Рабочая программа кружка " Цятконя"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Петурова Лидия Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года)

Рабочая программа представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.Рабочая программа старшей группы МБДОУ «Детский сад №50  комбинированного  вида» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_petkrovoy.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края»

Содержание.

I Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи программы

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1.3 Показатели результативности и эффективной работы.

II Содержательный раздел

2.1 Основная форма реализации программы

2.2 Взаимодействие с семьей.

III. Организационный раздел

3.1 Комплексно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора социальных и педагогических усилий по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

Тема: «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» обладает развивающим и воспитательным потенциалом в работе воспитателя с воспитанниками.  

Содержание программы по реализации национально-регионального компонента разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

1.1.Цель и реализации реализации программы.

Цель программы: приобщить детей к культуре мордовского народа, вызвать желание видеть красоту и неповторимость  родной культуры; приобщить к великой ценности народа к мордовскому языку, попытки выучить некоторые слова, стихи, песни, потешки, использовать в обыденной жизни элементы мордовской культуры, формировать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к культуре, обычаям и традициям мордовского народа.

Задачи программы:

-дать детям общее представление о Мордовской Республике;

-познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями мордовского народа, знакомство с национальным костюмом, вышивкой, предметами быта;

-развивать речевую и музыкальную культуру средствами национально-регионального фольклора;

-обучать детским народным играм;

-воспитывать гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину;

-учить к заботливому отношению к растениям, животным, бережному отношению к окружающему миру;

-формировать позитивное отношение к мордовскому языку, желание обогатить словарь мордовскими слова.

1.2. Принципы программы

В основе данной программы лежит системно-деятельный подход который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности  и диалога культур.

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие рост творческих способностей, познавательных мотивов.

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие или моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

-сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

1.3 Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

-свое имя, отчество, адрес;

-название своего города, республики;

-название распространенных деревьев и кустарников, животных и птиц, некоторых растений Мордовии.
          - обряды и традиции мордовского народа

- детали мордовского костюма

-блюда традиционной мордовской кухни

-имена прославленных земляков

-пословицы и поговорки о Родине и семье, дружбе

-потешки, считалки, заклички

-наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

- показывать  на карте Мордовии месторасположение своего города;

-передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах , поделках.

-составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях мордовского народа.

-правильно надевать традиционный мордовский костюм

-выбирать и организовывать мордовские игры

-определять жанр мордовской песни (лирическая, плясовая и т.д), владеть манерой исполнения мордовской песни и элементов мордовского танца

Воспитанник будет способен проявлять интерес к историческому прошлому родного края, города.

Воспитанник сможет участвовать в народных праздниках и развлечениях, театрализованных представлениях, ярмарках.

II Содержательный раздел

2.1 Направленность программы по реализации национально-регионального компонента по содержанию является социальльно-педагогической; по функциональному предназначению- учебно-познавательной; по форме организации- кружковой; по времени-годичной ( двугодичной).

Актуальность программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не знает культуры своего народа; все чаще в поведении детей и подростков наблюдаются проявления бездуховности, безнравственности. В связи с распространением в современной жизни различных форм агрессии актуальной становится задача толерантной, духовно-нравственной личности.

С другой стороны, в российском обществе отмечается рост национального самосознания, интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, возрождение народных традиций, возвращение к вере. Данная программа отвечает современным требованиям, приобщая дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края, способствуя формированию основ духовно-нравственной личности.

Новизна и специфика данной программы состоит в том, что реализация национально-регионального компонента осуществляется на материале традиционной культуры мордовского народа. В программе  представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои мордовского народа, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и т.д.

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию мордовского народа. В доступной для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает возможность глубоко осознать, прочувствовать то ,что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.

Важная роль в реализации программы отводится созданию специальной развивающей среды: оформлению комнаты мордовского быта, где воспроизведена обстановка жилого мордовского помещения и представлены подлинные предметы быта и прикладного искусства, организации в группах краеведческих центров с фотографиями родного города, республики. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности детей.

Данная программа  разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

-в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет психофизических и возрастных особенностей детей, преемственность традиционных и современных форм обучения;

-формах обучения (интегрированные занятия ,викторины, фестивали, конкурсы, экскурсии);

-методах обучения ( метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации и др.);

-средства воспитания и обучения;

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 5-7 лет.

Список реализации программы 2 года.

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края:

-фронтальные занятия;

-индивидуальные занятия;

-экскурсии;

-беседы;

-самостоятельная деятельность детей в группе и дома;

-совместная деятельность родителей с детьми;

-праздники и развлечения.

Режим занятий: занятия проводятся в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

2.2 Освоение данной программы предполагает тесное взаимодействие с семьей. Семейные поездки  в заповедные уголки родной природы, на концерты народных коллективов, обращение к национальной кухне, знакомство с семейными фотографиями, участие родителей в праздниках, играх, в изготовлении мордовских костюмов- все это способствует развитию преемственности семьи и детского сада, является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения старших дошкольников к народной культуре.

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в праздниках, развлечениях, в выставках народно-прикладного творчества, семейных газет, фотовыставках.

Программа включает в себя комплексно-тематическое планирование.

Содержание и объем каждой темы может варьировать в зависимости от подготовленности детей и наличия соответствующей развивающей среды.

III. Организационный раздел

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Раздел I. Край, в котором мы живем.

Тема 1.1 Знакомство с республикой Мордовия

сентябрь

Тема 1.2 Природа Мордовии

октябрь

Раздел II. Быт и традиции мордовского народа.

Тема 2.1 «Чем славится Мордовия?»

октябрь

Тема 2.2 Мордовское народное искусство

ноябрь

Тема 2.3 Обычаи и традиции мордовского народа

ноябрь

Тема 2.4 Мордовский национальный костюм

декабрь

Тема 2.5 Народные промыслы мордвы: вышивание, резьба по дереву

декабрь

Тема 2.6 Жилище и быт мордовского народа

январь

Тема 2.7 Традиционная мордовская кухня

январь

Раздел III. Нравственные устои мордовского народа

Тема 3.1 Семейный уклад мордвы

февраль

Тема 3.2 Сказки предания

февраль

Тема 3.3 Пословицы и поговорки мордовского народа

март

Тема 3.4 Детский игровой фольклор

март

Тема 3.5 Песенный фольклор

апрель

Раздел IV. Православные и календарно-обрядовые праздники

Тема 4.1 Православные праздники

апрель

Тема 4.2 Календарно-обрядовые праздники

май

Образовательное содержание

Раздел I. Край, в котором мы живем

Тема 1.1 Республика Мордовии, объяснить, почему она так названа. Географическое положение. Достопримечательности республики Мордовия и родного города, герб, флаг, гимн Мордовии, столица-Саранск, города Мордовии; люди, живущие в республике.

Тема 1.2 Природа Мордовии.

Природные зоны (лесная и степная). Растительный мир лесо- степной зоны (ковыль, полынь, чабрец). Лекарственные растения (подорожник, крапива, зверобой, душица, тысячелистник и др.). Растительный мир лесов: грибы, ягоды, кустарники, деревья.

Животный мир Мордовии: насекомые, рыбы, птицы, звери.

Природные достопримечательности Мордовии (Мордовский государственный национальный парк «Смольный», Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича, озеро Инерка-памятник  природы.

Чтение произведений о природе: А.Ежов «Цветные сказки», Ю.Азрапкин «Наша речка», «В лесу»

Раздел II. Быт и традиции мордовского народа.

Тема 2.1 Чем славится Мордовия? Уточнить представления о крупных промышленных предприятиях Мордовии: агрофирма «Октябрьская», фабрика «Ламзурь» , Саранский завод автосамосвалов, Саранский вагоноремонтный завод, завод «Биохимик», завод «Лисма», завод «Электровыпрямитель».

Тема 2.2 Мордовское народное искусство

Мордовская народная игрушка. Мордовское декоративно-прикладное искусство. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств С.Д.Эрьзи, Республиканский объединенный краеведческий музей, Мордовский музей национальной культуры. Знакомство с художником Ф.В.Сычковым , скульптором С.Д.Эрьзя и их работами.

Знакомство с изделиями мордовского декоративно-прикладного искусства, с вышивкой (салфетка, полотенце, передник) с гончарной посудой (блюдо, кашник, горшок).

Тема 2.3 Обычаи и традиции мордовского народа

Честность и порядочность-важные черты мордовского народа. Мордва-трудолюбивый, выносливый и упорный народ. Веселый нрав мордвы, обрядовые праздники.

Мордва-это народ, обожествляющий природу.

Мордва-защитники родной земли.

Интернациональное гостеприимство мордвы.

Тема 2.4 Мордовский народный костюм.

Познакомить с частями национальной одежды мокшан и эрзян: рубаха-панар, передник-сапоня, пояс-каркс, головной убор- руця (платок), нагрудные украшения- сюлгам.

Тема 2.5 Народные промыслы мордвы.

Резьба поддереву. Вышивка. Промысловая деятельность мордовского народа ( пчеловодство, рыбоводство, животноводство, растениеводство ).

Тема 2.6  Жилище и быт мордовского народа.

Назначение комнат, их убранство. Предметы кухонной утвари.

Тема 2.7 Традиционная мордовская кухня.

Каша, Блины. Медвежьи лапы. Ватрушки. Грибы. Напитки: кислое молоко, брага (поза).

Раздел III. Нравственные устои мордовского народа.

Тема 3.1 Семейный уклад мордвы.

Многодетность мордовских семей. Уважение и почитание родителей – основа нравственных ценностей мордовского народа. Мордва в традиционном быту дорожит родственными связями.

Тема 3.2 Сказки и предания мордовского народа.

Знакомство с мордовским фольклором (сказки, былины, легенды). Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира природы, о мифических существах (Вирява-богиня леса, Ведява-богиня воды, Модва-богиня земли, Вармава-богиня ветра, Толава-богиня огня).

Тема 3.3 Пословицы и поговорки мордовского народа.

Весна богата солнцем, осень хлебом, летом дела не знаешь, а зимой себя проклинаешь, весной ленишься, осенью маешься, зимой каешься и т.п.

Тема 3.4 Детский игровой фольклор.

Сюжетно-ролевые игры по лексическим темам. Использование  в игре куклы в национальной одежде (мокшанка).

Подвижны игры «В платки- Руценяса», «В ключи-Панжемаса» и т.д.

Тема 3.5 Песенный фольклор.

Учить различать русские, мордовские, татарские проигрыши. Формировать навык импровизации образных движений, навык инсценирования песен по своему усмотрению.

Раздел IV.  Православные и календарно-обрядовые праздники.

Праздник урожая, Масленица, Пасха, фольклорный праздник (Акша келу),  День города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...