Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
методическая разработка на тему
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_patriotich_vosp._na_sayt.doc | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств
дошкольников средствами музыки
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором детей необходимо знакомить на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Значит, у педагогов есть возможность дать детям понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказать детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам необходимо называть имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, рассказывать о том, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста.
В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, если включать их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Используйте в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастет, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитаем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. В нашем детском саду не раз проводились праздники национальной культуры, на которых мы пели казачьи песни, исполняли танцы и песни народов Кавказа, представители которых в большом количестве воспитываются в нашем детском коллективе.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Необходимо отметить еще один аспект, который остается одним из основных разделов работы по патриотическому воспитанию. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Ежегодно в нашем детском саду проводится праздник День города с использованием материалов регионального компонента, в том числе песни железноводского композитора В. Рощупко «Железноводский вальс».
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, необходимо воспитывать такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) рекомендуется заканчивать тематическим праздником или развлечением. Планируя такие праздники, используйте в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко, «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме необходимо раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников должны опираться на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику погибшим воинам.
Решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и музыкальным руководителем детского сада, дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Большое значение в современных условиях приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическ...
Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...
Консультация "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"
Развитие нравственно - патриотических чувств происходит через музыкальные занятия и праздники: воспитании любови к своей семье, своей стране, к родному дому ,воспитние любви к детскому сад...
Консультация"Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"
консультация для педагогов детского сада...
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)...
Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма....