Развлечение для детей "Путешествие в страну сказок Габдуллы Тукая" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Закирова Лилия Раисовна

Конспект развлечения для детей старших групп по ознакомлению детей татарскому языку "Путешествие в страну сказок Габдулы Тукая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_skazok_gabdully_tukaya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну сказок Габдуллы Тукая» (развлечение для детей)

«Путешествие в страну сказок Г. Тукая»

(развлечение для детей)

Предварительная работа: чтение произведений, разучивание стихотворений Г. Тукая.

Атрибуты: Портрет Г. Тукая,  татарский домик, гребень, бабочка, топор, кошка, щенок, ложки, яйца,

Действующие лица: Ведущие, дети, бабушка

Ход праздника

Звучит веселая музыка. Заходят дети и садятся.

Ведущий: Исэнмесез балалар! Здраствуйте дети! Сегодня мы собрались на вечер, посвященный дню рождению Габдулла Тукая. Музыка.

В. 1: Дорогие ребята! После долгой зимы, когда наступает весна, когда солнышко улыбается, когда весело журча бегут ручейки, когда птицы возвращаются с теплых краев мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая. Потому что он родился весной, 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Арского района.

Когда Габдулла был совсем маленький у него умерли родители и Габдулла стал круглым сиротой. Трудно было мальчику без родителей. Он был плохо одет, мало ел.

Габдулла Тукай жил в деревне и люди, заботившиеся о мальчике прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться. Здесь же начал приобщаться к трудовой жизни, испытал ее радости и горести. Габдулла рос смышленым, старательным ребенком, рано научился писать и читать. Он навсегда сохранил в сердце любовь к родному краю.

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Здесь он учится в медресе, изучает разные языки. Здесь же он начинает писать свои первые стихи.

Но в самом расцвете таланта здоровье Тукая резко ухудшается. Самочувствие Тукая с каждым днем ухудшалось. и в апреле 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он умер, когда ему было 27 лет. Родился весной и весной ушел из жизни.

В. 2: Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик» и многих других воспитывалось не одно поколение. Многим из вас мамы и бабушки пели колыбельные, написанные Тукаем, рассказывали его сказки на ночь.

Ведущий: А теперь ребята покажут нам инсценировку стихотворения

«Забавный ученик».

— Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!                      САША

— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,

Мне всего недель двенадцать. Не хочу учить урок!                                  КИРИЛЛ

Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.

На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.

- Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,                              САША

Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!

Ведущий: Спасибо! Ребята как вы помните, маленький Габдулла Тукай жил у одной бабушки. Видите у нас тут стоит красивый деревенский домик. В нем живет бабушка. Ребята, а как у нас бабушка переводиться на татарский язык? Эби! Правильно. Давайте все вместе позовем ее на наш праздник. Эби! Эби! Эби!

Выходит из дома бабушка. (ПОД МУЗЫКУ)

Бабушка: Кто меня зовет? А это же дети! Здравствуйте, ребята! Я тут вижу и воспитатели есть. Здравствуйте, воспитатели! Я живу в этом красивом домике. Показывает дом. Чего только нету у меня. Дети, посмотрите, что это за сундук, на вид он очень красивый. Может откроем и посмотрим что там?

Бабушкин сундук хранит искусные изделия.

Славились они давно у народа моего.

Как прекрасны тюбетейки, посмотри же как блестят.

Вышиваем канителью джигита нашего наряд.

(Бабушка показывает тюбетейку). Вот это тюбетейка.

Я калфак пурпурный свой вышивала нитью золотой.

Гибкий стебель изогнется, и цветок к листку прильнет.

(Бабушка показывает калфак). Вот татарский женский головной убор калфак.

Бабушка: Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Я знаю одну игру, которая называется «Тюбетейка».

Объясняет правила. Вот этот головной убор надо передавать друг другу под музыку. Когда музыка закончиться, у кого останется тюбетейка, тот должен выполнить мои задания. 1- станцевать, 2- покричать как петушок 3- как барашек

Молодцы ребята! Садитесь.

ЭБИ: У меня ещё что-то есть в сундуке (ПОКАЗЫВАЕТ ЗАДАНИЯ)Ребята, давайте-ка мы с вами вспомним сказки Габдуллы Тукая и сыграем в игру «Угадай сказку».

(из сундука вынимает предметы по сказкам Тукая) .

Гребень из какой сказки? «Водяная»

Топор из какой сказки? Шурале.

Щенок? Забавный ученик.

Барашек из какой сказки? Коза и Баран.

ВЕД: Молодцы, ребята! У нас есть еще и другие игры. Объясняется игра.

 «Не урони яйцо».

Ой какие молодцы!

(дети играют, потом рассаживаются)

Ведущий: Ребята, а теперь давайте покажем ваши знания нашим гостям. Наши гости хотят послушать стихи, которые вы выучили.

Дети рассказывают стихи.

Счастливый ребёнок          (ДИАНА)

Очень счастлив тот ребёнок, что в занятия влюблён,

Чтит учителя и помнит всё, что на дом задал он.

По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,

Не шалит и не играет, коли ждёт его урок.

К птицам      (НИЯЗ)

Я не трону вас, птицы, меня не пугайтесь, пичуги.

Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге.

Всё, что бог внушил, распевайте при мне без тревоги,

Не ношу я ружья, не расставил силков на дороге.

Осень       (ВАДИМ)

Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,

И уже зима выходит в белой шубе меховой.

Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,

Птицы южные вернулись зимовать в родных краях.

Белый дед     (ТАИСИЯ)

Когда пушистый снег оденет белый свет,

Когда наш голый сад от снега станет сед,

Опять приходит к нам, пургой запорошен,

Игрушек накупив, наш белый-белый дед.

ВЕД: Нынешний год объявлен годом литературы. Мы знаем много поэтов- Г.ТУКАЯ, АБДУЛУ АЛИША, МУСУ ДЖАЛИЛЯ…Послушайте стихотворение М.Джалиля «Красная ромашка», которое прочитает участница конкурса чтецов в городе Нижнекамске Яна Ермолаева, воспитанница средней группы № 6.

ЭБИ : Рэхмэт балалар! Спасибо, ребята! И стихи знаете и чтите память поэта.

Давайте отдохнём поиграем в хороводную игру «Карусель эйлэнэ»

В. 2: А теперь, ребята, давайте посмотрим книжную выставку. А выставка это не простая, а с загадкой. В чем же секрет? Сейчас я вам буду задавать вопросы, а ответы на них можно найти по книжкам Тукая, которые представлены здесь на слайдах.

Вопросы:

1) Что украл деревенский мальчишка с сказке Габдуллы Тукая «Водяная»? (золотой гребень)

2) Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»? (щенок)

3) Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали)

4) Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк)

Есть  песня на слова Г. Тукая «Туган тел» (Родной язык) и татарский народ поет её как гимн?

Дорогие воспитатели и дети! Мы хотим закончить наш вечер песней  «Туган тел» (“Родной язык”), написанную на слова Г. Тукая.    

Звучит песня «Туган тел».

А теперь дети давайте скажем спасибо нашим гостям спасибо и до свидания  на татарском языке. Рэхмэт! Саубулыгыз!

Народ чтит память Г. Тукая. Его имя живет в названиях улиц, школ, библиотек. Помните и чтите наших знаменитых, талантливых поэтов. РЭХМЭТ. СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ, НАШ ВЕЧЕР  Габдуллы Тукая ПОДОШЕЛ К КОНЦУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Тема: «Путешествие в страну сказок» для второй младшей группы с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ

Конспект НОД Тема: «Путешествие в страну сказок»Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятель...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок" во 2 младшей группе

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Проект на тему: "Любимый сказочник детей. Путешествие в страну сказок С.Я.Маршака"

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки. развивать воспр...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...