Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Бурмистрова Татьяна Валериевна

Проект по патриотическому воспитанию «Самара – город будущего» посвящен воспитанию патриотических чувств детей к родному городу, заботы о будущем города.

Наша группа участвовала в экспериментальной площадке по патриотическому воспитанию в течение трех лет.  Детей привлекает макетирование, поэтому нами реализовывались проекты в данном направлении «Крепость – Самара» - прошлое, «Мой микрорайон» - настоящее, и в этом году «Самара – город будущего» - будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект город будущего34.63 КБ

Предварительный просмотр:

1

Проект по патриотическому воспитанию

«Самара – город будущего»

        

Автор проекта:  Бурмистрова Т.В.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад  №358» г.о.Самара

Сроки проведения: краткосрочный (2 недели)

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Актуальность.

Еще недавно в России проходила Олимпиада в городе Сочи, которая стала национальным событием для нашей страны. А скоро пройдет чемпионат мира по футболу, и наш город попал в список городов-хозяев.

Наш детский сад расположен недалеко от Московского шоссе. Дети ежедневно по пути в детский сад и домой наблюдают за изменениями происходящими на одной из главных улиц города. Приходя в садик, они делятся впечатлениями об увиденном. В связи с этим было проведено занятие, на котором дети рассказывали о том, как любят свой город, и за что гордятся им.

Но, вместе с тем мы с детьми обеспокоены тем, что некоторые граждане города безразличны к чистоте (ломают скамейки, пишут на стенах домов).  Каким же будет наш город через 100 лет? Кто- то из детей сказал, что наш город может стать серым и мрачным, если люди не будут заботиться о нем, а строители просто не будут строить красивые дома. «Что нужно сделать людям для того, чтобы это не случилось?» - спросили мы. Ребята рассуждали о том, что необходимо много знать, как строить разные здания, дороги, озеленять улицы и т.д.

Цель проекта.

Воспитание патриотических чувств к родному городу, заботы о будущем города Самары в процессе ознакомления с трудом строителей.

Задачи проекта.

1. Активизировать познавательный интерес к объектам социального мира (видеть, находить необычное, удивительное в окружающей действительности нашего города).

2. Формировать познавательные и конструктивные умения: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

3. Углублять и систематизировать знания о труде строителей через самостоятельную поисковую деятельность, через освоение социальных ролей в творческих играх.

4. Способствовать эмоциональному, насыщенному, содержательному общению детей друг с другом в игре и продуктивных видах деятельности.

Участники проекта.

Дети, педагоги, родители

Форма проведения проекта.

  • Сбор информации (чтение, беседы, рассматривание иллюстраций).
  • Наблюдения.
  • Дидактические, подвижные игры.
  • Конструирование «Улицы нашего города».
  • Выставка рисунков «Город моей мечты».
  • Выпуск плакатов.
  • Выпуск альбома «Мой любимый город».
  • Изготовление макета «Самара – город  будущего»

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап.

Постановка проблемы, беседа, сбор информации.

1-й день

Задачи: Формировать познавательный интерес к истории своего города, развивать творческое воображение, побуждать детей к решению проблем.

Формы работы:

  • Рассказ о благоустройстве города к чемпионату мира по футболу;
  • Беседа «Каким вы видите наш город через много лет»;
  • Проблемная ситуация «Что может случиться с городом, если о нем не заботится?».
  1. Основной этап.

2-й день

Задачи: Формировать представления о том, как строился город, и кто его строил. Продолжать знакомить детей с трудом строителей; формировать        познавательный интерес к процессу строительства зданий, архитектурным сооружениям; воспитывать уважение к труду  взрослых.

Формы работы:

  • Познавательное занятие «Кто построил этот дом?»;
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях строителей (каменщик, плотник, штукатур, маляр, электрик, крановщик, инженер, архитектор);
  • Рассматривание открыток «Самара»;
  • Дидактическая игра «Путешествие по городу» (игру «Путешествие по городу» можно провести в разных вариантах: дети по фотографиям определяют, что сфотографировано и где это находится, составляют рассказ об увиденном; или по словесному описанию воспитателя, дети определяют объект, а затем находят соответствующую фотографию).

3-й день

Задачи: Уточнять и систематизировать знания детей о строительных профессиях; закреплять навыки ведения групповой и индивидуальной беседы; в строительной игре учить творчески применять ранее приобретенные знания и умения в создании коллективной постройки.         

Активизировать словарь детей: фасад, фундамент, кровля, витрина, многоэтажное здание.

Формы работы:

  • Чтение Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»;
  • Рассматривание картины «На стройке» и составление описательного рассказа по ней;
  • Дидактическая игра «Все работы хороши»;
  • Пальчиковая игра «Целый день: тук- да тук…».

4-й день

Задачи: Закрепить знания детей о истории родного края; познакомить с историей развития строительства домов от древнего мира до сегодняшних дней; развивать умение находить отличительные особенности светлицы и современных архитектурных сооружений.

Формы работы:

  • Познавательное занятие «Путешествие в прошлое родного края»;
  • Пальчиковые игры «На полянке стоит дом», «У оленя дом большой»;
  • Развивающая игра «Мой дом»;
  • Рассматривание макета «Крепость Самара».

5-й день

Задачи: Закреплять знания о труде строителя, активизировать в речи детей понятия: монтаж, конструкция, планировка, чертеж, постройка, проект здания, погрузка. Учить планировать совместную деятельность. Побуждать к навыкам сотрудничества со сверстниками, согласовывать свои действия с мнением партнера.

Формы работы:

  • Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом», В.Маяковского «Кем быть?»;
  • Дидактические игры «Профессии», «Кому, что нужно для работы»;
  • Занятие по конструированию «Улицы нашего города»;
  • Прослушивание аудиозаписи «Стройка» (шумы).

6-й день

Задачи: Продолжать развивать интерес и уважение к профессии строителя. Воспитывать желание принимать участие в благоустройстве города.

Формы работы:

  • Чтение пословиц о труде;
  • Рассматривание иллюстраций дизайна улиц (озеленение, афиши, рекламы, фонтан, т. д);
  • Рисование «Город моей мечты».

7-й день:

Задачи: Формировать экологическую культуру, желание принимать участие в природоохранной деятельности. Учить выявлять общие тенденции и делать выводы. Продолжать развивать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Формы работы:

  • Проблемная ситуация «А все-таки, каким будет город через 100 лет?»;
  • Д/игра «Плохо - хорошо»,  «Цепочки»;
  • Выпуск плакатов «Мы за чистый город!».

8-й день:

Задачи: Продолжать:  формировать патриотические чувства за свой любимый город; чувство ответственности за общее дело. Продолжать учить согласовывать свои действия с мнениями партнера; отстаивать свои суждения.

Формы работы:

  • Рассматривание собранных иллюстраций о городе, обсуждение о том,  как оформить альбом про город, как его назвать;
  • Составление творческих рассказов «Почему я люблю свой город»;
  • Оформление альбома «Мой любимый город».

9-й день

Задачи: Воспитывать чувства патриотизма и гордость за свой любимый город; развивать эмоциональную сферу и творческие способности.

Формы работы:

  • Просмотр презентации альбома «Мой любимый город» показать другим группам;
  • Ручной труд: изготовление домов для макета «Самара – город будущего»;
  • Прослушивание  песен о городе Самара.
  1. Заключительный этап

10-й день

Задача: Творческое применение полученных знаний на практике.

Формы работы:

  • Рассматривание макетов изготовленных на предыдущих проектах:  «Крепость Самара» и «Улица моего города»;
  • Оформление макета «Самара – город будущего».

Результаты проекта.

  • Выставка детских работ «Город моей мечты»;
  • Фотоальбом «Мой любимый город»;
  • Макет «Самара – город будущего».

Что дала работа над проектом?

  • Дети больше узнали о своем городе: истории города, о достопримечательностях.
  • У детей сформировалось представление о том, как строился город и кто его строил.
  • У детей возникло желание принимать дальнейшее участие в благоустройстве города (в озеленении, поддержании порядка, участие в экологических акциях).
  • В ходе проекта дети освоили разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников.
  • Дети научились сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.
  • У детей возникло чувство ответственности за общее дело.
  • Дети научились планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 1. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. М.: Просвещение, 1985.
  4. Развитие личности ребенка: планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Власова А.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Кондрыкинской Л.А. – М: ТЦ Сфера, 2011.
  7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Програма и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  11. Нефедова К.П. Дом. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  12. Нефедова К.П. Инструменты. ? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
  13. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
  14. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  15. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  16. Шорыгина Т.А. Наша родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Самара-мой родной город!"

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые...

Проект по патриотическому воспитанию «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Л...

Краткосрочный проект «Мой любимый город – город будущего» для детей младшего дошкольного возраста

Проект направлен  на формирование  знаний детей о городе, в котором они  живут; умение передавать свои впечатления о родном городе; воспитание чувство любви к своему городу.  ...

Проект в младшей группе. Тема: "Город будущих роботов специалистов"

Расширить представление детей о возможностях конструктора....

Направление «Маленький инженерный гений» Проект: «Город профессий». Макет «Город будущих инженеров».

Всегда дошкольный возраст является первой ступенью в социальный мир взрослых, как начальный этап профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру  профессий...

Проект по патриотическому воспитанию "Район города,в котором мы живем"

Проект- виртуальная экскурсия по патротческомувоспианию...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию "Мой город-мой дом" для детей старшего дошкольного возраста

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...