Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
материал (старшая группа) на тему
На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:
Ø пространственно-развивающая среда в группе;
Ø профессиональная компетентность воспитателя и его человеческие качества: увлечённость русской народной культурой, желание передать свою любовь детям;
Ø организация совместной содержательной деятельности воспитателя, дошкольников и родителей в процессе приобщения к русской народной культуре.
Сложно выявить прямые и чёткие признаки наличия или отсутствия патриотического воспитания у пяти-, семилетнего ребёнка. Думаю, это невозможно сделать, когда речь идёт о нравственности и патриотизме и у взрослого человека. Определяется наличие гражданской позиции в течение всей жизни человека по его поступкам. Мы говорим о проявлении интереса, желании узнавать новое, о развитии эмоциональности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 703.05 КБ |
Предварительный просмотр:
- Результативность опыта.
На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:
- пространственно-развивающая среда в группе;
- профессиональная компетентность воспитателя и его человеческие качества: увлечённость русской народной культурой, желание передать свою любовь детям;
- организация совместной содержательной деятельности воспитателя, дошкольников и родителей в процессе приобщения к русской народной культуре.
Сложно выявить прямые и чёткие признаки наличия или отсутствия патриотического воспитания у пяти-, семилетнего ребёнка. Думаю, это невозможно сделать, когда речь идёт о нравственности и патриотизме и у взрослого человека. Определяется наличие гражданской позиции в течение всей жизни человека по его поступкам. Мы говорим о проявлении интереса, желании узнавать новое, о развитии эмоциональности.
Результативностью своей деятельности считаю:
- проявления устойчивого интереса детей и положительных эмоций при знакомстве к русской народной культурой (см. диск Приложение 4 Фотоматериалы);
- положительная динамика результатов мониторинга по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой за три года (с 2008 по 2011 годы):
- положительная динамика результатов мониторинга уровня усвоения программы «Терем-теремок» за 2009-2010 учебный год:
- положительная динамика результатов усвоения общеобразовательной программы «Радуга»:
- отзывы родителей:
Из отзывов родителей
Киселёва Ольга Викторовна – мама Киселёва Андрея,
май 2011 года
О микроклимате в подготовительной группе «Солнышко»
Имея предыдущий опыт посещения другого детского учреждения в течение 1,5 лет, к сожалению, печальный, я решила оставить ребёнка дома до школы. Андрей очень часто болел, был раздражительный, не хотел идти в детский сад… Андрей пробыл дома 2,5 года. Понимая, что ему необходимо общение в коллективе, я решила попробовать ещё раз. Вспоминая эти 1,5 года, я так боялась отдать его в детский сад снова…
Все мои страхи развеялись в течение 10 минут после прихода в группу. Галина Васильевна встречает каждого ребёнка и каждого родителя. Большое внимание уделяет приветствию друг друга. Все детишки приходят и говорят: «Здравствуйте!». Я считаю, что это очень важно в воспитании детей.
Дети умеют играть друг с другом, не ссорясь из-за игрушек, соблюдают порядок в отношении игрушек и вещей…
Конечно, все дети разные, бывает, дети и ссорятся. Мне очень нравится умение нашего воспитателя решить вопрос по справедливости. Она ребятам объяснит, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому я очень благодарна ей за тот благоприятный микроклимат, который создан в группе. Мой сын очень быстро адаптировался в коллективе, подружился с ребятами. Андрей уже с вечера собирается в детский сад снова, думает, какой рисунок или поделку он принесёт.
Зичук Надежда Николаевна – мама Зичук Алины и Ангелины,
май 2011 года
О приобщении детей к истокам русской народной культуры
Мои дети очень любят сюрпризы. Главная черта в воспитании (в нашей группе) – это организация такой познавательной деятельности детей, которая заинтересовывает, заставляет их думать, способствует возникновению множества вопросов по всем областям знаний, ответы на которые ищем все вместе в течение трёх лет. Проводилось много экскурсий… Нам особенно запомнился цикл экскурсий, после которых детей прямо распирало от впечатлений. Они рассказали о том, что такое русская изба, о старинных предметах в ней. Также им очень понравилось угощение картошкой в мундире из русской печи, пили настоящую воду из колодца. Детям настолько понравилось угощение, что потом в течение недели в группе всё выясняли, почему так вкусна еда из русской печи, выясняли в подробностях её устройство. Даже провели беседу об основах здорового питания, в том числе, о столь любимых детями чипсах и еде из «Макдональдса».
Ещё хочу рассказать об организации в группе (уголка) предметов русского быта. Нас, то есть родителей, информировали, что в группе открывается такая экспозиция и если у нас у кого-то есть старинные вещи, то просили помочь в организации. Я с мужем в деревне нашли ухват, веретена, части ткацкого станка, решето, утюг. Всё это мы принесли в группу. Про каждый предмет читали сказки, загадки, дети работали с ними. Я считаю, что в группе проводится целенаправленная работа по развитию интереса к прошлому русского народа. А, узнавая о прошлом, дети учатся сравнивать, гордятся достижениями людей. Таким образом, воспитывается любовь к Родине.
Горшкова Татьяна Викторовна – мама Горшкова Дани,
май 2011 года
«О детском творческом объединении по интересам «Терем-теремок»
Работой кружка «Терем-теремок» Галина Васильевна руководила в 2009-2010 г. Я сама с трепетом отношусь к природе и тому, что создавал и создаёт человек из её материалов. Поэтому считаю такие занятия полезными для детей…
Очень важно, что ребёнку прививается уважение к труду, к тому, что сделано руками плотников давно, но так надёжно и красиво, что каждый спросит – как такое получилось? А как именно, и объясняется в творческом объединении «Терем-теремок», начиная с самого малого. Мой сын рассказывал, что на прогулках они отыскивали разные деревья, а потом в группе изучали спилы этих деревьев, их свойства. Потом делали «брёвнышки» из бумаги и строили из них домики.
Зимой я встретила на посёлке группу самых любознательных во главе с Галиной Васильевной. Оказывается, и на наших привычных поселковых улицах можно найти что-то интересное. На этот раз ребята искали и изучали наличники на окнах домов, резьбу на них и всевозможные знаки. А потом в группе, где, кстати, много предметов русского декоративно-прикладного искусства, всё увиденное и услышанное превращалось в пластилиновый ленточный орнамент. Дети сами становились творцами. А чтобы посмотреть на работу настоящего мастера-столяра, группа совершала целевые экскурсии в его мастерскую, где в умелых руках из обычных досок с помощью столярных инструментов появлялись и предметы быта и даже деревянные игрушки.
Мой сын любит рисовать и лепить, как любому мальчишке, ему интересны столярные инструменты – для чего и как ими работать? Поэтому его привлекла возможность участвовать в экскурсиях, экспериментах и играх, которые проводила Галина Васильевна в «Тереме-теремке». А если ребёнку интересно, он будет стремиться узнавать ещё больше, не останется равнодушным к красоте природы, её разнообразию, к истории Родины.
Демидова Нина Викторовна – мама Демидова Коли,
май 2011 года
О микроклимате в подготовительной группе «Солнышко»
Коля по характеру медленно привыкает к новому коллективу, я это видела и в других детских садах. Но Галина Васильевна за пару недель приучила его к детям, и вот уже пошли просьбы «забрать попозже» и «я не нагулялся в саду». Что меня удивило, сын говорит: «Мама, эта воспитательница никогда не кричит, а мы её слушаемся», и теперь Коля требует и от меня такого же поведения.
«О проекте «Дерево в жизни нашей»
Также понравился проект «Дерево в жизни нашей». Не только сын, но и я узнала много нового. Коля рассказал, как они с Галиной Васильевной мерили пеньки в ширину и в обхват, как считали возраст деревьев по годовым кольцам и по ярусам веток на ёлках и сосёнках.
Оказывается, они с воспитателем обследовали территорию садика, узнали, какие там растут деревья, но не нашли не одного дуба. Так дети посадили жёлуди в землю, теперь ухаживают за грядочкой. А ведь, по народным поверьям, посаженный дуб даёт здоровье и силу пяти поколениям потомков. Вот такое хорошее дело было сотворено детьми.
Также Галина Васильевна сделала замечательную выставку бытовых деревянных вещей. Там даже была прялка старинная. Мы с Колей принесли резные липовые сахарницу, солонку и банку для чая. Коле понравились гусли и самовар с чашками, а мне берестовый туес. Оказывается, в него даже воду наливать можно.
Также дети узнали много пословиц и загадок про деревья, это обогатило их речь, и это даёт знания о наших исконных народных обычаях и традициях. Думаю, что нужно знать народный уклад жизни, свои корни; ведь мы сейчас дома мало уделяется внимания этой стороне жизни, так как многие дети заняты на компьютерах.
Считаю, что это важное дело, дети узнали много о деревьях, но, главное, поняли, что от них самих тоже зависит благополучие всей земли, что если хочешь получить что-то от тех же деревьев, то их надо сперва посадить и дать им любовь и заботу.
Елисеева Наталья Николаевна – мама Елисеева Антона,
июнь 2011года
«О проекте «Дерево в нашей жизни»
В этом году мне особенно понравилась выставка «Дерево в нашей жизни». Там были представлены предметы из дерева, изображения дерева. Особенно меня порадовало, что экскурсоводом на этой выставке был мой сын. Он всё чётко рассказал, показал и без ошибок назвал предметы декоративно-прикладного искусства. Антон гордился тем, что принёс такую деревянную статуэтку, которой не было ни у кого.
- высказывания детей:
Высказывания детей во время беседы «Что значит любить Родину?»
Никита М.
- Если начнётся война, защищать свою Родину.
Даня Г.
- Любить Родину, если ты уехал далеко и скучаешь по ней.
Никита П.
- Любить маму, папу, свою семью, своих друзей.
Саша И.
- Помочь посадить цветы, посадить дерево.
Ангелина З.
- Быть вежливым, добрым.
Вова Б.
- Нарисовать красивый рисунок, который всем понравится.
Ксюша В.
- Я знаю флаг, герб России и Медведева – президента.
Коля Д.
- Написать стихи о Родине.
Диана В.
- Помочь малышам, поиграть с ними, выступить с песнями и стихами.
- творческие работы, представленные в рисунках и фотографиях (см. диск Приложение 4 Фотоматериалы);
- положительные отзывы коллег после выступлений об актуальности данного направления работы.
- Список использованной литературы.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Перспектива, 2008.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Ежкова Н. С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента.// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8 – С.65-70.
- Ежкова Н. С. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания.// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С.62-67.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Спб: Акцидент, 1997.
- Надеждина Н. Здравствуй, музей! // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.37-38.
- Народные подвижные игры Владимирского региона. – Владимир: Городской информационно-методический центр, 2008.
- Поштарёва Т. Патриотическое воспитание.// Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С.28-31.
- Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 15 июля 2011 г.). Статья 3.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655.
- Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии.// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.5-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-646748-1435650292.jpg)
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728291-1450772888.jpg)
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-671982-1590680660.jpg)
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821892-1475043706.jpg)
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1065502-1538648162.jpg)
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884051-1485434062.jpg)
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...
- Мне нравится (1)