Инновационный образовательный проект «Ямал - наш общий дом!» (национально-региональный компонент)
проект
формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народов Крайнего Севера, её характером, присущими нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
Инновационный образовательный проект
«Ямал - наш общий дом!»
(национально-региональный компонент)
МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»
Воспитатель: Назарова М.А.
Надым, 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка………………………………………………….….2
1.1. Обоснование актуальности проекта………………………………..........2
1.2. Условия реализация проекта...............................................................4
1.3. Принципы построения проекта………………………………………......4
1.4.Материально-техническое обеспечение………………………………….4
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта.………….........6
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………….……....6
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом……………………………..7
III.Этапы реализации проекта…………………………………………..…......8
3.1. Первый этап – проектно-организационный ………………………………..8
3.2. Второй этап - практический ………………………..…………………….8
3.3. Третий этап – итоговый ………………………………………..………..13
IV.Ожидаемые результаты…………………………………………………...12
V.Диагностическая карта …………………………………………….………13
Список литературы………………………………………………………..…..14
I. Пояснительная записка
1.1.Обоснование актуальности проекта
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Поэтому сегодня проблема разработки регионального содержания дошкольного образования является актуальной.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством ненецкого народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством народов севера; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на севере.
В ФГОС ДО отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции ДОУ или Группы.
Исходя из этого, назрела необходимость разработки проекта «Региональный компонент» с учётом национально-регионального компонента.
1.2. Условия реализация проекта
Гипотеза: Если в непрерывно-образовательную деятельность ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Противоречие:
Проблема приобщения детей к истории и культуре своего народа в необходимости поиска наиболее эффективных путей, средств и методов формирования нравственного облика детей.
Отсутствие интереса родителей к истории, национальной культуре, слабая заинтересованность в жизни группы и ДОУ.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народов Крайнего Севера, её характером, присущими нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.
Задачи
Дети, как участники образовательного процесса:
- Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Обогащать знания дошкольников о нашей Родине – Ямала.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
- Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Педагоги, как участники образовательного процесса:
Задачи:
- Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
- Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
- Создание условий для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини – музея в группе.
- Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини – музея в группе.
Родители, как участники образовательного процесса:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей, приобретённого в ДОУ.
2. Развитие совместного творчества родителей и детей.
3. Формирование активной жизненной позиции родителей, заинтересованность родителей жизнью группы.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий
Сроки реализации: долгосрочный (3 года)
Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители ДОУ
Непосредственно образовательная область:
- через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы)
- через интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.
Направление деятельности педагогического коллектива по организации сопровождения реализации проекта:
- Сбор материалов и оборудования.
- Изучение материалов и обеспечение учёта, хранения, обобщения.
- Осуществление создания экспозиции и тематических выставок.
1.3. Принципы построения проекта
- В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- - Принцип историзма - реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- - Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, краю, к Отечеству.
- -Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- - Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, учреждениями района.
- -Позитивный центризм - отбор знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
- -Принцип активности и самостоятельности – активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- - Принцип наглядности - использование наглядных средств (игрушек, предметов быта, пособий, картинок, презентаций, технических средств), которые создают развернутую картину действий и результатов.
- - Принцип поэтапности - содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, вычленяются и интегрируются взаимосвязанные части.
- -Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников -главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- -Принцип коммуникативности - дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе- формируется социальная мотивация здоровья.
1.4.Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
1 | Помещение групп | Библиотека «Сказки народов Севера» / с иллюстрациями родителей и дошкольников - Экокалендарь - «Азбука экологии Северного Края» - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народные приметы» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры /ненецкого народа/ - Альбомы «Животные северного края», «Северные просторы» /природа родного края, «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», «Животный мир тундры», «Салехард – столица ЯМАЛА», фотоальбом «Художники Ямала» |
2 | Музыкальный /физкультурный/ зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера, диск «Северные песни» - Аудиозаписи песен о г. Надыме, ЯНАО, - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
Блоки работы коллектива по реализации проекта «Ямал– наш общий дом!».
1. БЛОК – Национальный быт.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
2. БЛОК - Знакомство с народным фольклором /сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д./
В народном песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном творчестве как нигде отразились черты ненецкого характера, присущие ему нравственные ценности –представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к старшим, к труду человека, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. БЛОК - Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что это народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.
4. БЛОК - Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в сознании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимания окружающего мира- красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так порождалась сказочно прекрасные узоры в орнаментах, причудливые игрушки.
5. БЛОК - Знакомство с народными играми севера.
Народные игры привлекли внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным
областям
Специалисты | Образовательные области | Основные направления работы |
Воспитатель | Познавательное развитие | - Беседы -Проведение опытов по экологии - Проведение интеллектуальных игр - Создание фотоальбомов - Исследовательская работа - Экскурсии по достопримечательностям города Надыма. - Посещение краеведческого музея, дома природы. - Знакомство с национальными поэтами, писателями -Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок - Драматизация ненецких сказок |
Речевое развитие | - Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода - Изучение устного фольклора ненецкого народа: загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки. | |
Художественно- эстетическое развитие | - Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер) - Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент - Виды орнаментов, их символика - Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна - Изготовление оберегов -Плетение узоров, вышивка бисером, бисерное плетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья) -Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого народа (виды орнаментов, рисование узоров на макетах одежды, обуви, предметов обихода) | |
Музыкальный руководитель | Художественно- эстетическое развитие | - Знакомство с национальной культурой, фольклором. - Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной) - Северные мотивы (песни, колыбельные) - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись) - Разучивание национальных танцев. - Проведение праздников с элементами национального элемента (национальных праздников) - Внесение танцев в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни) |
Инструктор физической культуры | Физическое развитие | -Знакомство с народными играми ненцев -Национальные виды спорта -Проведение соревнований, эстафет, игр, забав -Знакомство с национальными спортивными играми: метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках. - Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман» |
Родители | -Практическая помощь в оформлении экологических, национальных уголков группы - Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек и оберегов, экологических картин, поделок на национальный мотив. - Выставка совместных поделок, фотовыставок. - Участие в конкурсных мероприятиях села, района, округа |
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом
№ п/п | Формы работы | Задачи | Мероприятия для группы |
1. | Круглый стол | Расширять представления родителей о природе, культурных традициях северных народов | «Ямал –наш общий дом!» Особенности природы Северного Края, Национального быта ненецкого народа |
Экология родного края | Природоохранные мероприятия для Ямала | ||
2. | Консультация | Вводить родителей: -в экологические проблемы родного края, -в мир культуры народов Ямала | «Азбука экологии Ямала» Фольклор северных народов |
3. | Музыкальная гостиная | Знакомить с многообразием культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями | Национальные и временные праздники Праздник ко дню рождения Ямала |
III.Этапы реализации проекта
3.1 Основные этапы реализации проекта:
1 этап - проектно-организационный (2019-2020 уч. г.)
Цель: Формирование компетентности педагогов по проекту:
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Создание мини-музея в группе.
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Совместное составление плана работы над проектом.
Мероприятия
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение литературно-исторических источников, соответствующих проекту. | Сентябрь-октябрь | Педагоги ДОУ |
2 | Систематическое пополнение мини-музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы | В течение периода функционирования проекта | Педагоги ДОУ |
3 | Привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения, родителей и педагогов | В течение периода функционирования проекта | Педагоги ДОУ |
4 | Создание и обновление экспозиций, стационарными и передвижными выставками | В течение периода функционирования проекта | Педагоги ДОУ |
5 | Оказание содействия в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе дошкольного учреждения. | В течение периода функционирования проекта | Педагоги ДОУ |
3.2 этап - практический (2020-2021 уч. г.)
Цель: Разработка методических материалов
«Мероприятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера»
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - «День города» Оформление выставки совместных работ к дню города «фото, рисунки» - Познакомить с городом Надымом/ презентация - Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки» | Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
Октябрь | -Экскурсия в парк «Осень пестрыми красками раскрасила природу» - Создание мини-музея «Ямал - наш общий дом!» / в группе детского сада - Путешествие в страну сказок «Почему совы не видят солнечного света?» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
ноябрь | - Создание альбома «Надым- мой любимый город!» - СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!» - Беседа о символах Надымского района. Памятники родного города. - Путешествие в страну сказок «Олешек и мышка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры |
декабрь | - Беседа: «Чум – дом ненцев» -Знакомство с народными играми ненцев. -Акция «Елочка, зеленая иголочка» - Путешествие в страну сказок «Лиса и дрозд» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
январь | - Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам - Подвижная игра «Важенка и оленята», «Бездомный заяц» - Создание картотеки подвижных народных игр. - Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Лиса и дрозд» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель. |
февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - Лепка диких животных нашего края. - Отгадывание загадок. Познакомить детей с ненецким фольклором, учить отгадывать ненецкие загадки. | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор физической культуры. |
март | - «День оленевода». Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки » - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). - - Путешествие в страну сказок «Мышонок и олененок» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры. |
апрель | -Акция «День Земли». Выставка поделок и рисунков - Познакомить с экспонатами Дом природы -Национальные виды спорта Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре. |
май | - СОД по художественному творчеству Аппликация: «Укрась рукавицу». - Презентация «Наш родной Северный Край» - Диагностика по проекту «Ямал- наш общий дом!». | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. |
июнь, июль, август | - Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака» / Оформление выставки совместных работ «фото, аппликации, лепка, рисунки » | Дети, родители (законные представители) воспитатель. |
«Мероприятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера»
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - «День города» Оформление выставки совместных работ к дню города «фото, аппликации, лепка, рисунки» -Экскурсия в парк «Осень пестрыми красками раскрасила природу» -Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки» | Дети, родители (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
Октябрь | - Создание мини-музея «Ямал - наш общий дом!» / в группе детского сада - Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация - Экологические акции. КВН «День защиты животных» - Путешествие в страну сказок «Песец и олень» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель инструктор физкультуры |
ноябрь | - Создание альбома «Салехард – столица Ямала» - СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!» - Беседа о символах Надымского района. Памятники родного города. - Путешествие в страну сказок «На полярном круге…» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры |
декабрь | - Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала» - Беседа: «Чум – дом ненцев» - Изготовление игры «Стойбище» -Знакомство с народными играми ненцев. -Акция «Елочка, зеленая иголочка» - Путешествие в страну сказок «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
январь | - Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам - Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки» - Создание картотеки подвижных народных игр. - Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - Проект «Сказки народов севера» - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» - Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь» | Дети, родители (законные представители) воспитатель. |
март | - «День оленевода»./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки » - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья» - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). - Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок » | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель , инструктор физической культуры. |
апрель | -Акция «День Земли». Выставка поделок и рисунков - Мастер-класс Изготовление сумочки из сукна «Пад». - Познакомить с экспонатами Дом природы -Национальные виды спорта - Путешествие в страну сказок «Собачка» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре. |
май | - СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). - Презентация проекта «Наш родной Северный Край» - Диагностика по проекту «Ямал- наш общий дом!». | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
июнь, июль, август | 1. «День эколога.» 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака» Оформление выставки совместных работ «фото, аппликации, лепка, рисунки» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
3.3 этап –итоговый (2021-2022 уч. г.)
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта.
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности
Презентация Удовлетворенность всех участников результатами
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
V Ожидаемые результаты:
С детьми:
- Ребенок проявляет интерес к малой родине.
- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, округу
- её истории, природе, необычным памятникам, зданиям, достопримечательностям.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
- Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, жителей севера; стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
- Повышение познавательной активности детей, развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
С педагогами:
1.Построение системы работы в рамках реализации проекта «Ямал– наш общий дом».
С родителями:
1.Активное участие родителей в создании и оформлении мини – музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.
2.Совместные творческие работы с детьми (эссе, макеты, презентации, фотовыставки, рисунки.)
IV. Диагностическая карта
ФИ ребёнка | Родной город, символика | История народной культуры, традиции | Историко-географический и природный компоненты | Личностный компонент | |||||||||||
| Название города | Дом. адрес, адрес детского сада | Достоприме-ча тельности села | Герб, флаг села | Предметы быта, жилище человека | Ненецкие народные праздники | Ненецкие игрушки, обряды | Природные богатства родного края | Любимый уголок природы | Животные нашего края | Растит. мир | Отношение к окружающей природе | Забота о своих близких | Умение управлять своими чувствами | Умение анализировать свои и чужие поступки |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
В - высокий уровень
С - средний
Н - низкий
Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:
Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, природе родного края. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, представителей природных сообществах Севера. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Стремиться к самостоятельности.
Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города, природе севера. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимательный к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
- Список литературы
- 1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
- 2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.
- 3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
- 4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
- 5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса
- 7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
- 8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
- 9. Источники интернет сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-285202-1381153242.jpg)
Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/10/picture-223289-1370866557.jpg)
Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.
Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-398100-1392366757.jpg)
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052306-1535603420.jpg)
Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С
В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052306-1535603420.jpg)
Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»
Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/26/picture-1259784-1595784322.jpg)
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...