Конспект организованной образовательной деятельности на районном методическом объединении по теме: "Ознакомление с социальным миром" - "Татарстан - моя Республика"(подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Закирова Лилия Раисовна

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по "Ознакомлению с социальным миром в подготовительной к школе группе "Татарстан - моя Республика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_ood_tatarstan-moya_respublika.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

воспитателей ДОУ

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

Интегрированная-организованная  образовательная  деятельность

                      на тему: «Татарстан – моя республика»

                       (подготовительная к школе группа)

 

                                                                                                                                 

                                                                                                     

                                                                         

 

                                                                           Подготовили воспитатели

                                                                           Закирова Лилия Раисовна

                                                                           воспитатель первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                            Алешина Александра Владимировна

                                                                           воспитатель первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                           МАДОУ «Детский сад №2

                                                                           «Золотая рыбка»

                                                                           п.г.т. Камские Поляны

                                                                           Нижнекамского муниципального

                                                                           района Республики Татарстан

                                                                2016

Тема: «Татарстан – моя Республика».

Возраст:6-7лет

  1. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-комуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность, рисование)
  2.  Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана, традиции и культуры народов, населяющие республику.

Задачи:                                                                                                                                       Образовательная область «Познавательное развитие»: воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ. Дать представление, что такое Родина, родной край; познакомить с картой и символикой Республики Татарстан. Рассказать о природных богатствах родного края. Закрепить знание детей о столице Республики Татарстан и о родном поселке, познакомить с достопримечательностями Казани и своего поселка. 

 Образовательная область «Речевое развитие»: закреплять умение отвечать  на вопросы, использовать в речи сложные предложения разных видов. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать знакомить детей с татарскими, русскими национальными костюмами и орнаментами; воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству; учить самостоятельно, создавать узор. Приобщать детей к русской, татарской национальной культуре.  Знакомство с традициями русского, татарского народа на основе народных игр. Развивать чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Закреплять навыки выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений. Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста. 

IV.Демонстрационный материал: использование слайдов на мультимедийном оборудование, ноутбук, диск с записью «Түбәтәй», мольберт, образец фартука и сапога.                                              

 V. Раздаточный материал:  листы бумаги с силуэтом фартука и сапога по количеству детей, клей ПВА, обрезанные нитки красного, зеленого цветов в тарелочке, клеёнки, кисточки, салфетки.  

 VI. Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание пословиц о Родине.  Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций национального орнамента, иллюстрации городов  и жителей России и Татарстана.                                                               Словарная работа: президент, герб, гимн. Тюбетейка, калфак, камзол, фартук. Орнамент, тюльпан, узор. Обогащать и активизировать словарь: флаги, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского и русского народа.

Предварительная работа: дать общее представление о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимнов РФ и РТ.

Оборудование: географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, образец фартука и сапога.

Ход ООД: Ребята, у нас сегодня гости поприветствуйте их (на русском и татарском языках). Ребята среди наших гостей есть необычные гости  это туристы, которые приехали с группой, чтобы посмотреть нашу Республику.

Туристы: Ребята мы приехали с группой, чтобы узнать и посмотреть вашу Республику Татарстан и поселок, Камские Поляны. Наша группа разъехалась по городам, а мы приехали к вам в Камские Поляны.

 «Круг радости»

А сейчас я приглашаю вас и наших туристов в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель и туристы берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы! А сейчас так как наши туристы приехали узнать много нового и интересного, я предлагаю им сесть и послушать наших детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина ребята, это, прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это  дом, улица, село, где мы родились и живем, это детский сад, куда мы ходим, наши воспитатели, это природа, которая окружает нас.

Воспитатель: А чтобы вам было ещё понятнее, я хочу попросить Вадима и Ирину, чтобы они рассказали стихотворение о  Родине.

Дети читают стихотворение о Родине:

1.Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

2.Великую землю

Любимую землю,

Где мы родились и живем

Мы Родиной светлой

Мы Родиной милой

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Ребята, много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.

1.Жить – Родине служить.

2.Родина поучает – Родина выручает.

3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

4. Человек без Родины, что соловей без песни.

(Дети дарят туристам магниты Камских Полян)

Воспитатель:  - Чему все эти пословицы учат нас? ( Эти пословицы учат нас - Добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

 А сейчас садитесь на стульчики, и мы продолжим нашу с вами беседу.

Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.

А как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый главный человек в нашей Республике?

Дети: Наш президент Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич

Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача?

Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.

Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики.

Дети: Город Казань;     (Слайд №1 фото Казани)

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть фотографии нашей столицы.

Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?     (Слайд№2 фото флаг, герб)

Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель: У каждой страны, Республики есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним, из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?

Дети: Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый, на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?

Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах.

Воспитатель: Молодцы. Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?

Дети: На карте;  (Слайд №3 карта РТ)

Воспитатель: Правильно дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?

Дети: На бегущего коня.

Воспитатель: Ребята, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга.  Желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.

Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь. Альметьевск, Нижнекамск, Заинск. Нурлат, Азнакаево; (Слайд №4 города Татарстана)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «КАМАЗ». В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

Воспитатель: А какое главное богатство наше республики?

Дети: Это нефть

Воспитатель: Правильно. Нефть и газ это главное богатство нашей Республики? Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.

Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики;  

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху. Горох, свеклу. Кукурузу, подсолнечник.

Да, Татарстан – это земледельческий край. (Слайд №5 поля)

 Воспитатель: - Ребята, скажите, а как называется местность где мы живем?

Дети: поселок городского типа Камские Поляны. Это наша малая Родина. Глава нашего поселка Павлов Александр Афанасьевич.

Воспитатель: У нашего поселка тоже есть свой герб и флаг; (Слайд №6 герб, флаг поселка)

Воспитатель: Посмотрите и скажите что нарисовано на гербе и флаге?

Дети: Мельница.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает мельница:

Дети: Мельница является символом плодородия, удачи, труда. Поэтому золотая мельница показывает трудолюбие жителей, Движения вперед, достижения успеха.

Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте наш поселок; (Слайд №7 Камские Поляны)

Воспитатель: Ребята, вы узнаёте эти места нашего города; (Слайд №8 наши достопримечательности)

Воспитатель: Ребята наша Республика многонациональная. Люди, каких национальностей живут в Татарстане?  

Дети: русские, татары, чуваши и много других национальностей.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого?

Дети: У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.

Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас я вас  приглашаю поиграть в татарскую национальную игру «Түбәтәй» (пригласить туристов)

Татарская национальная игра «Түбәтәй» (в кругу с түбәтәйкой)

- Түбәтәеңне кигәнснен

Бик ераклардан килгәнсен,

Карап-карап туя алмыйм

Бигрэк матур икэнсен.

-Түб, түб түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Матур-матур түбәтәй,

Менә кемдә тукталды (задание)

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы много, рассказали нашим туристам о нашей Республике и о нашем поселке.

Туристы: Ребята мы так много узнали из ваших рассказов, вы такие молодцы очень хорошо знаете свою Республику и свой поселок мы очень рады, что приехали к вам.

По пути к вам нам дали вот такие образцы одежды, но мы, ни чего не слышали и не видели о вашей национальной одежде, расскажите нам?

Воспитатель: Дети расскажем нашим гостям. Мы с вами говорили, что у каждого народа своя национальная одежда я вам предлагаю  рассмотреть татарский национальный костюм;  (Слайд №9мужская и женская татарская национальная одежда.). Давайте рассмотрим элементы одежды.

Дети: Женский  костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек.

Мужской костюм  из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки и сапоги (итек).

Воспитатель: Ребята, чем украшены  национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме?

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)

Воспитатель:  А сейчас вам предлагаю рассмотреть русский народный костюм;  (Слайд №10 мужской и женский  русский народный костюм).

Мужская – рубаха косоворотка, штаны, сапоги. Женская – повязка, рубаха, сарафан, фартук, башмаки.

Какие элементы орнамента преобладают в русском народном костюме?

Дети: Бутон, листок, и много разновидностей вышивки.

А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную подвижная игру «Ручеек» (позвать туристов). Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!"

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

Воспитатель: Ребята,  а сейчас я вам предлагаю пройти на свои места, это будет ваша мастерская, мы  будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские и русские костюмы. Я вам предлагаю взять кому, что нравиться, но они не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их элементами  орнамента, фартук татарским орнаментом, сапожёк русским.

На столах лежат основа фартука и сапога, обрезки цветных ниток, шаблоны элементов растительного орнамента, клей, простой карандаш. Скажите, пожалуйста, как можно украсить фартук и сапог.

Дети: Тюльпан, завиток – татарский орнамент, бутон, листок – русский орнамент.

Воспитатель: Ребята, подойдите, возьмите кто, что выбрал.

Практическая работа.

Итог занятия.

Туристы: Ребята, вы нам рассказали о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с вами, о том, чем они занимаются, чем примечательны ваши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех пройти на ковёр, присесть в кружок и каждый из вас будет говорить, что вам понравилось на занятии, и вытягивайте ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель:  Посмотрите, что у нас получилось? (солнце) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Ребята давайте попрощаемся с гостями и скажем всем спасибо, досвидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект организованной образовательной деятельности для районного методического объединения вторых младших и средних групп

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе

Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в  подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны»  Цель:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы в вазе» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ  НОДпо художественно-эстетическому развитию«Цветы в вазе» с  использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...