Проект по патриотическому воспитанию «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 59.16 КБ |
anketa.docx | 11.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Проект по патриотическому воспитанию
«Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
Авторы проекта:
Воспитатели Акуличева А. А.,
Ветышева Т. Н.,
Меньшова Т. С.
2016 год
Системная паутинка по проекту
Социализация, труд, безопасность: природное окружение | Социализация, труд, безопасность: предметное окружение | Коммуникация: развитие речи |
|
|
|
Чтение художественной литературы | Музыкальное развитие | Игровая деятельность |
|
|
|
Художественное творчество: рисование | ||
|
Неуважение к предкам
есть первый признак
дикости и
безнравственности.
А. С. Пушкин
Актуальность выбранной проблемы
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- 68 % детей средней группы не знают названия города в котором живут, название реки, домашнего адреса;
- в старшей группе этот процент составляет 53%;
- в подготовительной группе – 31%;
- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 15 % родителей не знают и не испытывают потребность знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
Мы считаем, что метод проекта и формы совместных мероприятий с родителями позволят пробудить у детей и их родителей познавательный интерес к истории и культурному наследию города через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Кроме того, привлечение родителей наших воспитанников к проблеме проекта будет способствовать активному участию их в жизни детского сада.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историко-культурном наследии города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: Авторы проекта: Продолжительность проекта: Тип проекта: Возраст детей: Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Цель проекта: Задачи проекта: Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Название итогового мероприятия: Продукты проекта: | «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья» Акуличева А. А., Ветышева Т. Н., Меньшова Т. С. – воспитатели 1 месяц (с 28апреля по 29мая 2016года) Творческо-познавательный 5-7 лет (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание гражданских чувств, любви к родному городу Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Утренник, посвящённый Дню рождения города, с показом видеоролика о городе, его достопримечательностях; с участием всех детей, участвовавших в проектной деятельности, а также их родителей. «Вдоль Амура белым парусом…» Фотовыставка, газета, видеоролик |
Ожидаемые результаты по проекту
со стороны детей:
| со стороны родителей:
|
Краткое содержание проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Подготовительный |
|
|
|
Деятельностный |
|
|
|
|
|
| |
Завершающий |
|
|
|
Календарное планирование действий по проекту
Подготовительный этап
Сбор статистических и аналитических данных по проблеме проекта
№ | Мероприятие | Дата проведения | Действия воспитателей | Действия детей | Действия родителей |
1. | Собеседование с детьми группы по теме, что ты знаешь о городе Хабаровске | 28. 04 – 30. 04. 2016г. | Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных | Ответы на вопросы воспитателя | |
2. 2. | Входное анкетирование родителей по теме, что Вы знаете об историко-культурных ценностях города Хабаровска и Хабаровского края | 28. 04 – 30. 04. 2016г. | Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных | Заполнение анкеты | |
3. | Сбор и анализ теоретической и практической информации по обозначенной проблеме в Интернете и художественной литературе | Конец апреля – начало мая 2016г. | Проанализировать и синтезировать наработанный материал; сформулировать проблему, цель и задачи проекта | Поиск статей по проблеме в Интернете | |
Деятельностный этап | |||||
1. Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин» | |||||
1. | Объявление о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин», разъяснение условий фотоконкурса | Конец апреля – начало мая 2016г. | Разработать положение о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин, настроить детей и родителей на участие в конкурсе | Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы-фотографы», знакомство с профессией | Участие в конкурсе, где ребёнок является главным действующим лицом |
2. | Сбор фотографий, помощь родителям в продумывании надписи к фотографии | До 05. 05. 2016г. | Продумывание оформления фотовыставки | Участие в подготовке к оформлению фотовыставки | Помощь в подготовке к оформлению фотовыставки |
3. | Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин» | 12. 05.- 13. 05. 2016г. | Оформить фотовыставку и обеспечить участие родителей в голосовании на лучшую фотографию по нескольким номинациям | Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании | Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании |
2. Оформление газеты «Вдоль Амура белым парусом…»
1. | Сбор творческих работ: рассказов, стихотворений о городе Хабаровске | До 15. 05. 2016г. | Продумывание содержания газеты, оформления, сбор материала | Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты», знакомство с профессией | Участие в творческом конкурсе |
2. | Оформление газеты «Хабар –по-старому удача, а я в Хабаровске живу» | 22. 05. 2016г. | Вёрстка, корректировка | «Делаем газету» - участие в сюжетно-ролевой игре | Помощь в создании газеты |
3. Конкурс чтецов «Край далёкий…»
1. | Знакомство с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова | 12. 05.-15. 05. 2016г. | Чтение стихотворений из сборника Петра Комарова «Весёлое новоселье» | Обсуждение, высказывание мнений, заучивание небольших стихотворений | Чтение стихотворений детского дальневосточного поэта Е. Кохана |
2. | Знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина к сборнику П. Комарова | 12. 05.2016г. | Рассказать о профессии художника, какова основная тематика работ дальневосточного художника Павлишина | Рассматривание иллюстраций, высказывание мнений, запоминание названий животных тайги | Помощь детям в заучивании стихотворений к конкурсу чтецов |
3. | Проведение тематических экскурсий по стендам детского сада «Животный мир Дальнего Востока» | 14. 05. 2016г. | Рассказать о некоторых видах животных Дальнего Востока, иллюстрируя рассказ чтением стихотворений о животных П. Комарова | Умение применять полученные ранее знания, узнавать животных дальневосточной тайги | Помощь в подборе иллюстраций художника Г. Павлишина |
4. | Тематическое занятие «Аборигены земли Дальневосточной». Музей им. Гродекова | 15.05.2016г. | Знакомство с бытом и культурой нанайского народа. | Обсуждение. Высказывание мнений. | Обсуждение впечатлений с детьми. |
5. | Конкурс чтецов «Край далёкий…» | 20. 05. 2016г. | Оформление зала к конкурсу, проведение конкурса | Участие в конкурсе | Участие в конкурсе |
4. Итоговое мероприятие: утренник «Вдоль Амура белым парусом…»
1. | Создание видеоролика « А я шагаю по Хабаровску» | 20. 05.- 26. 05. 2016г. | Отбор материала, компановка, вёрстка, подбор музыкального сопровождения | Разучивание песни о Хабаровске М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом...» | Помощь в создании видеоролика «А я шагаю по Хабаровску» |
2. | Утренник «Вдоль Амура белым парусом…» | 29. 05. 2016г. | Оформление зала к утреннику, проведение утренника, итоговое награждение активных участников проекта | Участие в утреннике | Участие в утреннике |
Завершающий этап | |||||
1. Оценка проекта | |||||
1. | Оценка результативности проекта коллегами детского сада №18 | Конец мая 2016г. | Анализ отзывов коллег | Ознакомление с теоретической базой проекта | |
2. | Самооценка результатов реализации проекта | Конец мая 2016г. | Рефлексия результатов реализации проекта | Написание отзывов | |
3. | Размещение проекта на сайте детского сада №18 | Начало июня 2016г. | Отбор материала | ||
4. | Презентация итогов проекта, показ видеоролика «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья». |
Завершающий этап.
Мы живём на Дальнем Востоке в Хабаровском крае. Мы гордимся своей малой родиной, её историей и культурой. И мы считаем, что ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Это длительная и кропотливая работа, и чтобы такая работа имела результат, поистине воспитывала детей, она должна строиться на «трёх китах» - в тесной связке трёх звеньев: педагог – ребёнок – родитель.
В своём проекте мы постарались максимально тесно связать эти звенья.
А для этого нам, как педагогам, нужно было решить следующие задачи.
1. Организовать свою деятельность по реализации проекта путём:
- Углубления знаний о проблеме
- Сплочения детско-родительского коллектива совместной деятельностью над проектом
2. Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края посредством
- фотовыставки «Юный хабаровчанин»,
- знакомства детей с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова и художника Геннадия Павлишина,
- знакомства с природой Дальнего Востока, с культурой и бытом аборигенов,
- участия в утреннике, посвящённом Дню рождения города Хабаровска.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме посредством
- активного участия их в проектной деятельности детей,
- максимального информирования о проблеме проекта, его целей, задачах и путях решения.
Работа над проектом доставила нам, авторам проекта, большое удовлетворение, так как мы увидели, что это тема очень актуальна и для взрослых и для детей. Наши коллеги дали высокую оценку проекту по окончании деятельности, отметили активное участие родителей в мероприятиях. Родители детей стали более заинтересованы в деятельности ребят в детском саду, стали инициативнее в предложениях помощи воспитателям.
Проведённый опрос среди детей по окончании проекта показал, что дети старшей и средней группы хорошо знают название своего города и реки, на которой он расположен, показывают город Хабаровск на карте, знают символику города и края, называют главные улицы, площади, достопримечательности города.
Завершающим мероприятием проекта был утренник, посвящённый Дню рождения города, в котором приняли участие все воспитанники детского сада. На празднике дети смогли показать свои знания об истории города, ловкость и умение в различных играх-соревнованиях и завершили утренник тем, что поздравили родной город песней М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом…».
И как итог большой проделанной работы каждому ребёнку и его родителям была вручена газета «Хабар – по-старому удача, а я в Хабаровске живу». На общем родительском собрании детского сада и во всех группах прошла презентация по итогам проекта.
Методическое обеспечение
- Бурилова М.Ф. «Муравьевский век на Амуре»/Бурилова. - Хабаровск, 1991.
- Гузенко Г.В. «Пособие для учащихся по дальневосточной литературе» 6 класс/Гузенко. - Издательство «Амур» Хабаровск, 1994.
- Комаров П. «Избранное»/Комаров. - Хабаровское книжное издательство, 1992.
- Павлишин Г. «Поэма о Приамурье». Сборник иллюстрированных открыток / Павлишин. - Издательство «Изобразительное искусство» Москва, 1983.
- Тихонова А.Е., Востриков Л.А. «Твой родной край» Учебное пособие для младших школьников / Тихонова, Востриков. - Хабаровское книжное издательство, 1995.
- Ходаковская М.Н. Хрестоматия по дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста «Лукошко»/Ходаковская. - Хабаровский издательский дом «Приамурские ведомости», 2012.
- «Я в Хабаровске живу» /Поэзия юных. Хабаровск, 2001.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей « Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
1.Укажите дату основания города Хабаровска.
2. Почему город Хабаровск так называется?
3. Почему центральная улица города названа в честь Муравьёва-Амурского? Кто он такой?
4. Каких поэтов, писателей дальневосточников Вы знаете?
5. Что для Вас является символом Хабаровска?
6. Любимое место отдыха вашего ребенка в г. Хабаровске?
7. Какие детские театры города вы знаете и как часто их посещаете?
8. Какие познавательно-развлекательные заведения для детей Вы знаете и посещаете?
Анкета для детей «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья».
1. Как называется город, в котором ты живёшь?
2. Как называется улица, на которой ты живёшь?
3. Как называется река, на которой находится наш город?
4. Твоё любимое место отдыха в Хабаровске? (Куда вы ходите с мамой, папой в выходные дни?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по патриотическому воспитанию. Тема: « Город в котором я живу».
Тема: « Город в котором я живу». Цель: Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города Санкт-Петербурга: гимн, флаг, герб.Задачи: Расширение предст...
Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего»
Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего» посвящен воспитанию патриотических чувств детей к родному городу, заботы о будущем города.Наша группа участвовала в экспериментальной пло...
презентация по нравственно-патриотическому воспитанию "Мценск город в котором я живу"
Наш город расположен в Орловской области России, административный центр Мценского района. Является городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ город Мценск. Один из...
Проект по патриотическому воспитанию для старшей группы «Вот эта улица, вот этот дом, вот этот город в котором живем»
Актуальность проблемы: Малая Родина… У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязаннос...
Проект по патриотическому воспитанию "Район города,в котором мы живем"
Проект- виртуальная экскурсия по патротческомувоспианию...
Проект по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Вот эта улица, вот этот дом, вот этот город в котором живем»
Цель проекта:Дать детям знания о родном городе, его истории, развивать познавательные и творческие способности, воспитывать чувство гордости за свою малую родину. Создать мини макет детского сада....
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Мой город-мой дом" для детей старшего дошкольного возраста
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...