Проект "Ямал наш край родной"
проект (подготовительная группа)

Морозова Анастасия Сергеевна

Проект ориентирован на повышение познавательной активности детей: углубить знания о животных Севера, использование понятий «травоядные», «хищные», «ластоногие», также о культуре и народе Ямала. Ознакомление детей с природой родного края, общение с ней открывают возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Приобщение родителей и детей к совместной трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

       «Детский сад «Росинка»

Проект в подготовительной группе «Вишенки»

по теме «Ямал наш край родной»

Воспитатель: Давыдова А.С.

г. Салехард

2022 г.

Актуальность проекта: Проект ориентирован на повышение познавательной активности детей: углубить знания о животных Севера, использование понятий «травоядные», «хищные», «ластоногие», также о культуре и народе Ямала. Ознакомление детей с природой родного края, общение с ней открывают возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Приобщение родителей и детей к совместной трудовой деятельности.

Цель: обобщать знания детей о животных Севера, о речных обитателях. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных, рыб, птиц, северных ягод и грибов, также о культуре и народе Севера. Обобщить результаты творческой деятельности детей, родителей.

Задачи:

Образовательные:

Обобщать знания детей о животных и птицах, речных обитателя севера. Учить понимать образный смысл загадок.

Развивающие:

Развивать интерес к жизни животных и птиц севера, культуре и народе Ямала; слуховое и зрительное внимание, мышление; речь детей, обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты, нырять, важенка, тюлень, тундра, белек.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным севера; любознательность, сочувствие, любовь стихам, сказкам.

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Сроки:10.01.2022 - 10.02.2022 г.

Продукт проектной деятельности:

- Выставка книжек, содержащих информацию о животных и птицах холодных стран, загадки, стихи;

- Выставка рисунков, коллажа, презентаций изготовленных совместно с родителями;

       - Создание с детьми лепбук по теме «Ямал наш край родной».

Планируемые результаты:

Ребёнок узнает: животных, птицах, холодных стран, внешний вид, место обитания, образ жизни.

Ребёнок будет уметь: отгадывать загадки, собирать разрезные картинки.

Ребёнок будет воспитывать в себе: доброе, бережное отношение к животным севера, любознательность. Знать о культуре и народе коренных жителей.

План проекта:

1 этап (подготовительный)        

- Проведение опроса на тему «Животные Севера».

- Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, презентаций.

2 этап

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Образовательная область

Совместная образовательная деятельность взрослого с детьми с учетом интеграции образовательных областей в режимных моментах

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Просмотр презентаций подготовила воспитанница Яна Г. «Северные животные»

 «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры». Подготовил воспитатель Давыдова А.С.

Рассматривание картинок, иллюстраций культуре и коренных жителей Ямала;

Рассказать детям как строится дом- Чум и построить мини версию.

Подбор материала (картинок, книг, энциклопедий, презентации) по теме недели.

Речевое развитие

Чтение эвенкийской сказки «Почему олень быстро бегает?»

Чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос».

Загадки, стихи о животных севера.

Познавательная беседа «О белом медведе».

Чтение рассказов Г.Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Белёк».

Познавательные беседы: «Что мы называем Севером?»

«Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре?».

Составление загадок

о северном животном.

Социально-коммуникативное развитие

Рассматривание картины «Северные олени», альбомов, книг, журналов с иллюстрациями о животных Севера.

Дидактические игры «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», «Большой маленький», «Разрезные картинки – Животные севера».

Дидактическая игра «Путешествие к Ямал Ири»

Выставка книжек раскладушек с информацией, стихами, загадками о животных холодных стран.

Создание развивающей среды. Беседа с детьми о том, где мы живем.

Научится правильно играть в Дидактическую игру «Путешествие к Ямал Ири».

Художественно-эстетическое развитие

Выставка рисунков и подделок своими руками

Постройка мини чума с детьми

Создание выставки

Коллективная работа вместе с воспитателем

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ловкий оленевод», «Важенка и оленята», «Куропатки и охотники», «Каюр и собаки»

Пальчиковая гимнастика «Кто на севере живет»

Научиться с детьми играть правильно народные игры.

3 этап (заключительный)

  • Создание с детьми лепбук по теме «Ямал наш край родной».
  • Выставка работ и подделок своими руками.



Предварительный просмотр:

Приложения

СКАЗКИ, РАССКАЗЫ

Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им: — Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко...

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»

Г. Снегирев «Пингвиний пляж»

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!.. Каррр!..»

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.

Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!

Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.

Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, — думаю, — повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

«Отважный пингвинёнок». Г. Снегирёв

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Г. Снегирев «К морю»

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились...

Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.

Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

«Белёк». Геннадий Снегирев

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

ЗАГАДКИ

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый. (Полярная сова).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж)

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня, как одеяло,

Бережёт от холодов. (Морской котик)

Хвост, поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это. (Северный олень)

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Корешки морошки гложем,

Мох грызём в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов. (Лемминги).

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Раскидистые ветки

Ношу на голове.

На Севере холодном

Приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку

Весной и летом ем.

Зимой людей на санках

Вожу на радость всем. (Олень)

Утоляем голод мхами…

Пусть укрыла их пурга,

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олень).

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Радость пастуха оленевода

На четырёх палочках стоит,

Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Она, как снег, от солнца прячется.

А мышки – от неё. (Сова)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

СТИХИ

                     Олень

Молодой олень, молодой олень,

Как тете не лень бегать целый день,

По колючим скалам, по сырой траве

Носишь ты дерево на своей голове

Но придет зима, холода придут

Люди в нарты тебя запрягут.  

                   Нерпа

На солнышке распластана,

Лежит она часами,

И тает снег под ластами,

Под черными усами

А рядом с нерпою прилег.

На снежном белом насте

Пушистый маленький белек –

Сынок ее глазастый.

            Голубой песец

Он зимой красивее всех,

Гордый и счастливый –

Он зимою носит мех

С голубым отливом.

Но и нынче после линьки

Он хорош, как на картинке.

                  Морж

Моржу не холодно лежать,

На полярном острове:

Тупая морда у моржа,

Но бивни очень острые

Надоест моржу во льдах –

Двинет носом льдину.

Подо льдом блеснет вода,

Под водою – рыбы

Глыбы раздвигаются –

Рыбы разбегаются.

        Полярная сова

Как в тундре снег

Белым-бела, летит

Полярная сова

Ей не страшны мороз, зима

И полночи беззвездная тьма!

Следят локаторы ушей

За перебежками мышей,

И видят их сквозь тьму глаза

Сова – мышиная гроза.

       Закаленные ребята

На Таймырском побережье

В мае ветрено и снежно

В море льдинки – холодинки

Для морских зверей перинки

Вот проснулось населенье

Моржи, нерпы и тюлени.

Тюленята и моржата

Закаленные ребята

Ив мороз, и в непогоду

Не робея, лезут в воду.

Чистоговорки

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени

ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы

ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане

КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

       

                  «Кто на Севере живет?»

               Медведь, олень и горностай,

               Тюлень, клыкастый морж

               (Сгибать пальцы обеих рук, начиная с большого.)

                Этих северных животных

                (Сжимать и разжимать кулачки.)

                Ты на юге не найдешь.

                (Грозят пальчиком.)

*****

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мед не сосет.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить — не тужить

    Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому,

    на каждый ударный слог.

ФИЗМИНУТКА

«Мы веселые ребята»

Мы веселые ребята,

Посмотрите все на нас

(руки на пояс, повороты туловища в стороны)

А теперь мы оленята

Рожки выросли у нас,

(скрестить руки над головой)

Мы копытом бьем по снегу, устали не знаем

Только бьем не от безделья – ягель добываем.

(шаркать по полу то левой, то правой ногой)

Мы мороза не боимся, нам не страшны холода

(повернуться друг к другу, хлопки в парах)

И мы носим очень гордо, красоту свою – рога!

(повороты головы в сторону).

«Здесь всюду холод, лед и тень»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).

                                      ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

ЦЕЛЬ: учить бегать по кругу, не наталкиваясь, друг на друга, метко бросать мяч, укреплять познавательный интерес (труд оленевода - пастуха), соблюдать правила игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Группа «оленей» находится внутри очерченного круга. Два «пастуха» стоят друг против друга за кругом. По команде воспитателя: «Раз, два, три - отбивку начни!» - «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», которые должны убегать на противоположную сторону. «Олень», в которого попал мяч, считается сраженным. После 5 - 6 раз каждый «пастух» считает свою добычу.

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И КУРОПАТКИ»

ЦЕЛЬ: развивать реакцию на сигнал, учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, расширять познавательный интерес о птицах.

ПРАВИЛА ИГРЫ: «Полярная сова» находится в углу площадки, «куропатки» - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкие - становятся «столбиком» и не шевелятся. «Полярная сова» обходит куропаток и того, кто шевелится -забирает и уводит с собой. В заключение игры, после 4-5 раз повторений, воспитатель отмечает детей, особо отличившихся.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

ЦЕЛЬ: учить детей ходить и бегать парами, преодолевая препятствия, расширять знания о способах передвижения на

             Севере, познакомить с понятием «каюр».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1 вариант: дети стоят парами вдоль стены или площадки (упряжки). Один ребенок изображает оленя, другой - роль каюра. По сигналу воспитателя «упряжки» бегут друг за другом, преодолевая препятствия (объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику). Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей. По сигналу воспитателя: «Олень далеко, ловите оленя» каждый каюр ловит свою упряжку. При повторении игры каждый каюр меняется со своим оленем.

2 вариант - две - три «упряжки» стоят вдоль стенки, а у противоположной стены находится приз. По сигналу воспитателя (удар в бубен) «упряжки» бегут к намеченной цели. Побеждает тот, кто первым возьмет приз.

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

ЦЕЛЬ: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед мягко, на носочках, метко бросать мяч, расширять знания о труде охотника.

ПРАВИЛА ИГРЫ: на одной стороне площадки очерчивается место для «охотника», на другой - кружочками - места для «зайцев» (в каждом кружке по 2 «зайца»). «Охотник» обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «выбежали зайцы на поляну», дети выходят из своих домиков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «охотник», зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит «добычу» к себе. После трехкратного повторения игры проводится подсчет зайцев у «охотника», затем выбирается новый «охотник».

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, силу мышц плечевого пояса, ног, воспитывать уважение к традиционным играм и праздникам оленеводов.

ПРАВИЛА ИГРЫ: на полу или площадке проводится черта, По обе стороны черты становятся две группы играющих, в руках которых канат. По сигналу воспитателя «раз, два, три», каждая группа старается перетянуть команду «противника» на свою сторону. Побеждают те, кто сумеет это сделать. Команде - победительнице вручается сувенир, как и на празднике оленеводов.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

ЦЕЛЬ: научить детей бегать в снегоступах, объяснив смысл и происхождение этого слова, расширять знания о жизни жителей тундры.

ПРАВИЛА ИГРЫ: выбираются две группы играющих (4-5 человек), каждой из которых дается по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя представители команд в снегоступах бегут к флажкам, поставленным на противоположной стороне площадке. Возвращаясь назад, отдают снегоступы следующему члену команды, а сами становятся последними. Победителем считается та группа, которая быстрее справилась с заданием.

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, силу, глазомер, ориентировку в пространстве.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Площадка делится пополам (на одной стороне - «охотники», в руках которых находятся мячи, а на другой стороне - «волки»). «Волки» могут свободно передвигаться по площадке, «охотники» стоят на месте у проведенной черты. По сигналу воспитателя: «охотники!», «охотники», не сходя с места, начинают целиться в волков, стараясь в них попасть. Волки, тем временем, бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча.

После двух - трех раз подводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами.

ПРИМЕЧАНИЕ: обратить внимание детей на то, чтобы целились только в ноги!

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

ЦЕЛЬ: развивать глазомер, ловкость, силу, сноровку.

ПРАВИЛА ИГРЫ: 2-3 команды детей (по 3-4 человека в каждой) становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии одного - полутора метров в один ряд ставятся «рога» оленя (по числу детей в команде). Каждый ребенок, держа в руках «биту», старается сбить импровизированные рога.

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

ЦЕЛЬ: развивать силу, ловкость, воспитывать честность.

ПРАВИЛА ИГРЫ: играют парами на мате или ковре. Взяв друг друга за спину, дети стараются уложить «соперника» на спину. Побеждает сильнейший.

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, замах, силу броска и мышц плечевого пояса, а также ног; глазомер.

ПРАВИЛА ИГРЫ: В стороне от площадки выставляется фигура оленя (от проведенной линии 3-4метра). «Оленеводы» располагаются шеренгой около линии, лицом к «оленю». В порядке очередности бросают правой рукой мяч, пытаясь попасть в цель. За каждое удачное попадание «оленевод» получает флажок. Выигрывает тот, у кого больше флажков.

«ОХОТА НА КУРОПАТОК»

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, выдержку, способы метания, лазания бега.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Дети, изображающие куропаток, располагаются на площадке тундры, где имеются атрибуты для лазания (стенки, вышки, лесенки, скамейки). На противоположной стороне площадки находятся 3-4 охотника. Куропатки летают, прыгают по «тундре», а на сигнал воспитателя: «Охотники!», «улетают» на места, где располагаются пособия - «домики». «Охотники» с помощью «ружья» - мячом стараются попасть в «куропаток». Пойманные «куропатки» отходят в сторону. После 2 - 3 повторений игры выбираются новые «куропатки» и «охотники».

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Улетают «куропатки» только по сигналу.

                              2. «Охотники» целятся только в ноги! (по

                                   сигналу)

«СОЛНЦЕ» (ХЕЙРО)

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется.

Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал: «1,2,3 -в круг скорей беги!», т.е. кого ведущий не задел возвращаются в круг.

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Полярная сова находится в углу площадки и групповой комнаты. Остальные дети-евражки - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке (или групповой комнате), а под громкие становятся «столбиком», не шевелятся. Полярная сова обходит евражек и того, кто шевелится или стоит «не столбиком», забирает и уводит с собой.

В заключение игры, после 4-5 повторений, воспитатель отмечает отличившихся детей призом.

«РЫБАКИ И РЫБКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят 3 детей - рыбаков, остальные дети - рыбки. Дети- рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети - рыбаки ловят их.

Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

  «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь!» до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!». Дети- льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал: «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

              Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число играющих. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!»

«КАЮР И СОБАКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по 3 человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу: «Поехали!» бегут навстречу друг4 другу от одного шнура до другого. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

«БЕЛЫЙ ШАМАН»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходи! из игры.

 «КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю, Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги).

На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Убегать и стрелять можно только в ноги убегающих.

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Очерчивается круг радиусом полтора - два метра. За линией круга встают дети, изображающие оленеводов. Каждый берет по небольшому аркану длиной пять-шесть метров. Аркан наматывает на левую руку в направлении от кисти к локтю, затем половину его захватывают правой рукой. По сигналу петлю набрасывают на детей, стоящих в кругу. "Олень" пойман! Побеждает тот, кто поймал больше.  У этой игры много вариантов.

«ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На полу на площадке чертится несколько кругов. В одном из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит в противоположной стороне - за сопкой. На слова воспитателя:

                                 «Бродит в тундре важенка,

                                 С нею    оленята.

                                 Объясняет каждому,

                                 Все, что не понятно...

                                 Топают по лужам оленята малые

                                 Терпеливо слушают наставленья мамины».

      Оленята выбегают из круга, ходят по тундре, пьют воду. По сигналу воспитателя «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой. Важенка, у которой после 3-4 повторений игры волк не поймал ни одного олененка, считается самой заботливой и смелой. А ее оленята - послушными и резвыми.

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыгают в порядке очередности. Начинают прыгать с одной ноги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще paз, приземляясь уже на обе ноги. Выиграл тот, кто дальше прыгнул.  

Игру можно проводить и по звеньям, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждого звена и начинают по сигналу прыжки.    Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. В этом варианта игры у детей воспитывается стремление не подвести овсе звено.

«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

В ряд ставятся 5-6 санок параллельно друг другу на расстоянии 4О-50см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.

По правилам игры начинать прыгать можно только по сигналу воспитателя, прыгать на двух ногах, мягко приземляясь, во время прыжка нельзя задевать санки.

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за лавку двумя руками, начинают перетягивать друг друга.

ПРАВИЛА ИГРЫ: начинать перетягивать палку только по сигналу, во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

«ОХОТА НА ВОЛКА»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

 Из фанеры или картона вырезается фигура волка. Охотник встает в 4-6м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.

      «ОЛЕНИ И ОЛЕНЕВОДЫ»

Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на оленя маут. Пойманный, на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленей. Затем выбирается новый оленевод.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Накидывать маут только на туловище оленя, не, затягивая его. Накидывать маут можно только после сигнала.

«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ: на краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

ПРАВИЛА ИГРЫ: на краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»

Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»

Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь»

Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»

Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»

ПРИМЕЧАНИЕ. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»

При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки

«ВОЛК И ОЛЕНИ»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....