Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
материал (старшая группа) на тему

Евглевская Галина Васильевна

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:

Ø пространственно-развивающая среда в группе;

Ø профессиональная компетентность воспитателя и его человеческие качества: увлечённость русской народной культурой, желание передать свою любовь детям;

Ø организация совместной содержательной деятельности воспитателя, дошкольников и родителей в процессе приобщения к русской народной культуре.

Сложно выявить прямые и чёткие признаки наличия или отсутствия патриотического воспитания у пяти-, семилетнего ребёнка. Думаю, это невозможно сделать, когда речь идёт о нравственности и патриотизме и у взрослого человека. Определяется наличие гражданской позиции в течение всей жизни человека по его поступкам. Мы говорим о проявлении интереса, желании узнавать новое, о развитии эмоциональности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Результативность опыта.

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:

  • пространственно-развивающая среда в группе;
  • профессиональная компетентность воспитателя и его человеческие качества: увлечённость русской народной культурой, желание передать свою любовь детям;
  • организация совместной содержательной деятельности воспитателя, дошкольников и родителей в процессе приобщения к русской народной культуре.

Сложно выявить прямые и чёткие признаки наличия или отсутствия патриотического воспитания у пяти-, семилетнего ребёнка. Думаю, это невозможно сделать, когда речь идёт о нравственности и патриотизме и у взрослого человека. Определяется наличие гражданской позиции в течение всей жизни человека по его поступкам. Мы говорим о проявлении интереса, желании узнавать новое, о развитии эмоциональности.

Результативностью своей деятельности считаю:

  • проявления устойчивого интереса детей  и положительных эмоций при знакомстве к русской народной культурой (см. диск Приложение 4 Фотоматериалы);
  • положительная динамика результатов мониторинга по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой  за три года (с 2008 по 2011 годы):

  • положительная динамика результатов мониторинга уровня усвоения программы «Терем-теремок» за 2009-2010 учебный год:

  • положительная динамика результатов усвоения общеобразовательной программы «Радуга»:

 

  • отзывы родителей:

Из отзывов родителей

Киселёва Ольга Викторовна – мама Киселёва Андрея,

май 2011 года

О микроклимате в подготовительной группе «Солнышко»

Имея предыдущий опыт посещения другого детского учреждения в течение 1,5 лет, к сожалению, печальный, я решила оставить ребёнка дома до школы. Андрей очень часто болел, был раздражительный, не хотел идти в детский сад… Андрей пробыл дома  2,5 года. Понимая, что ему необходимо общение в коллективе, я решила попробовать ещё раз. Вспоминая эти 1,5 года, я так боялась отдать его в детский сад снова…

Все мои страхи развеялись в течение 10 минут после прихода в группу. Галина Васильевна встречает каждого ребёнка и каждого родителя. Большое внимание уделяет приветствию друг друга. Все детишки приходят и говорят: «Здравствуйте!». Я считаю, что это очень важно в воспитании детей.

Дети умеют играть друг с другом, не ссорясь из-за игрушек, соблюдают порядок в отношении игрушек и вещей…

Конечно, все дети разные, бывает, дети и ссорятся. Мне очень нравится умение нашего воспитателя решить вопрос по справедливости. Она ребятам объяснит, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому я очень благодарна ей за тот благоприятный микроклимат, который создан в группе. Мой сын очень быстро адаптировался в коллективе, подружился с ребятами. Андрей уже с вечера собирается в детский сад снова, думает, какой рисунок или поделку он принесёт.

Зичук Надежда Николаевна – мама Зичук Алины и Ангелины,

май 2011 года

О приобщении детей к истокам русской народной культуры

Мои дети очень любят сюрпризы. Главная черта в воспитании (в нашей группе) – это организация такой познавательной деятельности детей, которая заинтересовывает, заставляет их думать, способствует возникновению множества вопросов по всем областям знаний, ответы на которые ищем все вместе в течение трёх лет. Проводилось много экскурсий… Нам особенно запомнился цикл экскурсий, после которых детей прямо распирало от впечатлений. Они рассказали о том, что такое русская изба, о старинных предметах в ней. Также им очень понравилось угощение картошкой в мундире из русской печи, пили настоящую воду из колодца. Детям настолько понравилось угощение, что потом в течение недели в группе всё выясняли, почему так вкусна еда из русской печи, выясняли в подробностях её устройство. Даже провели беседу об основах здорового питания, в том числе, о столь любимых детями чипсах и еде из «Макдональдса».

Ещё хочу рассказать об организации в группе (уголка) предметов русского быта. Нас, то есть родителей, информировали, что в группе открывается такая экспозиция и если у нас у кого-то есть старинные вещи, то просили помочь в организации. Я с мужем в деревне нашли ухват, веретена, части ткацкого станка, решето, утюг. Всё это мы принесли в группу. Про каждый предмет читали сказки, загадки, дети работали с ними. Я считаю, что в группе проводится целенаправленная работа по развитию интереса к прошлому русского народа. А, узнавая о прошлом, дети учатся сравнивать, гордятся достижениями людей. Таким образом, воспитывается любовь к Родине.

Горшкова Татьяна Викторовна – мама Горшкова Дани,

май 2011 года

«О детском творческом объединении по интересам «Терем-теремок»

Работой кружка «Терем-теремок» Галина Васильевна руководила в 2009-2010 г. Я сама с трепетом отношусь к природе и тому, что создавал и создаёт человек из её материалов. Поэтому считаю такие занятия полезными для детей…

Очень важно, что ребёнку прививается уважение к труду, к тому, что сделано руками плотников давно, но так надёжно и красиво, что каждый спросит – как такое получилось? А как именно, и объясняется в творческом объединении «Терем-теремок», начиная с самого малого. Мой сын рассказывал, что на прогулках они отыскивали разные деревья, а потом в группе изучали спилы этих деревьев, их свойства. Потом делали «брёвнышки» из бумаги и строили из них домики.

Зимой я встретила на посёлке группу самых любознательных во главе с Галиной Васильевной. Оказывается, и на наших привычных поселковых улицах можно найти что-то интересное. На этот раз ребята искали и изучали наличники на окнах домов, резьбу на них и всевозможные знаки. А потом в группе, где, кстати, много предметов русского декоративно-прикладного искусства, всё увиденное и услышанное превращалось в пластилиновый ленточный орнамент. Дети сами становились творцами. А чтобы посмотреть на работу настоящего мастера-столяра, группа совершала целевые экскурсии в его мастерскую, где в умелых руках из обычных досок с помощью столярных инструментов появлялись и предметы быта и даже деревянные игрушки.

Мой сын любит рисовать и лепить, как любому мальчишке, ему интересны столярные инструменты – для чего и как ими работать? Поэтому его привлекла возможность участвовать в экскурсиях, экспериментах и играх, которые проводила Галина Васильевна в «Тереме-теремке». А если ребёнку интересно, он будет стремиться узнавать ещё больше, не останется равнодушным к красоте природы, её разнообразию,  к истории Родины.

Демидова Нина Викторовна – мама Демидова Коли,

май 2011 года

О микроклимате в подготовительной группе «Солнышко»

Коля по характеру медленно привыкает к новому коллективу, я это видела и в других детских садах. Но Галина Васильевна за пару недель приучила его к детям, и вот уже пошли просьбы «забрать попозже» и «я не нагулялся в саду». Что меня удивило, сын говорит: «Мама, эта воспитательница никогда не кричит, а мы её слушаемся», и теперь Коля требует и от меня такого же поведения.

«О проекте «Дерево в жизни нашей»

Также понравился проект «Дерево в жизни нашей». Не только сын, но и я узнала много нового. Коля рассказал, как они с Галиной Васильевной мерили пеньки в ширину и в обхват, как считали возраст деревьев по годовым кольцам и по ярусам веток на ёлках и сосёнках.

Оказывается, они с воспитателем обследовали территорию садика, узнали, какие там растут деревья, но не нашли не одного дуба. Так дети посадили жёлуди в землю, теперь ухаживают за грядочкой. А ведь, по народным поверьям, посаженный дуб даёт здоровье и силу пяти поколениям потомков. Вот такое хорошее дело было сотворено детьми.

 Также Галина Васильевна сделала замечательную выставку бытовых деревянных вещей. Там даже была прялка старинная. Мы с Колей принесли резные липовые сахарницу, солонку и банку для чая. Коле понравились гусли и самовар с чашками, а мне берестовый туес. Оказывается, в него даже воду наливать можно.

Также дети узнали много пословиц и загадок про деревья, это обогатило их речь, и это даёт знания о наших исконных народных обычаях и традициях. Думаю, что нужно знать народный уклад жизни, свои корни; ведь мы сейчас дома мало уделяется внимания этой стороне жизни, так как многие дети заняты на компьютерах.

Считаю, что это важное дело, дети узнали много о деревьях, но, главное, поняли, что от них самих тоже зависит благополучие всей земли, что если хочешь получить что-то от тех же деревьев, то их надо сперва посадить и дать им любовь и заботу.

Елисеева Наталья Николаевна – мама Елисеева Антона,

июнь 2011года

«О проекте «Дерево в нашей жизни»

В этом году мне особенно понравилась выставка «Дерево в нашей жизни». Там были представлены предметы из дерева, изображения дерева. Особенно меня порадовало, что экскурсоводом на этой выставке был мой сын. Он всё чётко рассказал, показал и без ошибок назвал предметы декоративно-прикладного искусства. Антон гордился тем, что принёс такую деревянную статуэтку, которой не было ни у кого.

  • высказывания детей:

 

Высказывания детей во время беседы «Что значит любить Родину?»

Никита М.

  • Если начнётся война, защищать свою Родину.

Даня Г.

  • Любить Родину, если ты уехал далеко и скучаешь по ней.

Никита П.

  • Любить маму, папу, свою семью, своих друзей.

Саша И.

  • Помочь посадить цветы, посадить дерево.

Ангелина З.

  • Быть вежливым, добрым.

Вова Б.

  • Нарисовать красивый рисунок, который всем понравится.

Ксюша В.

  • Я знаю флаг, герб России и Медведева – президента.

Коля Д.

  • Написать стихи о Родине.

Диана В.

  • Помочь малышам, поиграть с ними, выступить с песнями и  стихами.

  • творческие работы, представленные в рисунках и фотографиях (см. диск Приложение 4 Фотоматериалы);
  • положительные отзывы коллег после выступлений  об актуальности данного направления работы.

DSCF3246

  1.  Список использованной литературы.

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:  Перспектива, 2008.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.: Просвещение, 2009.
  3. Ежкова Н. С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента.// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8 – С.65-70.
  4. Ежкова Н. С. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания.// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С.62-67.
  5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Спб: Акцидент, 1997.  
  6. Надеждина Н. Здравствуй, музей! // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.37-38.
  7. Народные подвижные игры Владимирского региона. – Владимир: Городской информационно-методический центр, 2008.
  8.  Поштарёва Т. Патриотическое воспитание.// Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С.28-31.
  9.  Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 15 июля 2011 г.). Статья 3.
  10.  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655.
  11.  Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии.// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.5-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...