Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формирование нравственно-патриотических чувств у дощкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severina.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

Белова Марина Алексеевна  – воспитатель детского сада

1 квалификационной категории

Северина Елена Васильевна – воспитатель детского сада

высшей квалификационной категории

г. Заполярный

2014 г.

На современном этапе российскому обществу требуются деловые, уверенные в себе люди с яркой индивидуальностью. К сожалению, в нашем обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание чувства патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Поэтому патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, родному городу и ближнему окружению. Он постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем страной, ее символами, столицей.

Нашей задачей, как педагогов, в первую очередь является воспитание у ребенка чувства привязанности к своей малой родине. Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. В каждом месте своя природа, свой быт, свои традиции. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представления, о том, чем славен родной край (его история, достопримечательности, люди). Дошкольники воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу проявляются у них, в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувств :  удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства; определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками библиотеки; при знакомстве с местными достопримечательностями.

Соответственно, целью нашей работы стало формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина».

Решались следующие задачи:

  1. пробудить интерес к истории родного города;
  2. воспитывать чувство гордости за родной город;
  3. пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы;
  4. закрепить навыки поведения на улицах города, в общественных местах;
  5. воспитывать желания сохранять свой город чистым и красивым.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие формы работы:

  1. рассказ воспитателя;
  2. целевые прогулки и экскурсии;
  3. наблюдение за трудом взрослых;
  4. использование демонстрационного материала;
  5. знакомство с памятниками боевой славы, историческими событиями;
  6. личный пример воспитателя.

Теперь более подробно о вышеперечисленных формах работы.

       Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком, как самое дорогое и неповторимое. Рассказ об истории рождения нашего города, мы начали с того, что на этом месте геологами было открыто месторождение медно-никелевых руд. Эти металлы необходимы для изготовления машин, самолетов, кораблей. Свое название город получил благодаря тому, что находится за Полярным кругом. Для повышения интереса к истории города, мы пригласили в группу первостроителя города. Дети с удовольствием рассматривали старые фотографии, слушали рассказ гостя о том, как воздвигался город, начиная от палаток, бараков до красивых застроек. О людях, которые принимали участие в строительстве, их дружбе и сотрудничестве, несмотря на разные национальности, уровень образования, возраст и профессии. Данная встреча вызвала в детях чувство гордости за достижения людей, построивших город в суровых климатических условиях. В продолжение полученных впечатлений, мы предложили детям построить детский сад будущего, таким, каким видят его сами дети. Предложение получило положительный эмоциональный отклик: дети самостоятельно выбирали материал, договаривались о том, кто и что будет делать, подсказывали друг другу, сопереживали, помогали. В процессе творческой совместной работы получился макет с бассейном, минизоопарком, компьютерами, зимним садом, спортивно оснащенным участком и многим другим. Дети остались довольны результатом своей работы, что отразилось в пожеланиях привести в такой детский сад своих детей.

       Большой интерес у детей нашей группы вызвали исторические события  времен Великой Отечественной Войны. Дошкольникам довольно трудно преподнести материал по такой серьезной теме. Для них важны конкретные примеры, наглядности, которые являются мощным средством воздействия на воображение и чувства. Исходя из этого, была организована экскурсия в библиотеку. Там детям представили материал поисковой группы «Петсамо»

( элементы обмундирования, посуда, воинские награды, гильзы от снарядов, фотографии воинов, иллюстративный материал, художественная литература).

Затем были организованы экскурсии к памятникам, в аллею боевой славы. Дети узнали имена героев, защищавших нашу землю, их подвиги во имя мирного будущего. Им стали понятны названия многих улиц города в честь погибших воинов (например: ул. Бабикова, ул. Стрельцова, ул.Сафонова).

Полученные впечатления дети закрепили в сюжетно-ролевых играх ( например: «Мы защитники», «Пограничный отряд»), в конструировании: «Новейшая пограничная застава», в рисовании: «Воздушный бой», «Морской флот», « На погранзаставе» и др.

       Во время целевых прогулок по городу дети познакомились с названиями улиц, общественными зданиями. Мы обращали их внимание на украшения города (парки, скверы, клумбы, газоны, освещение, оформление магазинов и т.д.). Каждый раз уточняли и закрепляли знания детей о разных профессиях и их важности (дворники, электрики, шоферы, продавцы, библиотекари, маляры и многие другие), благодаря которым создается благоустройство города.  Гуляя по городу, мы поделились с детьми своими детскими воспоминаниями о школе, в которой учились, местах, где любили играть с друзьями, показали дома , в которых жили. После этого у ребят появилось желание рассказать о своих любимых или значимых местах в городе. Так родился совместный коллаж «Мой любимый город». Дети приняли участие в творческом рассказывании «За что люблю родной город», в совместном с родителями рисовании «Дом, в котором я живу», «Моя будущая школа», «Где люблю гулять».

       Регулярно закрепляем у ребят навыки поведения в общественных местах и на улицах. Привлекаем к общественно-полезному труду: в группе, на участке детского сада.

Для достижения поставленной цели мы использовали дифференцированный материал: литературно-художественные издания (н-р: «От руды до металла» автор Г.Лейбензон,  «10 лет успеха» - сборник фотографий КГМК, «Древний и Новый край реки Сосновой» автор И.Ядринцева), стихи местных авторов о родном городе, крае, фотографии, иллюстрации, гербарий, камни и минералы. Разнообразные викторины (н-р: «Знаешь ли ты свой город»), игры (н-р: «Что такое хорошо и что такое плохо»), решение проблемных ситуаций.

       Необходимо отметить, что на детей оказывает большое влияние и наш личный пример, как людей и воспитателей. Дети ежедневно видят наше эмоциональное отношение к происходящему вокруг, заинтересованность в событиях прошлого и настоящего, стремление быть полезными окружающим и родному городу.

       В результате проделанной работы у детей нашей группы сформировались такие нравственные качества, как любовь к малой родине, уважение к прошлому и настоящему родного города, людям его населявшим и живущим в настоящее время. Закрепилось желание сохранять свой город в чистоте, дети приобрели способность видеть и анализировать отклонения от норм поведения.  Систематическая и планомерная работа способствовала обогащению знаний о родном городе, его достопримечательностях, выдающихся земляках. Пополнился активный и пассивный словарь детей, расширился кругозор. В совместных играх и труде между детьми улучшились взаимоотношения. Дети стали больше сотрудничать, оказывать помощь друг другу в трудных ситуациях, сопереживать проблемам и успехам окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина»...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ "ЗРИМАЯ ПЕСНЯ - как вид сценического представления, для воспитания нравственно – патриотических качеств старших дошкольников.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ "ЗРИМАЯ ПЕСНЯ - как вид сценического представления,  для воспитания нравственно – патриотических качеств  старших дошкольников"....

Формы работы с детьми по воспитанию нравственно – патриотических качеств у дошкольников

Консультация может быть полезна воспитаелям и старшим воспитателям ДОУ...

Проект «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников»

Цель: содействовать формированию нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников методом сказкотерапии. Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственно-патриотического воспи...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в условиях современного образования на примере музыкально-литературной гостиной

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в условиях современного образования на примере музыкально-литературной гостиной...