Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему
Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlenie_soderzhaniya_vospitatelno_1.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Томилова Н.Н.
В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.
Основными целями регионального компонента являются:
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
- ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
- обеспечение единства образовательного пространства.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
- развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
- обновление содержания общего образования;
- овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
- выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
- использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.
Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края - дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.
Представленные чувашские региональные программы, соответствующие требованиям ФГОС ДО:
- Социально-коммуникативное развитие – Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического планирования, где можно организовать долгосрочный, краткосрочный проект, взаимодействуя с семьей.
- Познавательное развитие – Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
Программа реализует цели и задачи в режимных моментах календарно-тематического планирования, где можно организовать долгосрочный, краткосрочный проект, взаимодействуя с семьей.
- Художественно-эстетическое развитие – Васильева Л.Г. «Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края» - Чебоксары, 2015.; Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
Программы реализуют цели и задачи преимущественно в ООД календарно-тематического планирования, так же можно организовать совместный проект с семьей, провести экскурсию в музей, создать национальный мини-музей и т.д.
- Речевое развитие – Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического планирования. В приобщении детей к чувашской детской литературе воспитатель рекомендует родителям совместные проводить домашние чтения.
- Физическое развитие – Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
Программа реализует цели и задачи в ООД и в режимных моментах календарно-тематического планирования, где можно привлекать родителей в совместные развлечения и досуги, организовывать турпоходы, посещение физкультурных центров и мероприятий.
Процентное соотношение при реализации регионального компонента должно составлять не более 40 % от основной программы ДОУ. Все региональные программы указываются в рабочей программе ДОУ, региональные задачи прописываются после всех задач в каждой отдельной образовательной области основной программы ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС
Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...
Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.
Ознакомление детей с родным краем....
Доклад на тему "Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС"
Доклад для педагогического совета по теме: "ФГОС дошкольного образования"....
Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.
Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС. ...
Консультация для воспитателей на тему:"Обновление содержания воспитательно - образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС".
Для воспитателей...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»
тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО» Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...