Педагогический проект «ЯМАЛ- родина моя»
проект (средняя группа) на тему
Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган
Надымский район Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Педагогический проект
«ЯМАЛ- родина моя»
Разработчик:
Гетало Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Содержание
1. Содержание | стр.2 |
2. Актуальность проекта | стр.3 |
3. Пояснительная записка | стр.4 |
4. Структура и содержание проекта. | стр.8 |
5. Перспективно - тематическое планирование нравственно- патриотического проекта «Ямал- родина моя» | стр.10 |
6. Работа с родителями и социумом | стр.11 |
7. Планируемый результат | стр.12 |
8. Полученный результат | стр.13 |
9. Заключение | стр.14 |
10. Список литературы | стр.16 |
Актуальность темы
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку.
Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Пояснительная записка
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
К.Симонов
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан краткосрочный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ "Об образовании".
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция РФ.
4. Закон "Об образовании ЯНАО"
5. Устав МДОУ.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
7. Локальные акты дошкольного учреждения.
Цель данного проекта: Развитие нравственно - патриотических чувств, через ознакомление с природой родного края.
Задачи проекта:
- Формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.
- Развивать эмоционально - ценностное отношение к краю, землякам, оставлять яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю, патриотические чувства гордости за свою «малую» Родину.
Принципы построения проекта.
- принцип научности (предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий);
- принцип доступности (предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску);
- принцип гуманности (формирование у ребенка представлений о человеке, как части природы и о самоценности природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете);
- принцип деятельности (экологические знания должны быть основой формирования мотивации участия в различных видах деятельности по сохранению окружающей среды);
- принцип системности (последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения);
- принцип преемственности (дошкольное образование должно иметь тесную
связь со всеми ступенями системы непрерывного образования).
Участники проекта – дети подготовительной группы, родители, педагоги, специалисты ДОУ, социальные партнеры.
Форма и методы реализации проекта:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми;
- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
- Мини-проекты совместно с родителями.
- Консультации для родителей и педагогов;
- Публикация информации на сайте ДОУ;
- Оформление предметно-окружающей среды;
- Участие во всероссийских и муниципальных творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий отслеживания эффективности проекта.
В настоящее время проблема мониторинга нравственно- патриотического образования дошкольников недостаточно разработана в педагогической практике. Сложность решения проблемы диагностики заключается в том, что нравственно- патриотическое образование закладывает основы мировоззрения. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Мониторинг строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях). Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с его делом. Именно поэтому мной были составлены вербальные опросы детей для диагностирования результатов патриотического образования, которые сочетались с приемами. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1, № 2
Срок реализации: с 01.09.2014-31.05.2015г.
Структура и содержание проекта.
Тип проекта: долгосрочный, межпредметный, ознакомительно-ориентировочный, творческий.
Содержание педагогического проекта «Ямал-родина моя» определяется Годовым планом МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» на 2014-2015 учебный год, разработан в соответствии с ФГТ.
Этапы реализации проекта:
Работа педагога | Работа с детьми | Работа с социумом |
I. Подготовительный этап (июль-сентябрь 2014г.) | ||
1.Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей. 2.Систематизация материалов программно-методического обеспечения в ДОУ. 3.Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. 4.Разработка проекта. 5.Разработка критериев мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию. 6.Разработка анкеты для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. 7.Создание условий для реализации проекта. | 1.Проведение мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию. | 1.Проведение анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию. 2.Привлечение к созданию развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта. |
II. Практический этап (октябрь - апрель 2014-2015г.) | ||
1.Реализация проекта. 2. Корректировка плана работы (по результатам промежуточного мониторинга). 3.Участие в профессиональных муниципальных, всероссийских и международных конкурсах. | 1.Организация непосредственно-образовательной деятельности по теме проекта. 2.Создание условий для самостоятельной деятельности детей по теме проекта. 3.Проведение промежуточного мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию. 4.Участие в творческих институциональных выставках-конкурсах, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах. | 1.Проведение консультаций, практикумов, развлечений. 2.Разработка детско-родительских мини проектов. 3.Участие в творческих институциональных выставках и конкурсах, муниципальных, всероссийских и международных конкурсах. |
III. Заключительный этап (май 2015г.) | ||
1.Проведение, обработка, систематизация результатов мониторинга. 2.Обобщение опыта работы и размещение ее в интернете на сайте детского сада. | 1.Проведение итогового мониторинга по нравственно-патриотическому воспитанию. | 1.Проведение итогового анкетирования для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. |
В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).
- Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.
- Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.
- Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.
Перспективно - тематическое планирование нравственно-патриотического проекта «ЯМАЛ- РОДИНА МОЯ»
Месяц | Тема НОД и задачи | Совместная деятельность |
Сентябрь | Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях. | Экскурсия «По тропинке мы пойдём». Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой. |
Октябрь | Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод. Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка. | П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера; развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость. |
Ноябрь | Лепка из пластилина «Стойбище оленей». Задачи: учить лепить фигуру животного из пластилина. расширить представления детей о животном мире округа; воспитывать интерес к животным. | Посещение уголка «Наш край». Задачи: формировать познавательный интерес к окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края. развивать эмоционально - ценностное отношение к краю. |
Декабрь | Беседа на тему «А я люблю свои места, родные милые такие!...». Задачи: знакомить с символикой, картой России, флагом России, гимном, флагом и гербом ЯНАО и Надымского района. | С/р игра «Родом из тундры». Задачи: упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; учить пользоваться предметами -заместителями, моделировать ролевой диалог; воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера. |
Январь | Просмотр презентации «Хантыйские орнаменты». Рисование «Украсим рукавичку». Задачи: знакомство с национальными узорами; учить создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования. | П/и «Рыбаки и рыбка». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера; развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость. |
Февраль | Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). Знакомство с национальными музыкальными инструментами. Задачи: знакомить с ненецкими песнями и музыкальными инструментами; | Д/и «Найди города и посёлки Ямала». Задачи: знакомить с окружными городами и посёлками, учить находить их на карте; воспитывать чувство патриотизма. |
Март | Составление задачи «Оленеводы и олени». Задачи: научить складывать фигуры оленеводов и оленей из геометрических фигур; упражнять детей в решении и составлении простых арифметических задач на сложение. | Просмотр видеофильма «День оленевода». Задачи: расширять и углублять знания о праздниках и традициях народов Севера; воспитывать уважительное отношение к коренным народам. |
Апрель | Чтение художественной литературы. Знакомство с народной ненецкой сказкой «Кукушка». Задачи: познакомить со сказкой, учить понимать мораль сказки, расширять представления детей о сказках разных народов, о традициях и обычаях народов севера. Развивать внимание, мышление, память, внимание. Воспитывать способность к сочувствию, отзывчивости, уважения к матери. | С/р игра «Ненецкая семья». Задачи: закреплять умение распределять роли; воспитывать уважительное отношение к «малым народам», их жизни, быту, культуре. |
Май | Беседа и рассматривание иллюстраций на тему «Красная Книга Ямала». Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к животным, птицам, населяющим нашу планету; рассказать детям, почему исчезают некоторые виды птиц, рыб, животных, какие виды животных занесены в Красную книгу Ямала. | Д/игра «Угадай на вкус». Задачи: продолжить знакомить детей с растительным миром Севера; познакомить детей с ягодами, учить различать их; закрепить знания детей о северных ягодах, учить различать их не только на вид, но и на вкус; повторить стихи о ягодах. |
Работа с родителями и социумом
Мероприятие | Цель | Сроки выполнения |
Участие в празднике «День газовика». | Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину. | Сентябрь 2014 г. |
Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». | Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей. | Октябрь 2014 |
Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры». | Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края. | Декабрь 2014 |
Родительское собрание. Консультация на тему «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». | Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи. | Февраль 2015 |
Проведение викторины с родителями на тему «Ямал наш край родной». | Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению родного края. | Март 2015 |
Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край». | Познакомить с животным и растительным миром Ямала; формировать познавательный интерес к окружающей среде; воспитывать бережное отношение к природе; развивать творческие способности детей. | Май 2015 |
Планируемый результат:
- расширятся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера;
- у воспитанников сформируется познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, природе родного края;
- у детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера;
- родители станут активными участниками реализации проекта.
На уровне предметно-пространственной среды:
- создание развивающей предметно- пространственной среды нацеленной на патриотическое воспитание.
- создание центра «Наш край Ямал»
- уголок патриотического воспитания.
- экологическая тропа.
- книги, дидактические игры и наглядные пособия.
Прогноз возможных рисков
Риски | Способы устранения |
Недостаточная активность родителей в процессе реализации проекта. | Повысить активность родителей с использованием разнообразных форм работы с ними. |
Недостаточная материально-техническая обеспеченность. | Привлечение помощи (родители, социальные партнеры) |
Нежелание ребенка участвовать в творческой экспериментальной деятельности | Игровая мотивация детей к НОД с помощью использования нетрадиционных форм организации занятия, применением ИКТ. |
Сложные природно-климатические условия на территории ЯНАО. | Использование современных технологий посадки зелёных насаждений с учетом природно-климатических условий Крайнего Севера. |
Полученный результат:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов севера.
- оформление национального уголка;
- оформление выставки рисунков «Мы на Севере живём»;
- оформление папки – передвижки «Культура и обычаи коренных народов Севера»;
- подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
- изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
Заключение
Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Прежде чем перейти к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо более подробно остановиться на понятии «воспитание», как центральной категории осмысления воспитательного процесса, профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей и всей науки педагогики в целом. Исходя из определения основных целей и содержания воспитания, мы не можем не заметить, что и цели и задачи воспитания базируются на нравственном аспекте формирования личности человека. Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Одна из задач нравственного воспитания - воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
Сотрудничество с семьями детей по нравственно- патриотическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать патриотически грамотного человека.
Список литературы:
1. «Надым»№3/2004г.
2. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
3. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
4. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.
5. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.
6. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
7. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
8. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
9. Общественный литературно-публицистический журнал
10. Общественный литературно-публицистический журнал «Надым» №10/2005 г.
11. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
12. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
13. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
14. Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г.
15. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
16. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект« Ямал – наш дом»
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Понимание Родины у ...
Инновационный образовательный проект «Ямал - наш общий дом!» (национально-региональный компонент)
формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народов Крайнего Севера, её характером, присущими нравственными ценностями, традициями, особенностями ...
ПРОЕКТ «Ямал – мой край родной» старший дошкольный возраст (5-6лет)
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные че...
Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной». Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...
Проект «Ямал - дом, в котором мы живем»
laquo;Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»Задача педагогов воспитывать в детях гуманное о...
Проект " Ямал"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский&r...
Проект "Ямал наш край родной"
Проект ориентирован на повышение познавательной активности детей: углубить знания о животных Севера, использование понятий «травоядные», «хищные», «ластоногие», так...