Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».
статья (старшая группа) на тему

Коломыченко Ирина Ивановна

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.  Для создания региональной системы  личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования  в нашем детском саду  используется региональная парциальная программа  по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья».

Данная программа имеет цель оказывать помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей, культурой и природой родного Белогорья.

 Содержание программы включает в себя разделы (модули), в которых представлены различные направления социально-личностного развития дошкольников. В каждом разделе программы выделены комплексы задач, способствующих формированию  у дошкольников структурированных представлений о родном Белогорье,  представлены конспекты непосредственно-образовательной деятельности с детьми и работы с родителями по данному направлению

Включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс  позволяет педагогам решать следующие задачи:

  • Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. 
  • Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
  • Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном  национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
  • Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
  • Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности

Использование регионального компонента предполагает следующее:

  •   Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей парциальной  программы «Здравствуй, мир Белогорья»
  •  Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
  •  Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края. Дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном  (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  •  Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.    

Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к знаниям о родном крае осуществляется  через применение следующих  методов:

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  • Экспериментирование и опыты
  • Придумывание сказок, рассказов
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы творчества и новизны
  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Решение логических задач
  • Метод моделирования и конструирования
  • Методы развития творчества
  • Игровые приемы
  • Проблемные ситуации и задачи
  • Предположения (гипотезы)

В нашем детском саду региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте Белгородчины, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх.     

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

Огромное место отводится работе с родителями по данному направлению, отношения с которыми строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей.

С большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
Так например, в рамках модуля «Я – белгородец»
С целью формирования представлений  детей о родном крае, развития познавательного интереса к истории области, города; закрепления знаний символики области и города; воспитания патриотических чувств
проведены образовательные ситуации: «Яживу в России, Белгородской области, городе Белгороде», «Мои соседи. Мой дом и двор»…
В свободное время для закрепления полученных знаний проводились:
- беседы о государстве и Белгородской области вего составе;
- игры «Назови жителей», «Узнай флаг и герб» и другие;
-подвижные дворовые игры.
- чтение художественной литературы - стихотворение П.Синявского
«Россия» и беседа  по его содержанию
- просмотр мультимедийных презентаций на тему: «Мой белый город»;
- фотовикторина «Назови здание»
- дети раскладывали на «Ленте времени» фотографии города, в  прошлом и настоящем.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
Совместно с родителями дети : создавали фотоальбомы, газеты с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макеты  улицы, составленные из макетов домов детей, совершали совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, составляли рассказ на тему: «Я живуна улице героя!»

Любовь и уважение к своей Родине начинается с привязанности к малой Родине – родному городу и краю. Ознакомление с малой Родиной дает человеку знания о границах края, рельефе, полезных ископаемых, населении, сельском хозяйстве, флоре и фауне, подвигах жителей. Ознакомление с малой Родиной   в ДОУ позволяет воспитывать у детей дошкольного возраста любовь к родному краю, городу, гордость за славные дела и свершения земляков, уважение к их военным подвигам и трудовой доблести.

 То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...

«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ».

          Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развивают...

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша цель: способствовать развитию речи дошкольников, используя региональный компонент в образовательном процессе.Задачи, которые стоят перед нами: - познакомить детей с особенностями региона...