалы музея отражают историю Балаково от удельного села, основанного старообрядцами в XVIII веке, и "пшеничной столицы Поволжья" XIX века - до современного города. Музей занимает бывший особняк банкира-хлебопромышленника В.В. Голованова, построенный в начале ХХ века. Кирпичное здание музея с мезонином (полуэтаж, расположенный на чердаке) и мансардой (утеплённый чердак) в стиле неоготики является памятником архитектуры местного значения.
7. В Балаково на каждом шагу старое соседствует с новым (приложение №8) С шестидесятых годов двадцатого века в городе началось бурное строительство жилых домов, школ, детских садов, а также пяти всесоюзных строек.
Наша экскурсия подошла к концу.
Возвращаемся в детский сад. Выходим из автобуса, и проходим на ковёр для проведения подвижной игры с мячом.
3. Игра: « Скажи со словом «городской»
транспорт -? квартира -? дом -? парк -? улица -? театр -? почта -? школа -? площадь-?
храм -? аптека -? рынок -? вокзал-?
Затем дети проходят к столику, где лежат сердечки с пожеланиями и играют в игру.
4. Игра: «Пожелания городу».
- Дети у нашего города было день рождения. Балаково исполнилось 257 лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на доску).
- Я начну, а вы продолжите: - Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (логопед вывешивает на доску карточку-символ слова-действия).
- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках! Теперь отдохнём и поиграем!
5.Физминутка.
Дети проходят на ковёр и выполняют пальчиковую гимнастику, сидя на ковре.
Пальчиковая гимнастика: « Зимний пирог».
- Затем начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.
6. Составление предложения и его удлинение.
Логопед: Балаково – это город?
Дети. Балаково – это город.
Логопед: Балаково – это красивый город?
Дети: Балаково – это красивый город.
Логопед: Балаково – это красивый город, который расположен на реке Волге?
Дети: Балаково – это красивый город, который расположен на реке Волге.
Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешивается на доску карточка-символ предложения
- Молодцы! А теперь сядем за столы.
7. Создание синквейна совместно с логопедом.
- Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Балаково).
- Вспомните слова-признаки, которые мы подобрали о нашей родине? Эти же слова-признаки
подойдут и для нашего города, назовите два (родной, любимый).
- Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).
- Дети, придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Балаково).
- И последняя карточка-символ (вывешивается на доску). Назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово Балаково (Родина).
Затем дети, пользуясь схемой на доске рассказывают о нашем городе.
Пример:
Балаково
Красивый, родной
Строится, процветает, растёт
Я люблю родной город.
Родина.
8. Рефлексия.
Что нового, ребята, вы узнали сегодня? Что было самое трудное?
Что вам, особенно понравилось на занятии?
- Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к конкурсу на лучшую методическую разработку
организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Мой родной край-люблю тебя, горжусь тобою»
среди педагогических работников дошкольных образовательных
учреждений БМР
Номинация: «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой любимый город».
Баукова Ирина Константиновна
учитель-логопед МАДОУ детский сад №1
код
Номинация: «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой любимый город»
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордость за город, в котором они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
1)уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
2)расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
3)закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
4)совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
5)закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
6)закреплять умение наращивать предложение;
7)развивать у детей: внимание, память, мышление.
Предварительная работа педагога:
посещение Краеведческого музея города;
рассматривание иллюстраций в книге - фотоальбоме города Балаково под
редакцией И.Д.Тарана;
беседы об архитектуре города, дидактическая игра «Путешествие по городу»,
беседы об истории города;
прослушивание аудиозаписи песен и стихов о родном городе;
Оборудование и материалы:
фотографии с видом старого и нового города, карточки-символы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, карточка-символ предложения, модель автобуса из картона, сердечки для игры «пожелания городу»,
доска, стульчики, мяч.
Приложение № 1:старая часть города Балаково « вид с птичьего полёта».
Приложение № 2: в музее В. И. Чапаева.
Приложение№ 3: бывший магазин купца Шмидта.
Приложение № 4: старинные купеческие особняки с элементами украшения
фасадов.
Приложение№ 5 усадьба Мальцева с фрагментами украшения внутреннего интерьера.
Приложение № 6: храм Святой Троицы.
Приложение № 7: Краеведческий музей города.
Приложение № 8-старое соседствует с новым.
Приложение № 9: карточки - символы предложения, слова-предмета, слова-действия, слова- признака.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»
Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...
Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ
Интерактивное музыкальное занятие с использованием мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие даёт возможность способствов...
Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"
В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....
Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)
Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...
История моего города, изготовление коллажа "Мой любимый город"
Кропо́ткин — город в Краснодарском крае России. Административный центр Кавказского района. Образует Кропоткинское городское поселение. Современный Кропоткин – активно развивающийся...
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ВИКТОРИНЫ К ЮБИЛЕЮ ГОРОДА «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД НОВОКУЙБЫШЕВСК!» 2016 ГОД.
Музыкально-литературная викторина направлена на воспитание любви к родному городу, стремление изучать родной край; вызвать у детей чувство гордости за свой город, за свою страну....
Презентация проекта "Мои любимые места, в моём любимом городе Чехов"
детский проект...