Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему

Томилова Наталия Николаевна

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlenie_soderzhaniya_vospitatelno_1.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях  внедрения ФГОС ДО»

Подготовила: воспитатель первой

квалификационной категории

Томилова Н.Н.

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
  • ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
  • обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
  • обновление содержания общего образования;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального

компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  1. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
  2. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  3. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
  4. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:

  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
  • использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края - дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.

б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

К субъективным условиям относится:

а) Личность воспитателя.

б) Предметно-развивающая среда.

Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.

Представленные чувашские региональные программы, соответствующие требованиям ФГОС ДО:

  1. Социально-коммуникативное развитие – Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического  планирования, где можно организовать долгосрочный, краткосрочный проект, взаимодействуя с семьей.

  1. Познавательное развитие – Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

Программа реализует цели и задачи в режимных моментах календарно-тематического  планирования, где можно организовать долгосрочный, краткосрочный проект, взаимодействуя с семьей.

  1. Художественно-эстетическое развитие – Васильева Л.Г. «Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края» - Чебоксары, 2015.; Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»  -  Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

 Программы реализуют цели и задачи преимущественно в  ООД календарно-тематического  планирования, так же  можно организовать совместный проект с семьей, провести экскурсию в музей, создать национальный мини-музей  и т.д.

  1.  Речевое развитие – Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического  планирования. В приобщении детей к чувашской детской литературе воспитатель рекомендует родителям совместные проводить домашние чтения.

  1. Физическое развитие – Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.

Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического  планирования, где можно привлекать родителей в совместные развлечения и досуги, организовывать турпоходы, посещение физкультурных центров и мероприятий.

   

Процентное соотношение при реализации регионального компонента должно составлять не более 40 % от основной программы ДОУ. Все региональные программы указываются в рабочей программе ДОУ,  региональные задачи прописываются после всех задач в каждой отдельной образовательной области основной программы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...