Конспект организованной образовательной деятельности на районном методическом объединении по теме: "Ознакомление с социальным миром" - "Татарстан - моя Республика"(подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по "Ознакомлению с социальным миром в подготовительной к школе группе "Татарстан - моя Республика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_ood_tatarstan-moya_respublika.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
воспитателей ДОУ
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Интегрированная-организованная образовательная деятельность
на тему: «Татарстан – моя республика»
(подготовительная к школе группа)
Подготовили воспитатели
Закирова Лилия Раисовна
воспитатель первой
квалификационной категории
Алешина Александра Владимировна
воспитатель первой
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №2
«Золотая рыбка»
п.г.т. Камские Поляны
Нижнекамского муниципального
района Республики Татарстан
2016
Тема: «Татарстан – моя Республика».
Возраст:6-7лет
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-комуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность, рисование)
- Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана, традиции и культуры народов, населяющие республику.
Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ. Дать представление, что такое Родина, родной край; познакомить с картой и символикой Республики Татарстан. Рассказать о природных богатствах родного края. Закрепить знание детей о столице Республики Татарстан и о родном поселке, познакомить с достопримечательностями Казани и своего поселка.
Образовательная область «Речевое развитие»: закреплять умение отвечать на вопросы, использовать в речи сложные предложения разных видов. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать знакомить детей с татарскими, русскими национальными костюмами и орнаментами; воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству; учить самостоятельно, создавать узор. Приобщать детей к русской, татарской национальной культуре. Знакомство с традициями русского, татарского народа на основе народных игр. Развивать чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Закреплять навыки выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений. Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста.
IV.Демонстрационный материал: использование слайдов на мультимедийном оборудование, ноутбук, диск с записью «Түбәтәй», мольберт, образец фартука и сапога.
V. Раздаточный материал: листы бумаги с силуэтом фартука и сапога по количеству детей, клей ПВА, обрезанные нитки красного, зеленого цветов в тарелочке, клеёнки, кисточки, салфетки.
VI. Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание пословиц о Родине. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций национального орнамента, иллюстрации городов и жителей России и Татарстана. Словарная работа: президент, герб, гимн. Тюбетейка, калфак, камзол, фартук. Орнамент, тюльпан, узор. Обогащать и активизировать словарь: флаги, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского и русского народа.
Предварительная работа: дать общее представление о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимнов РФ и РТ.
Оборудование: географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, образец фартука и сапога.
Ход ООД: Ребята, у нас сегодня гости поприветствуйте их (на русском и татарском языках). Ребята среди наших гостей есть необычные гости это туристы, которые приехали с группой, чтобы посмотреть нашу Республику.
Туристы: Ребята мы приехали с группой, чтобы узнать и посмотреть вашу Республику Татарстан и поселок, Камские Поляны. Наша группа разъехалась по городам, а мы приехали к вам в Камские Поляны.
«Круг радости»
А сейчас я приглашаю вас и наших туристов в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель и туристы берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы! А сейчас так как наши туристы приехали узнать много нового и интересного, я предлагаю им сесть и послушать наших детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина ребята, это, прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это дом, улица, село, где мы родились и живем, это детский сад, куда мы ходим, наши воспитатели, это природа, которая окружает нас.
Воспитатель: А чтобы вам было ещё понятнее, я хочу попросить Вадима и Ирину, чтобы они рассказали стихотворение о Родине.
Дети читают стихотворение о Родине:
1.Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом!
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
2.Великую землю
Любимую землю,
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой
Мы Родиной милой
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Ребята, много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.
1.Жить – Родине служить.
2.Родина поучает – Родина выручает.
3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
4. Человек без Родины, что соловей без песни.
(Дети дарят туристам магниты Камских Полян)
Воспитатель: - Чему все эти пословицы учат нас? ( Эти пословицы учат нас - Добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
А сейчас садитесь на стульчики, и мы продолжим нашу с вами беседу.
Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.
А как называется наша Республика?
Дети: Татарстан.
Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый главный человек в нашей Республике?
Дети: Наш президент Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич
Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача?
Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.
Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики.
Дети: Город Казань; (Слайд №1 фото Казани)
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть фотографии нашей столицы.
Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это? (Слайд№2 фото флаг, герб)
Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.
Воспитатель: У каждой страны, Республики есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним, из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?
Дети: Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый, на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах.
Воспитатель: Молодцы. Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?
Дети: На карте; (Слайд №3 карта РТ)
Воспитатель: Правильно дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?
Дети: На бегущего коня.
Воспитатель: Ребята, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга. Желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.
Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?
Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь. Альметьевск, Нижнекамск, Заинск. Нурлат, Азнакаево; (Слайд №4 города Татарстана)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чем же знамениты эти города?
Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «КАМАЗ». В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.
Воспитатель: А какое главное богатство наше республики?
Дети: Это нефть
Воспитатель: Правильно. Нефть и газ это главное богатство нашей Республики? Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.
Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики;
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху. Горох, свеклу. Кукурузу, подсолнечник.
Да, Татарстан – это земледельческий край. (Слайд №5 поля)
Воспитатель: - Ребята, скажите, а как называется местность где мы живем?
Дети: поселок городского типа Камские Поляны. Это наша малая Родина. Глава нашего поселка Павлов Александр Афанасьевич.
Воспитатель: У нашего поселка тоже есть свой герб и флаг; (Слайд №6 герб, флаг поселка)
Воспитатель: Посмотрите и скажите что нарисовано на гербе и флаге?
Дети: Мельница.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает мельница:
Дети: Мельница является символом плодородия, удачи, труда. Поэтому золотая мельница показывает трудолюбие жителей, Движения вперед, достижения успеха.
Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте наш поселок; (Слайд №7 Камские Поляны)
Воспитатель: Ребята, вы узнаёте эти места нашего города; (Слайд №8 наши достопримечательности)
Воспитатель: Ребята наша Республика многонациональная. Люди, каких национальностей живут в Татарстане?
Дети: русские, татары, чуваши и много других национальностей.
Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого?
Дети: У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас я вас приглашаю поиграть в татарскую национальную игру «Түбәтәй» (пригласить туристов)
Татарская национальная игра «Түбәтәй» (в кругу с түбәтәйкой)
- Түбәтәеңне кигәнснен
Бик ераклардан килгәнсен,
Карап-карап туя алмыйм
Бигрэк матур икэнсен.
-Түб, түб түбәтәй,
Түбәтәең укалы
Матур-матур түбәтәй,
Менә кемдә тукталды (задание)
Воспитатель: Ребята, я думаю, вы много, рассказали нашим туристам о нашей Республике и о нашем поселке.
Туристы: Ребята мы так много узнали из ваших рассказов, вы такие молодцы очень хорошо знаете свою Республику и свой поселок мы очень рады, что приехали к вам.
По пути к вам нам дали вот такие образцы одежды, но мы, ни чего не слышали и не видели о вашей национальной одежде, расскажите нам?
Воспитатель: Дети расскажем нашим гостям. Мы с вами говорили, что у каждого народа своя национальная одежда я вам предлагаю рассмотреть татарский национальный костюм; (Слайд №9мужская и женская татарская национальная одежда.). Давайте рассмотрим элементы одежды.
Дети: Женский костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек.
Мужской костюм из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки и сапоги (итек).
Воспитатель: Ребята, чем украшены национальные костюмы?
Дети: Узором, орнаментом.
Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме?
Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)
Воспитатель: А сейчас вам предлагаю рассмотреть русский народный костюм; (Слайд №10 мужской и женский русский народный костюм).
Мужская – рубаха косоворотка, штаны, сапоги. Женская – повязка, рубаха, сарафан, фартук, башмаки.
Какие элементы орнамента преобладают в русском народном костюме?
Дети: Бутон, листок, и много разновидностей вышивки.
А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную подвижная игру «Ручеек» (позвать туристов). Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
Можно с вами поиграть?
Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:
«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!"
Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю пройти на свои места, это будет ваша мастерская, мы будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские и русские костюмы. Я вам предлагаю взять кому, что нравиться, но они не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их элементами орнамента, фартук татарским орнаментом, сапожёк русским.
На столах лежат основа фартука и сапога, обрезки цветных ниток, шаблоны элементов растительного орнамента, клей, простой карандаш. Скажите, пожалуйста, как можно украсить фартук и сапог.
Дети: Тюльпан, завиток – татарский орнамент, бутон, листок – русский орнамент.
Воспитатель: Ребята, подойдите, возьмите кто, что выбрал.
Практическая работа.
Итог занятия.
Туристы: Ребята, вы нам рассказали о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с вами, о том, чем они занимаются, чем примечательны ваши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех пройти на ковёр, присесть в кружок и каждый из вас будет говорить, что вам понравилось на занятии, и вытягивайте ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнце) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
Ребята давайте попрощаемся с гостями и скажем всем спасибо, досвидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе
Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...
Конспект организованной образовательной деятельности для районного методического объединения вторых младших и средних групп
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.
Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе
Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны» Цель:...
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: «Круговорот воды в природе. Свойства воды» с детьми подготовительной к школе группы.
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы в вазе» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе
КОНСПЕКТ НОДпо художественно-эстетическому развитию«Цветы в вазе» с использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...
Конспект Организованной образовательной деятельности по физическому развитию Спортивное развлечение посвященное Дню Защитника Отечества с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (5-7 лет) «Вперёд мальчишки!»
Цель: формировать навыки здорового образа жизни через двигательную активность....