Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Леонова Ирина Александровна

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей, что является важной частью педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.odt40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Представление  педагогического опыта воспитателя

МАДОУ-детский сад «Алёнушка»

Леоновой Ирины Александровны

по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

         В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

             Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам  доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

           Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогической деятельности.

              Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

              Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной  город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

      Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

               Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

              Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.    

        Цель патриотического воспитания - ознакомление детей с родным городом, формирование основ гражданственности и патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного города), уважение к национальным духовно-культурным ценностям.

        В основе всей работы в данном направлении лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях .     Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Развивать  познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;

         В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника. Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.

              Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок.

        В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу.

        Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю.

        Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

        Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу.

        Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край.

        Третья ступень – не только родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. 

        Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса , представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

        В работе  использую разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей:

- экскурсии и целевые прогулки;

- посещение мини - музея ДОУ «Толстовский уголок»;

- рассказ воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе, селе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

        Регулярно проводятся  экскурсии в школу,  в историко-краеведческий музей, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры, спортивные сооружения, школы, и др.) все эти экскурсии связаны с темами бесед: «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).

        С детьми старшего дошкольного возраста провожу занятия по изучению культурного наследия страны, государственной символики России, города Тулы , народных праздников и обычаев; беседы: «О значении различных животных в жизни русского человека и об обычаях их почитания», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню»,  занятия по народному декоративно-прикладному искусству: национальный русский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта (тесак, сундук, рубель, чепрак, ковш), национальной посуды (кадушка, короб, корзина, туесок). Дети разучивают русские народные игры, танцы, стихи русских поэтов,  знакомятся с русскими народными сказками, пословицами и поговорками.

        В подготовительной к школе группе проводились развлечения-викторины «Край мой родной – Россия», «Люби и знай свой край родной», «Где живу и чем горжусь!».

        Детей знакомлю с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Святки. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

        По теме «Наша Родина – Россия» в старшей и подготовительной к школе группах провела цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь – защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».

        В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры: «Прошлое и настоящее города!» Цель игры – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания (бараки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города – прошлое и настоящее» (питание, одежда, стирка, баня)»; «Игры детей». «Досуг в прошлом и в наши дни.».

        В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная Дню Победы. В группе был создан уголок Славы и Памяти, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа, о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Воронежем», «Герои Советского Союза города Павловска», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Куликовская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети защитники страны», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы». Оформлена стенгазета «Родные лица Великой Победы!», Для создания стенгазеты были привлечены родители и дети. Родители из свох семейных архивов доставали дорогие для всей семьи фотографии, письма с фронта, архивные записи о дедушках и бабушках, которые прошли годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г. г. Дети приносили свои фотографии, когда они с родителями на 9 мая шли с Бессмертным полком, были на параде.

        Этой работой стараюсь воспитать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем празднике – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

        Патриотическое воспитание  осуществляю в тесном взаимодействии с родителями:

- анкетирование; консультации (информация) для родителей;

- родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- дни открытых дверей;

- наглядная информация;

- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

- мини – выставки: «Ветераны Великой Отечественной войны», «Ветераны боевой и трудовой славы» и др.

- творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:

- праздники в детском саду «День Защитника Отечества», «9 Мая – День Победы»,«Мамин день»,«Праздники по народному календарю» и др.

- выставки (сотворчество детей и родителей) «Славься, край родной!», «Город – глазами детей».

Физкультура и здоровье:

  • Дни здоровья;
  • Экологические походы;
  • Спортивные эстафеты, праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Акции: «Мы – будущие защитники Отечества»; «Письмо ветерану»; «Памятник»;

«Вечная память, вечная слава».

  • Оформлен центр краеведения в группе, где представлены:
  •  «Символика нашей страны», «Символика родного города»;
  • атрибутика государственных символов России, города, области;
  • выставка промыслов родного края: самовары, пряники;
  • наборы открыток «Тула старинная», «Тула современная», «Знаменитые люди», «Самовары», «Тульские игрушки» и др.;
  • альбомы: «Достопримечательности нашего города», «Достопримечательности Москвы», «Моя семья», «Защитники
  • газеты: «Моя семья», «Мой папа – защитник Отечества» др;
  • плакаты – проекты: «Каким я хотел бы видеть наш город», «Земля – планета, на которой мы живем».
  • макеты  среды обитания животных
  • картотека мультимедийных презентаций, видео и аудиоматериалов.
  • Выставка работ одного ребенка, детей группы.
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей.
  • Продукты детского творчества.
  • атрибуты для игр: «Защитники Отечества», «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», «Семья», «Детский сад»  и т.д.

Работа, построенная предлагаемым мной образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к малой Родине и  Родине – стране во всем ее многообразии культур и народов, воспитывает настоящего патриота.

Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Таким образом, разработанная мной система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

  •  сформированы у детей знания об истории возникновения родного города, достопримечательностях,знаменитых людях, промыслах Тульского края;
  •     сформированы патриотические и национальные чувтва к родному городу;
  •   обогащен словарный запас детей, они могут составить и рассказать рассказ о родном городе, его достопримечательностях, промыслах, природе Тульского края;
  •      сформирован интерес к прошлому своего народа, любовь к родному городу, уважение к национальным духовно-культурным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

https://docs.google.com/presentation/d/1zmcMDA8kVIT061sjQKwUPLfwX3iHzB0s/edit?usp=sharing&ouid=117402203104264697524&rtpof=true&sd=true...