Познавательно-исследовательский проект« Ямал – наш дом»
проект (средняя группа)

Белинская Елена Викторовна

 Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всѐ это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребѐнок живѐт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить еѐ для последующих поколений.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yamal_-_moy_dom_belinskaya_e.v.docx124.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Муравленко

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Дружбы народов ул. 22, Муравленко г., Ямало-Ненецкий АО, 629602

телефон (34938) 27-6-32,  E-mail:  www.сказка-янао.рф

ОКПО 41244493, ОГРН 1028900766290, ИНН/КПП 8906004721/890601001

РАССМОТРЕНО:

Педагогическим советом

Протокол № 2 от 27.11.2018

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «ДС «Сказка»

__________________Т.С. Чегринец

Приказ от _________2018 № _____

https://i.ytimg.com/vi/fQxG-pnmk_0/maxresdefault.jpg

ПРОЕКТ

« Ямал – наш дом»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный (1.09.2018 -31.05.2019)

 Автор-разработчик:

Белинская Елена Викторовна                                                                                                       воспитатель высшей квалификационной категории

МУРАВЛЕНКО 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Введение

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Участники Проекта

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

3.2.

Программно-методическое обеспечение

4

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

« Ямал – наш дом»

Вид проекта

познавательно-исследовательский

Участники проекта

дети средней группы

Сроки реализации проекта

долгосрочный (1.09.2018 -31.05.2019)

Цели и задачи проекта

Цель:  

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению нравственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.

 2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

Этапы реализации проекта

Первый этап - подготовительный:

  • Диагностический срез знаний детей об истории г. Муравленко, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.
  • Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем городе?»
  • Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

Второй этап - проектно-организационный: 

  • Разработка проекта по теме «Ямал- наш дом»
  • Подбор методической литературы. Дидактических пособий для реализации проекта     Разработка совместных планов деятельности с родителями

Третий этап - обобщающий: 

  • Экскурсия по городу Муравленко (совместно с родителями в выходной день)
  • Беседы с детьми: - День рождения города Муравленко - Столица Ямала герб, флаг ЯНАО - Художественное творчество «Нарисуй герб города»
  •  Оформление патриотического уголка  в группе детского сада

Четвертый этап - итоговый (обобщающий):

  • Анализ результатов реализации проекта: «Ямал-дом, в котором мы живем»  
  • Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, Газета «Наш город».

Результаты проекта

  • Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.
  • Получение детьми новых и закрепление имеющихся знаний, в области культуры поведения народов Севера.
  • Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
  • Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.
  • Полноценное понятие о здоровом образе жизни.  

Представление результатов проекта

  Праздник народа ханты «Вороний день» Театрализованное представление

Открытое занятие «Север мой дом родной!»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Введение:

 Мы живѐм на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.  Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всѐ это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребѐнок живѐт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить еѐ для последующих поколений.  

Актуальность

Нравственно - патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. В период дошкольного возраста очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям края, где они живут,  формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребѐнка с детства,- одна из  задач воспитания.   Любовь к родному краю, к  тому месту, где живет  ребенок не возникает у него само по себе. Без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребѐнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребѐнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать еѐ, знать, прежде всего, свою малую Родину. С  дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребѐнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребѐнке патриота, гражданина. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом, этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.  

Цель:  

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению нравственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.

 2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за северный край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Ожидаемый результат

Использование различных форм и методов работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с краем, где живет ребенок, с бытом, культурой и традициями народов Севера у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о северном крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях северных народов. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В совместной игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

 

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса

План реализации проекта

Мероприятия

Дата проведения

Диагностический срез знаний детей об истории г. Муравленко, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.

Сентябрь

Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем городе?»

Октябрь

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

Ноябрь

II этап – основной 

План реализации проекта

Мероприятия

Дата проведения

Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем»

Декабрь

Дидактических пособий для реализации проекта  

Январь

Подбор методической литературы

Февраль

  Разработка совместных планов деятельности с родителями

Март

III этап – заключительный

практической реализации проекта

План реализации проекта

Мероприятия

Дата проведения

Экскурсия по городу Муравленко (совместно с родителями в выходной день)

Декабрь

Беседы с детьми: - День рождения города Муравленко - Столица Ямала герб, флаг ЯНАО - Художественное творчество «Нарисуй герб города»

Январь

Оформление патриотического уголка  в группе детского сада

Февраль

 Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки»

Март

IV этап - итоговый 

Мероприятия

Дата проведения

Анализ результатов реализации проекта: «Ямал-дом, в котором мы живем»  

 Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, Газета «Наш город».

Май

Список литературы

1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.

2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.

3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.

8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского  университета 2006г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика

ФИ ребѐн ка

Родной город, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

 

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий - Знает своѐ имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живѐт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своѐ имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Подоброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своѐ имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...