Проект парциальной программы "Моя малая Родина"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект программы "Моя малая Родина" | 81.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДЕТСКИЙ САД № 5 "СТЕПНЯЧОК" АКБУЛАКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: | Хакимова Наталья Николаевна Воспитатель МБДОУ "Детский сад №5 «Степнячок» п. Акбулак. |
Оренбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | ||
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы………… | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы………... | 5 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы……………………………………………………………. | 5 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей……………………….. | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы………………………… | 8 |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы ……. | 8 |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы………………………………………... | 9 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности…….. | 10 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы………….. | 15 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение программы………………………………….. | 27 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы………………………………………... | 28 |
3.3 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания……………………………………………… | 28 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы…………………………………………………………… | 30 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 30 |
IV. | Дополнительный раздел………………………………………….. | 31 |
4.1 | Презентация парциальной образовательной программы | |
V. | Литература………………………………………………………….. | 33 |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения Приложение 2 |
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность парциальной образовательной программы
Актуальность программы заключается в том, что она позволяет расширить, правильно понять исторические, природные особенности малой Родины. Содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к осознанию, что наш поселок - частица большой Родины - России. Важно показать уникальность поселка, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка – это его дом, семья, улица. Ближайшая территория: двор, лес, река - всё-то, что окружает его, влияет на его жизнь.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с семьей. Консультации для родителей на тему «Природа – колыбель жизни» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместные проведенные субботники; экологические акции, подготовка к праздникам; выпусков буклетов, родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается с привития любви к малой родине, с ознакомления с культурным наследием, с современным миром родного края, в котором он живёт, воспитание на том, что жизненно близко и понятно.
Программа обеспечивает учёт специфики региональных особенностей и традиций дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие".
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, малой родине и Отечестве детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия детского и взрослого сообщества.
Задачи программы:
1. Формирование предпосылок основных культурных способов деятельности в процессе освоения ценностей культуры и истории родного края.
2. Воспитание у детей ценностных установок положительного отношения к миру, другим людям и самому себе на основе осмысления отечественных традиций, праздников и быта.
3. Развитие познавательной самостоятельности детей при объяснении явлений природы, поступков людей в процессе присвоения социокультурной деятельности.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
В основу программы заложены следующие принципы из п.1.4 Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования.
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, посредством посещения культурных учреждений;
- поддержка инициативы детей через организацию различных видов деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий посредством изучения родного края;
- сотрудничество Организации с семьей посредством изучения родных языков национальных традиций;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
В основу программы положены следующие методологические подходы:
- Личностно - ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще неразвитые способности и возможности.
- Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
- Системно-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной деятельности воспитанника в общем контексте образовательного процесса. При этом обращается внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание; операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа 6 - 7 лет
В старшем возрасте у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему.
У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от воспитания и условий его жизни. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.
Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения. Если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в ребенку в детстве, но и во взрослой жизни человека.
У детей старшего возраста совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания, формирование речевой и языковой культуры, формируются элементарные понятия: трава, кустарники, деревья, растения, насекомые, рыбы, птицы, среда обитания, сезонные изменения.
Дети данного возраста с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, о своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе. На занятиях дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусств.
Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
У ребенка:
- сформированы предпосылки основных культурных способов деятельности в процессе освоения ценностей культуры и истории родного края;
- воспитаны ценностные установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе на основе осмысления отечественных традиций, праздников и быта;
- развита познавательная самостоятельность при объяснении явлений природы, поступков людей в процессе присвоения социокультурной деятельности.
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
МБДОУ Детский сад №5 «Степнячок» Акбулакского района п. Акбулак осуществляет воспитательно – образовательную деятельность на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-336с.)
Парциальная программа «Моя малая родина» дополняет и расширяет основную часть образовательной программы дошкольного образования за счет вовлечение детей в освоение, осмысление и присвоение культурного и исторического наследия родного поселка.
Выбор содержания парциальной программы «Моя малая родина» обусловлен необходимостью формирования уважительного отношения и чувства уважения к своей малой родине – Акбулак детей старшего дошкольного возраста на основе Отечественных традиций, вовлечение детей в осмысление отечественных традиций, праздников, природы и быта родного края. Проблемы развития культурно-ценностного отношения дошкольников к творчеству известных жителей родного поселка, к достопримечательностям родного поселка, к традициям нашего поселка.
1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы:
- Создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.»,
- Изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов»»,
- Выставка детских рисунков – «Растение Скифа – Сарматского периода»
- Выставка детских работ «Жилье первых жителей п. Акбулак 20 в.»
- . Оформление патриотического уголка
- Создание альбома: «Ими гордится страна».
- создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы»
- выставка детских работ из природного материала, создание гербария «Растения Акбулакского района»
- Оформление выставки детских рисунков «Растения Красной Книги»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности |
Модуль 1.Родина Скифских царей | ||||
1.1 | Скифа – Сарматский период д.н.э. . | 25мин. | Групповая: беседа; виртуальная экскурсия. Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. Игровая: сюжетно - ролевая игра | Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра – «Археологи» Коммуникативная деятельность: беседа о Скифа – Сарматском периоде (1000 л. д.н.э.) на территории Акбулакского района Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальная экскурсия – «Родина первых скифских царей», Восприятие художественной литературы и фольклора:Мифы о происхождении скифов Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов. Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведения С.С. Прокофьева «Скифской сюиты» Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов и создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.» |
1.2 | Символы, культура, быт Скифа – Сарматского периода | 25мин. | Групповая: беседа, виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов Работа в малых подгруппах: сюжетно - ролевая игра. Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей Игровая деятельность :сюжетно-ролевая игра | Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра - «Археологическая экспедиция» Коммуникативная деятельность: беседа о культуре, быте людей живших в Скифа – Сарматский период. Познавательно-исследовательская деятельность: анализ символов, культуры и быта древних поселенцев; виртуальная экскурсия на основе наглядного материала Восприятие художественной литературы и фольклора - «Меч Сварога» А. Асов Конструирование - изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов» Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений балет «Ала и Лоллий» на сюжет из скифской мифологии для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева С.С. Прокофьева |
1.3 | Климатические условия, мир растений и животных Скифа – Сарматского периода. | 25мин. | Групповая: виртуальная экскурсия, беседа, Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей Работа в малых группах: рисование Игровая: подвижная игра, дидактическая | Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками - беседа климатическом условии Скифа – Сарматского периода, растительном и животном мире. Познавательно–исследовательская деятельность: виртуальная экскурсия в живой мир природы Скифа – Сарматского периода; Игровая деятельность: подвижная игра «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша». Художественно – творческая деятельность: Животные и растения Скифа – Сарматского периода. Восприятие художественной литературы и фольклора - Миф славян о Рождении Мира, А. Асов Музыкальная деятельность - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений симфоническая сюита «Скифа» С.С. Прокофьева |
Модуль 2. История современного становления п. Акбулак | ||||
2.1 | Первые поселенцы - история возникновения поселка Акбулак | 25мин. | Групповая: беседа, виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. Игровая: игра с правилами - народная игра Работа в малых группах: Лепка | Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками - беседа - знакомство с первыми поселенцами, историей возникновения поселка Акбулак. Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальна экскурсия на основе наглядных материалов «Первые поселенцы 20 в» Игровая деятельность: игра с правилами - народная игра «Плетень» Художественно – творческая деятельность: лепка построек жилья первых жителей Акбулакского района 20 в. Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение р. н. потешек, загадок, поговорок. Музыкальная деятельность: прослушивание гимна Оренбургской области и п. Акбулак, |
2.2 | Моя Родина - Акбулак | 25мин. | Групповая: беседа (о родном поселке, Флаг и Гимн поселка); Работа в малых подгруппах: дидактическая игра. Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. | Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками - беседа о символах страны- России, о символах п. Акбулак; Познавательно–исследовательская деятельность: анализ символов России и Акбулака; Восприятие художественной литературы: чтение стихотворения С. Крутько «Акбулак – райцентр обычный» Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений - слушание гимна России, гимна поселка Акбулак Игровая деятельность - дидактическая игра «Найди символы своего поселка Акбулак» Продуктивная деятельность оформление патриотического уголка |
2.3 | Ими гордится страна | 25мин. | Групповая: экскурсия в историко-краеведческий музей, игра; Коллективное взаимодействие: сбор фотоматериала военных лет (1941- 1945гг), беседа. Работа в малых группах: инсценировка, аппликация, игра. Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. | Игровая деятельность дидактическая - ролевая игра - «Узнай, найди и расскажи», подвижные игра «Мы ловкие, смелые, быстрые» Коммуникативная деятельность: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками беседа о Героях Советского Союза и тружениках тыла п. Акбулак Познавательно-исследовательская деятельность: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько. Восприятие художественной литературы и фольклора - произведения местных писателей Изобразительная деятельность – аппликации «Открытка Героям» Музыкальная деятельность восприятие и понимание смысла музыкальных произведений военных лет Продуктивная деятельность: Создание альбома: «Ими гордится страна». |
Модуль 3. Природа – Колыбель жизни | ||||
3.1 | Природные памятники Акбулака | 25мин. | Групповая: виртуальное путешествие по родному краю на основе наглядных материалов; беседа; Игровая: игровое упражнение; Совместная деятельность по классификации фотоматериалов Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. | Коммуникативная деятельность: беседа о природных памятниках Акбулакского района. Познавательно- исследовательская деятельность: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения. Чтение художественной литературы: чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец "Моя Родина" Продуктивная деятельность: подготовка фотоматериалов и иллюстраций и создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы» Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди по описанию», подвижная игра «Ручеек» Музыкальная деятельность восприятие и понимание народной песни «Калинка» |
3.2 | Животный и растительный мир | 25мин | Групповая: коллективное взаимодействие в беседе, экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько; деятельность по классификации фотоматериалов, игровое упражнение Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. Игровая: подвижная игра | Коммуникативная деятельность: беседа о животном и растительном мире Акбулакского района. Познавательно-исследовательская деятельность : экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько. Чтение художественной литературы: стихотворения местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза» Продуктивная деятельность: сбор фотоматериалов, иллюстраций «Животные и растения Акбулака» и последующее оформление фотоальбома и выставки, сбор гербария, сбор иллюстраций деревьев растущих на территории Акбулакского района, выставка детских работ из природного материала. Музыкальная деятельность восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла» Игровая деятельность: подвижная игра «Лиса и зайцы» |
3.3 | Красная книга Акбулакского района | 25мин. | Групповая: беседа, анализ «Красной книги растений Акбулакского района» Коллективное взаимодействие по сбору фото материала «Животные Красной книги Акбулакского района» Работа в малых группах рисование, игра .Индивидуальная: беседа; работа с затруднениями детей. | Коммуникативная деятельность: беседа с детьми о «Красной книге Акбулакского района»; Познавательно-исследовательская деятельность: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»; Чтение художественной литературы: Б Дубровин «Красная книга» Художественная деятельность: рисование «Растение Красной книги» Продуктивная деятельность: оформление выставки детских рисунков «Растения Красной Книги» Игровая деятельность дидактическая игра « Что лишнее?» Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла песни «Красная Кгига» О.Газманов |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Родина Скифских царей
Тема 1.1. Скифа – Сарматский период в истории Акбулакского края
Содержание темы
История Скифа–Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак. Климатические условия. Географическое положение.
Формы, способы, методы
- групповая деятельность: беседа об истории Скифа – Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак, раскопках, просмотр презентации «Родина первых скифских царей»;
- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога об истории Скифа – Сарматского периода (1000 л. д.н.э) п Акбулак, раскопках;
- метод наглядности: карта Оренбургской области и Акбулакского района, презентация «Родина первых скифских царей»;
- игровой метод: сюжетно-ролевая игра – «Археологи»;
Средства образования и развития
- музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла произведения С.С. Прокофьева «Скифской сюиты»;
- зрительный ряд: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района; презентация;
- литературный ряд: Мифы о происхождении скифов Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов;
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Родина первых скифских царей»
карта Оренбургской области, карта Акбулакского района.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: виртуальная - экскурсия, создание альбома: «Скифо – Сорматский период д.н.э.»;
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная сюжетно-ролевая игра – «Археологи».
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, художественно- эстетическая.
Продукт: создание альбома: «Скифа – Сарматский период д.н.э.»
Тема 1.2. Символы, культура, быт Скифа – Сарматского периода.
Содержание темы
Беседа о раскопках и находках: утвари, культурных произведениях на территории Акбулакского района; о символах культуры, быта Скифа – Сарматского периода; анализ символов, культуры и быта.
Формы, способы, методы
- групповая деятельность: беседа, просмотр наглядного материала «Находки в раскопках», художественно-творческая деятельность - по отображению древних символов;
- подгрупповая деятельность: сюжетно-ролевая игра - «Археологическая экспедиция»; конструирование - изготовление макета из природного материала «Жилище Скифов»;
-методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о раскопках и находках утвари, культурных произведениях на территории Акбулакского района; о Символах культуры, быта Скифа – Сарматского периода; анализ символов, культуры и быта.
- метод наглядности: наглядный материал «Находки в раскопках»;
- игровой метод: сюжетно – ролевая игра «Археологическая экспедиция».
Средства образования и развития
- музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений балет «Ала и Лоллий» на сюжет из скифской мифологии для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева С.С. Прокофьева;
- зрительный ряд: наглядный материал «Находки в раскопках»;
-литературный ряд: «Меч Сварога» А. Асов.
Материалы и оборудование:
наглядный материал - «Находки в раскопках», карта Оренбургской области, карта Акбулакского района.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: изготовление макета «Жилище Скифов»;
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная сюжетно – ролевая игра «Археологическая экспедиция»
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, художественно- эстетическая
Продукт: макет «Жилище Скифов»
Тема 1.3. Климатические условия, мир растений и животных Скифа – Сарматского периода
Содержание темы
Географическое расположение, климатические условия, особенности растительного и животного мир Скифа – Сарматского периода.
Формы, способы, методы
- групповая деятельность: беседа, просмотр презентации «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода», художественно – творческая деятельность: Животные и растения Скифа – Сарматского периода, подвижная игра «Найди свой домик»;
- подгрупповая деятельность: дидактическая игра « Найди детеныша»;
- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о растительном и животном мире; о климатических условиях, географическом положении;
- метод наглядности: презентация «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода»;
- игровой метод: подвижная игра «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша»
Средства образования и развития
-музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений симфоническая сюита «Скифа» С.С. Прокофьева;
-зрительный ряд: презентации «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода»;
-литературный ряд: Миф славян о Рождении Мира, А. Асов.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Мир растений и животных Скифа – Сарматского периода», дидактическая игра «Найди детеныша», карта Акбулакского района.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: виртуальная - экскурсия, оформление выставки рисунков растительного и животного мира;
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная подвижная игра: «Найди свой домик», дидактическая игра «Найди детеныша».
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная, художественно - эстетическая.
Продукт: выставка детских рисунков.
Модуль 2. История современного становления п. Акбулак
Тема 2.1. История возникновения поселка: первые поселенцы
Содержание темы
История зарождения поселка Акбулака. Географическое местоположение Акбулакского района на карте Оренбургской области. Быт, обычаи первых поселенцев на Акбулакской земле. http://akbulak.net/hystory
Формы, способы, методы
- групповая деятельность: беседа, просмотр наглядного материала «Первые поселенцы 20 в.», народная игра с правилами «Плетень»;
- подгрупповая деятельность: лепка построек жилья первых жителей Акбулакского района 20 в.;
- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога об истории возникновения поселка Акбулак;
- метод наглядности: карта Оренбургской области и Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в»;
- игровой метод: народная игра с правилами «Плетень».
Средства образования и развития
- музыкальный ряд: прослушивание гимна Оренбургской области и п. Акбулак;
- зрительный ряд: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в»;
- литературный ряд: чтение р. н. потешек, загадок, поговорок.
Материалы и оборудование: карта Оренбургской области, карта Акбулакского района, наглядный материал «Первые поселенцы 20 в».
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: фото-экскурсия;
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная подвижная игра- «Плетень», лепка.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая
Продукт: выставка детских работ «Жилье первых жителей п. Акбулак 20 в.»
Тема 2.2. Моя родина - Акбулак
Содержание темы
Анализ символов России и Акбулака; прослушивание гимна РФ, п. Акбулак
Формы, способы, методы:
- групповая деятельность: прослушивание гимна РФ и п. Акбулак; беседа о символики РФ и п. Акбулак, анализ символики РФ, п. Акбулак,
- подгрупповая деятельность: дидактическая игра «Найди символы своего поселка Акбулак»;
- методы включения детей в содержание образовательной деятельности: - беседа в форме диалога о символах страны - России, о символах п. Акбулак;
- метод наглядности: фотографии герба России, флаг России, герба п. Акбулак, флаг п. Акбулак;
- игровой метод: дидактическая игра «Найди символы своего поселка Акбулак»
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений - слушание гимна России, гимна поселка Акбулак;
Зрительный ряд: Фотографии символов России, п. Акбулак, флаг РФ, фото флага п. Акбулак;
Литературный ряд: произведение С. Крутько «Акбулак – райцентр обычный»
Материалы и оборудование символика п. Акбулак (флаг, герб), карта Акбулака, карта Оренбургской области материал для дидактической игры (символика областных районных центров).
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей;
Совместное взаимодействие детей и родителей, воспитателей и родителей.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая
Продукт: оформление патриотического уголка
Тема 2.3 Ими гордится страна
Содержание темы
Герои Советского Союза участники Великой Отечественной Войны, труженики тыла герои, труда.
- групповая деятельность: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько знакомство с героями великой отечественной войны. Героями труда, беседа о Героях Советского Союза и тружениках тыла п. Акбулак, подвижная игра «Мы ловкие, смелые и быстрые, сбор фотоматериала военных лет (1941- 1945гг), восприятие и понимание смысла музыкальных произведений – военных лет; аппликации «Открытка Героям»;
- подгрупповая деятельность: игра - инсценировка - «Орден», аппликация, игра;
Создание альбома: «Ими гордится страна».
Формы, способы, методы:
Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.
Наглядный метод: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько;
Словесный метод: беседа;
Игровой метод: подвижная игра «Мы ловкие, смелые и быстрые», игра – инсценировка «Орден»
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла музыкальных произведений – военных лет;
Зрительный ряд: анализ музейного материала;
Литературный ряд: произведения местных писателей посвященные Героям Советского Союза участникам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла, героям труда;
Материалы и оборудование: фото материал
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.
Совместное взаимодействие детей и родителей, воспитателей и родителей.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая
Продукт: создание фото альбома: «Ими гордится страна», «Открытка Героям»
Модуль 3. Природа – Колыбель жизни
Тема 3.1. Природные памятники Акбулака
Содержание темы
Беседа о природных памятниках Акбулакского района («Покровские меловые горы», « Гора Корсак – барс», «Светлый камень», « Кужунтайский сосновый бор», «Гора Базарбой», « Мамонтов яр, Красный яр», «Шаповаловский родник», «Шкуновский буроугольный обрыв», «Орловская и Юрьевская степь» и др.
- групповая деятельность: беседа о природных памятниках Акбулакского района, виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения, чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец «Моя Родина», подвижная игра «Ручеек».
- подгрупповая деятельность: подготовка фотоматериалов и иллюстраций и создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы», дидактическая игра «Найди по описанию»
Формы, способы, методы:
Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.
Наглядный метод: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения.
Словесный метод: беседа.
Игровой метод: дидактическая игра «Найди по описанию», подвижная игра «Ручеек»
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: восприятие и понимание народной песни «Калинка»;
Зрительный ряд: виртуальное путешествие «Природное наследие Акбулака», наблюдения;
Литературный ряд: чтение стихотворений В. Новосельцева «Край ты мой степной», В.Н. Мараховец «Моя Родина»
Материалы и оборудование: фото материал
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.
Совместное взаимодействие детей и родителей, воспитателей и родителей.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая
Продукт: создание фотоальбома «Акбулакские памятники природы»
Тема 3.2 Животный и растительный мир
Содержание темы
Беседа о растительном и животном мире Акбулакского района, анализ особенностей разнообразия степного мира растений и животных.
- групповая деятельность: беседа о животном и растительном мире Акбулакского района, экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько, стихотворение местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза», игра «Лиса и зайцы», восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла».
- подгрупповая деятельность: оформление фотоальбома и выставки, сбор гербария, сбор иллюстраций деревьев растущих на территории Акбулакского района, выставка детских работ из природного материала.
Формы, способы, методы:
Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.
Наглядный метод: экскурсия в историко-краеведческий музей имени И.П.Редько
Словесный метод: беседа.
Игровой метод: подвижная игра «Лиса и зайцы»
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: восприятие и понимание народной песни «Во поле береза стояла»;
Зрительный ряд: анализ музейного материала;
Литературный ряд: стихотворение местной поэтессы Т.В.Шевченко «Береза»
Материалы и оборудование: фото материал, гербарий растений Акбулакского района.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.
Совместное взаимодействие детей и родителей, воспитателей и родителей.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно - эстетическая
Продукт: выставка детских работ из природного материала.
Тема 3.3. Красная Книга Акбулакского района
Содержание темы
Беседа Красной Книге Акбулакского района, о важности значения действия Красной, виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;
-групповая деятельность: беседа с детьми о «Красной книге Акбулакского района»; виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»; чтение Б. Дубровин «Красная книга», рисование «Растение Красной книги», восприятие и понимание смысла песни «Красная Книга» О.Газманов,
подгрупповая деятельность рисование «Растение Красной книги», дидактическая игра « Что лишнее?»
оформление выставки детских рисунков, дидактическая игра « Что лишнее?»
оформление выставки детских рисунков
Формы, способы, методы:
Организация деятельности детей групповая и индивидуальная.
Наглядный метод: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;
Словесный метод: беседа.
Игровой метод: дидактическая игра « Что лишнее?»
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: восприятие и понимание смысла песни «Красная Книга» О. Газманов;
Зрительный ряд: виртуальное путешествие по страницам «Красной книге Акбулакского района»;
Литературный ряд: Б. Дубровин «Красная книга»
Материалы и оборудование: фото материал
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы на вопросы детей.
Совместное взаимодействие детей и родителей, воспитателей и родителей.
Виды деятельности детей
Коммуникативная, познавательная, игровая, художественно – эстетическая
Продукт: оформление выставки детских рисунков
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровое обеспечение программы
Воспитатель:
Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность. Проводит наблюдения за здоровьем, развитием и безопасностью воспитанием в том числе с помощью электронных форм. =
Музыкальный руководитель:
Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников., музыкальное сопровождение. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время.
3.2Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Видеокамера; музыкальный центр; проектор с экраном; компьютер; фотоаппарат; DVD-проигрыватель; CD-диск с записью голосов животных и птиц; флешкарта с презентациями
Предметно – развивающая среда
Демонстрационно - наглядное пособия: фотографии с видами достопримечательностей п. Акбулак; фотографии земляков - героев; фотографии и иллюстрации растительного и природного мира (животные, птицы, растений), природными памятниками Акбулакского района; демонстрационный набор «Полезные ископаемые»; гербарий степных растений Акбулакского района; иллюстрации животных, птиц, растений занесенных в красную книгу Оренбургской области.
3.3 Научно-методическое обеспечение Программы
- Основная образовательная программа: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-336с.;
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Степнячок» п. Акбулак (принята на педагогическом совете № 54 от 23.08.2014 предусматривает организацию образовательной деятельности
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
- «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел» Квалификационные характеристики должностей работников образования.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г
Методические пособие
1.Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Обруч Москва, 2010.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие – 2-е изд., - М.: АРКТН,2007.-144с
3. Атлас Акбулакского района (сельское хозяйство, предприятия, национальности).Акбулакская редакция.:2009г.
4. А.А. Чибилёв. Природа Оренбургской области. Часть I. Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. — 128 с.
5. А.А.Чибилёв.Природное наследие Оренбургской области.,Оренбургское книжное издательство, 1996 г.- 384 с.
6.«Красная книга Оренбургской области» Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998 г. — 176 с.
7.Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е..Мы живем в России.: авторы: Н.Г. Зеленова Л.Е. Осипова, 2013.
Интернет-ресурсы
1. Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края.:./Электронный ресурс/ http://artlib.osu.ru
2. Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста./Электронный ресурс//.http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/06/16/vospitanie-tolerantnosti-i-patrioticheskikh-chuvstv-u-detey.
3. Алешина Л.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.:/Электронный ресурс/.pedsovet.su/load/310-1-0-26888
4 Русские не славяне А. В. Галанин © 2010.:/ Электронный ресурс/ http://ukhtoma.ru/history6.htm
5. Краткая история скифов (Т.М. Кузнецова) Геродот. История (фрагменты).:/ Электронный ресурс/ http://ec-dejavu.ru/s/Scythian.html
6.Легенды и мифы. http://mifologija.dljavseh.ru/
3.4 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Парциальная образовательная программа разработана на 1 год для детей старшего дошкольного возраста, занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-й половине дня, длительностью 25 минут, материал распределён на 15 часов в год.
3.5 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Среда группы:
Фонд различных материалов:
- Иллюстративный материал;
- Карта Оренбургской области;
- Карта Акбулакского района;
- Природный материал;
- Глобус;
-Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини – музея;
- Уголок развивающих игр:
- Дидактические игры по разделам программы, альбомы на разные темы («Мой Акбулак», «Растения», «Растительный мир Акбулакского района », «Красная книга» и другие);
- Уголок юного читателя:
-Серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты, подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- Для демонстрации детских работ имеется выставка «Вернисаж»;
- Родительский уголок:
-Консультационный материал для педагогов и родителей («Воспитание любви к родному краю у дошкольников», «История нашего поселка»).
Среда детского сада:
- Мини - музей русской избы с утварью.
Среда за пределами детского сада:
- Краеведческий музей имени И.П.Редько
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Уважаемые родители!
Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств.
Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела, а настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говориться: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формирующую России единого гражданского общества».
Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм»- преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов).Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно совсем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного края.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
V.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Карпова Н.Б. Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края / Н.Б Карпова, О.А Санина, Т.А. Нещеретова // Педагогический журнал / Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.- С. 22-24.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2014. -361с.
3. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка. Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Соловьева - М.: Обруч, 2011.-127с.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 // htpp: //docviewer.yandex.ru
5. Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Обруч Москва, 2010.
6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие – 2-е изд., - М.: АРКТН,2007.-144с.
Дополнительная литература
1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. // Дошкольное воспитание. - 2001.- №2.- С.16-18.
2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ/ Г.А.Ковалёва.- М., 2003.-112с.
3. Кондыкина Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л.А.Кондыкина – Творческий центр сфера ООО «ТЦ Сфера», 2006.-89с.
4. Ривина Е.К. Государственные символы России/ Е.К Ривина.- АРКТИ, 2009.-57с.
8. Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста. / Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.- С. 12-14.
9. museum.akbulak@rambler.ru- сайт музея им. Редько
10. mo-ak.orb.ru – сайт Акбулакского района
11. http://akbulak-dou5.ucoz.org/- сайт МБДОУ № 5 «Степнячок»
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Проявляет устойчивый интерес к истории своего района. | Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе знакомства с историей родного края. Стремится установить связи и зависимости в социальном мире. | |||
2 | Обладает начальными знаниями о достопримечательностях родного поселка | Имеет представление о героях Советского Союза, об известных жителях Акбулакского района. | |||
3 | Имеет представление о растениях и животных родного края | Знает растениях и животных родного края, способен привлечь родных к бережному отношению к природе. | |||
4 | Сформировано чувство любви и гордости к малой Родине с её далёким прошлым. | Проявляет патриотические чувства к истории своего края, гордится подвигами героев-Акбулакчан. | |||
5 | Сформированы нравственные качества личности: социальная активность, гуманистическое отношение к человеку. | Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воскресенск-наша малая Родина"
практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...
Проект .Тема: «Моя малая Родина»
Тема: «Моя малая Родина» Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...
Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому поселению Солнечный, уважение к жит...
Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"
Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....
Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа
Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....
Проект «Дивногорск – моя малая Родина»
Для младших дошкольников знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств. Но родители недостаточно внимания обращают на самобытность города, его архит...
Проект «Савинский – моя малая Родина»
Цель проекта: дать детям знания о родном поселке. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....