Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
материал (старшая группа) на тему

Евглевская Галина Васильевна

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:

- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему родной и близкой. Это, в свою очередь, приведет к осознанию своей причастности к духовному богатству русского народа, изменит психологический климат в группе, разовьет нравственные качества детей, активизирует познавательную активность детей и родителей, в итоге – повлияет на формирование любви к  Родине; 

- разработка авторской  программы  творческого объединения по интересам  «Терем-теремок» (ознакомление дошкольников 5-6 лет с искусством деревянного зодчества), которая является интегрированной. Распространение своего опыта на муниципальном уровне (мастер-класс для воспитателей, выступление перед руководителями ДОУ); региональном уровне – участие в VII областном конкурсе инновационных проектов и практических разработок «Пчёлка – 2010»;  всероссийском уровне (публикация на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»);

- создание банка дидактических материалов и игр.

Полагаю, что опыт моей работы может быть использован воспитателями любого детского сада в любом населённом пункте, если педагог неравнодушен к русской народной культуре, прошлому нашего народа и его волнуют вопросы нравственного и патриотического воспитания. Предложенные формы работы позволяют «оживить» историю, наполнить жизнь ребёнка и его родителей значимыми  переживаниями, способствуют всестороннему развитию малышей и формированию в них «добрых чувств» (по А. С. Пушкину). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Наименование опыта                                                                 3
  2. Условия возникновения опыта                                                         3
  3. Актуальность опыта                                                                6
  4. Ведущая педагогическая идея                                                         8
  5. Теоретическая база опыта                                                         11
  6. Новизна опыта                                                                        15
  7. Адресная направленность опыта                                                 15
  8. Технология опыта                                                                         16
  1.   Организация пространственно-развивающей  среды                                16        

8.11         Мини-музей                                                                17        

8.12     Банк дидактических игр                                                18        

  1.   Выставки                                                                        18
  2.   Экскурсии                                                                        18
  3.   Русские народные игры                                                        19
  4.   Программа творческого объединения по интересам

«Терем-теремок»                                                        21

  1.   Проект «Волшебное дерево»                                                 21
  2.  Банк дидактических материалов                                         22
  1. Результативность опыта                                                                24
  1. Динамика результатов мониторинга по ознакомлению

дошкольников с русской народной культурой                         24

  1. Динамика результатов мониторинга уровня усвоения

программы «Терем-теремок»                                                 25

  1. Динамика результатов усвоения общеобразовательной

программы «Радуга»                                                         26

                9.4  Отзывы родителей                                                         26

                9.5  Высказывания детей                                                         29

  1.  Список использованной литературы                                                 31
  2.  Приложения                                                                   (на диске)
  • Приложение 1  Программа «Терем-теремок»
  • Приложение 2  Проект «Волшебное дерево»
  • Приложение 3  Мастер-класс
  • Приложение 4  Фотоматериалы

  1. Наименование опыта 

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

Евглевская Галина Васильевна

воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида,

пос. Старый городок, Одинцовский район, Московская область

  1. Условия возникновения опыта.

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования  признаётся «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде»¹. Вопросы духовно-нравственного воспитания волнуют меня ещё со времён работы в школе. «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности… Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России». ²  Принципы государственной политики в области образования едины для всех образовательных учреждений: одной из задач дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «социализация» является «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».³  

Акцент на выбор данной темы не случаен и имеет своё объяснение.

Во-первых, при реализации  общеобразовательной программы Дороновой Т. Н., Гербовой В. В., Гризик Т. И., Соловьёвой Е. В. «Радуга» оказалось, что в ней недостаточно чётко прописаны разделы «Нравственное и патриотическое воспитание».  Этот пробел восполняет парциальная программа Князевой  О. Л., Маханёвой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры». Образовательной целью этой программы является приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Таким образом, развивается личностная культура ребёнка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

___________________________

¹ Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 15 июля 2011 г.). Статья 3.

² Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.: Просвещение, 2009. – С. 23.

³ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655.

Во-вторых, при реализации этой программы в средней группе, появились определённые  трудности. У большинства детей  наблюдались проблемы с речью, памятью, вниманием. Ряд детей отличали низкая познавательная активность, психоэмоциональные проблемы (повышенная тревожность: плаксивость, проблемы со сном, дурные привычки). Дети были недружные, испытывали затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.  Два ребёнка имели диагноз «задержка умственного и психоречевого развития», также присутствовали гипервозбудимые дети. Чтение сказок, разучивание потешек было неинтересно детям, так как многие не могли сосредоточенно слушать. Даже загадки часто не могли отгадать. Затруднена была и работа по ознакомлению детей с предметами русского быта, так как дети видели их только на иллюстрациях. Некоторый интерес ребята проявляли к предметам русского декоративно-прикладного искусства: любили рассматривать их, рисовать, лепить; играли с матрёшками. Но, в целом,  первые занятия по программе не затрагивали чувства детей, проходили формально.

Понимая, что воспитание гражданина нашей Родины надо начинать с раннего возраста, имея опыт работы по вопросам духовно-нравственного воспитания, мне пришлось решать  ряд противоречий:

- признание значимости патриотического воспитания в обществе теоретически и отсутствие реальных средств, позволяющих наиболее оптимально решать задачи патриотического воспитания;

- отсутствие интереса детей и родителей к русской народной культуре; преобладание во многих семьях материальных ценностей над духовными;

- отсутствие критериев оценки патриотических чувств у ребёнка (вопросы – в чём проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?  Как дошкольник может эти чувства выразить?).

Эти противоречия и привели  к необходимости вплотную заняться проблемой патриотического воспитания. Понятно было, что одних занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  у детей для пробуждения чувства любви к Родине   недостаточно. Главная проблема, стоящая перед педагогом, формулировалась так: «Каким содержанием наполнить повседневную жизнь детей и родителей, какие формы работы использовать, чтобы достучаться до сердца каждого, заинтересовать русской народной культурой?».

Таким образом, к выбору темы опыта меня привели следующие причины:

- недостаточное, по моему мнению, внимание к вопросам духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества;

- проблемы с нравственным воспитанием детей в конкретной группе детского сада;

- имеющийся опыт собственной педагогической деятельности.

Отмечу особенности нашего детского сада, контингент детей и родителей.  МБДОУ  Собинского района детский сад № 12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направления развития детей находится в городе Лакинске, в 30 километрах от областного центра города Владимира. В детском саду (на 01.09.2011) воспитывается 156 детей. О некоторых особенностях детей в группе уже указывалось выше. В группе было 8 мальчиков (38%)  и 13 девочек (62%).

  • 5 ребят с первой группой здоровья (24%), 15 – со второй (71%) и одна девочка (5%) – с третьей.
  • 20 детей проживало с родителями, одна девочка – в семье бабушки или тёти, так как мама постоянно отсутствовала, вела асоциальный образ жизни. Двое детей (10%) воспитывались в неблагополучных семьях.
  • 70%  детей воспитывалось в полных семьях, 30%  –  в неполных (с мамой).  

Контингент родителей характеризуется такими особенностями:

  • 18% родителей имели высшее образование, 61% - средне-специальное, 21% - среднее.
  • 76% родителей - рабочие, 18% - служащие, 3% - коммерсанты, 3% - безработные.

Для поддержания материального благополучия семей некоторые родители вынуждены работать не по специальности, ездить на заработки в Москву, оставляя детей на других родственников. Это подтверждает необходимость пристального внимания к вопросам нравственного, в том числе патриотического воспитания детей с дошкольного возраста.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

 «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».4

Но ранее отмечалось, что в  наше время многие родители больше всего озабочены добывание хлеба насущного. К сожалению, часто современные семьи не могут воспитывать своего ребёнка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, так как дедушки и бабушки часто живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. А ведь дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребёнка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Также дети лишены возможности приобщиться к истории семьи, а ведь это создаёт условия для сопереживания, соучастия в семейных традициях. Редко дети слышат колыбельные песни перед сном,  с потешками знакомят только в раннем детстве.

Дети не видят прекрасные образцы произведений искусства, не посещают выставки, музеи. Культурные программы  сводятся к просмотру мультфильмов и посещению  парка аттракционов – то есть к развлечениям, часто не несущим никакой смысловой и нравственной нагрузки. Основной целью посещения детского сада всё большее число родителей считает только умственное развитие: необходимость научить детей читать,  считать, подготовить их к школе. Дома разрешают долго смотреть телевизор, где не все передачи предназначены для детского просмотра, играть в компьютерные игры, где встречается злоба и жестокость. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, любви к людям, природе, справедливости. Даже существует такое понятие, как «нравственная свобода». Перефразировав его, получается, что мы живём во времена «свободы от нравственности». Уже  в  младших группах  детского сада видно, что многих детей отличает потребительское отношение к жизни, взрослых воспринимают только как источник подарков, игрушек. Нередкими стали проявления агрессивности и жестокости по отношению к своим сверстникам.  

У ребёнка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребёнок не осознает связи с прошлым своего народа, не научится  любить и ценить его.

________________

  4 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.: Просвещение, 2009. – С. 16.

Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, и кому, как не воспитателю, нужно взять на себя роль человека, который познакомит ребёнка с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразие.  А через различные активные формы работы разбудит интерес к родной культуре и природе, что приведёт к воспитанию  чувства любви к Родине, гордости за достижения своей страны, уважению к народным традициям.

Проблема является настолько актуальной, что в 2009 году в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.5  Концепция определяет:

  • характер современного образовательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания.

Кроме того, в 2011 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Малые города, такие, как Лакинск, дают, как мне кажется, немало возможностей «погружения» детей в историю. Конечно, мы не имеем таких музеев, как в Москве, Владимире. Но посещение музеев, Красной площади и т.д. – это всегда разовая акция, часто затруднительная из-за возраста дошкольников. А совсем рядом с домом, в Лакинске сохранились деревянные избы, где возможно познакомить детей с обычаями и бытом русского народа вживую. Есть возможности окружить ребёнка старинными предметам, показать их красоту, донести особенности крестьянского труда и сформировать чувство уважения к труду и желание трудиться самому. Подражая взрослым,  дошкольники могут ощутить себя  самостоятельными, нужными окружающим, учатся взаимопомощи,  коллективизму. Таким образом, патриотическое воспитание проявляется на поведенческом уровне. Даже русские народные сказки, песенки, потешки, поговорки воспринимаются совсем по-другому,  если ребёнок воочию знаком с предметами труда и быта, упоминаемых в них.

Данный опыт предлагает конкретную технологию и большой дидактический материал для решения вышеперечисленных проблем.

_________________

5 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Ведущая педагогическая идея.

Народная культура является источником развития  патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще,   многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г.Белинский по  этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит   своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

   Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,  которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,    наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное  творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное  искусство должно найти большее отражение в содержании образования и    воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и    искусства.

    Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И  чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа,  тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Так как дошкольники очень эмоциональны, именно в таком возрасте можно через чувство восхищения русской народной культурой, природой родного края заронить искру любви к Родине. Воспитание в любви к природе, к своей необъятной и сильной стране – это важный шаг к формированию духовности, нравственных качеств у ребёнка.  Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства:   в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и  воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Потешки, сказки, народные песни,  удивительные узоры расшитых полотенец,  ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают  ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный  мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и  увлекательно.

    Ребенка нужно воспитывать так, чтобы он  понимал, что каждый человек, независимо от возраста  —  часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и  дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы   было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все  взаимосвязано. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Необходимо развивать потребность у ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной  деятельности (рисование, лепка, аппликация и т. д.)  и в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Воздействие на душу ребёнка, его чувства оказывается сильнее, если происходит в результате коллективной деятельности.

Главный вывод формулируется так: только систематическое  воздействие на детей,  при котором  русская  народная культура проникла бы в повседневную жизнь дошкольников,  сделает русскую народную культуру родной и близкой родителям и детям. Только вызвав положительные эмоции при знакомстве с русской народной культурой в результате  различной деятельности совместно с  детьми, нам удастся сформировать представление о том, что наша страна – Россия велика и красива, в ней живёт талантливый русский народ. А это повлияет на формирование нравственных чувств, вызовет чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.  

Таким образом, цель моей педагогической деятельности: «Создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к русской народной культуре».  

 Ведущей педагогической идеей деятельности является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

Этапы становления и распространения опыта:

  •  2008-2009 учебный год   – начало работы над темой «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре».
  •  Весна-лето 2009 года   – разработка программы творческого объединения по интересам  «Терем-теремок» (ознакомление дошкольников 5-6 лет с искусством деревянного зодчества).
  •  Сентябрь 2009 года – экспертиза программы «Терем-теремок» на экспертном Совете по изучению инновационной деятельности учреждений образования Собинского района  и признание программы авторской.
  •  2009-2010 учебный год  – апробация программы «Терем-теремок» в старшей группе;
  •  Декабрь 2009 года  – выступление на семинаре для руководителей ДОУ «Активные формы работы с кадрами» по теме «Развитие эмоциональности детей через приобщение к русской народной культуре и изобразительному искусству».  
  •  2010 год  – участие в VII областном конкурсе инновационных проектов и практических разработок «Пчёлка – 2010» «Качество дошкольного образования» в номинации «Система управления качеством дошкольного образования: система педагогов»  с творческой работой по приобщению детей к истокам русской культуры (призёр конкурса).
  •  2010 год  –   участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Статья «Программа детского объединения по интересам «Терем-теремок» опубликована в материалах Фестиваля на сайте, на компакт-диске и в сборнике тезисов в разделе «Работа с дошкольниками».
  •  Декабрь 2010 года  – выступление на мастер-классе для воспитателей ДОУ Собинского района Владимирской области по теме «Авторская программа детского творческого объединения по интересам «Терем-теремок»

(ознакомление детей 5-6 лет с искусством деревянного зодчества) (см. диск Приложение 3 Мастер-класс).

  •  Февраль 2011 года – участие в районном конкурсе  профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» на 2011-2012 учебный год, который проводился в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (победитель конкурса).
  • Март-май  2011 года – разработка и реализация проекта для детей подготовительной группы «Волшебное дерево».

  1. Теоретическая база опыта.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки), сколько желанием  использовать эти знания и умения в практической деятельности, жизненных ситуациях. Ребёнок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение когнитивные процессы – эмоции, – средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность.

Чувства человека и отдельные формы их переживания не представляют собой обособленной, замкнутой области психической жизни. Они постоянно изменяются, перестраиваются, переносятся с одного предмета на другой или устойчиво фиксируются на каких-то единственных объектах – в зависимости от того, что люди делают и думают.

Воспитывая ребёнка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

К. Д. Ушинский отмечал: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя».

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», писал А. В.  Запорожец. Только постепенное осознание ребёнком значимости поступков способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, испытывающим эмоциональный дискомфорт, а также умения действовать в интересах других, воздерживаться от эгоистических проявлений.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, потребности противостоять лжи и жестокости. Очень важно учить ребёнка с малых лет соразмерять собственные желания с интересами других.   Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. А. Сухомлинский.

Фортунатов Г. А. писал: « Особенно важно помнить, что у человека наряду с потребностями индивидуальными (т. е. в том, что нужно только для него лично) с раннего детства начинают развиваться потребности коллективные (т. е. в том, что требуется для того коллектива, членом которого является человек). Именно на основе этих коллективных потребностей возникают и развиваются высшие чувства – сложные внутренние отношения человеческой личности к другим людям, семье, товарищам, общественным классам, родине, человечеству. Из коллективных потребностей вырастают морально-политические, эстетические и другие оценки окружающей жизни у растущего и развивающегося человека, его интересы, наклонности, вкусы, убеждения, принципы, идеалы – то, что называется направленностью личности…

При воспитании чувств необходимо уметь создавать у детей новые потребности и запросы, заботясь о том, чтобы коллективные потребности становились для каждого ребёнка его собственными, укоренялись бы у него в личности. Важно, в частности, чтобы то, что ребёнок должен делать, он стремился делать, испытывая в этом настоятельную потребность и радуясь при её удовлетворении. Жизнь коллектива, её содержание, возможность разносторонней деятельности в общении с другими детьми и, особенно с воспитателем, играют решающую роль в воспитании лучших чувств ребёнка».6 

Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к природе, к родному городу и родной стране. Но перед воспитателем сразу встаёт вопрос: как, с помощью каких методов и приёмов  воспитатель сможет пробудить эту любовь в ребёнке?

Ответ на этот вопрос, по моему мнению, лежит в одной плоскости: необходимо в процессе приобщения  к русской народной культуре стремиться вызвать у детей интерес, эмоции радости, любования, восхищения, гордости. Лев Семёнович Выготский писал: «Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребёнка в ранг базовых основ личности, её «центрального звена» 7. Какие бы понятия мы ни формировали у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта,   –  однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

__________________

 6 Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии.// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.6.

7  Ежкова Н. С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента.// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8 – С.66.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно

и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не  навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Патриотическое воспитание включает в себя три компонента: содержательный, эмоционально-побудительный и деятельностный.

Содержательный

(представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

- Культура народа, его традиции, народное творчество;

- природа родного края и страны, деятельность человека в природе;

- история страны, отражённая в названиях улиц, памятниках;

- символика родного города и страны (герб, гимн, флаг).

- Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

- интерес к жизни родного города и страны;

- гордость за достижения своей страны;

- уважение к культуре и традициям народа, историческому прошлому;

- восхищение народным творчеством;

- любовь к родной природе, родному языку;

- уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное участие в труде.

- труд;

- игра;

- продуктивная деятельность;

- музыкальная деятельность;

- познавательная деятельность.

Общеизвестно, что дети обладают повышенной эмоциональностью. А это означает, что ценностно-ориентированный материал должен содержать эмоции; красота должна постигаться, прежде всего, через эстетические эмоции – наслаждение, восхищение, любование, а ценности «родина», «труд»  –  через нравственные эмоции: сострадание, любовь, гордость и т. д.  

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и XXI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Доказано, что воспитательный потенциал народной культуры и ее возможности выходят за пределы традиционного влияния на художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физическое развитие и открывают широкие перспективы использования обозначенного феномена социальных
отношений в становлении патриотизма в силу ее специфических особенностей: синкретичность (слитность, нерасчленённость), образность, эмоциональная и витагенная (жизненная) близость. Таким образом, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Также очень важно предоставить возможность  участия  родителей в процессе использования народной культуры в детском саду и семье (анкетирование, участие в выставках, конкурсах, тематических праздниках, организация экскурсий, проведение викторин, дней открытых дверей, круглого стола по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»).


  1. Новизна опыта.

Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:

- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают  русскую  народную культуру для ребят и родителей по-настоящему родной и близкой. Это, в свою очередь, приведет к осознанию своей причастности к духовному богатству русского народа, изменит психологический климат в группе, разовьет нравственные качества детей, активизирует познавательную активность детей и родителей, в итоге – повлияет на формирование любви к  Родине;  

- разработка авторской  программы  творческого объединения по интересам  «Терем-теремок» (ознакомление дошкольников 5-6 лет с искусством деревянного зодчества), которая является интегрированной. Распространение своего опыта на муниципальном уровне (мастер-класс для воспитателей, выступление перед руководителями ДОУ); региональном уровне – участие в VII областном конкурсе инновационных проектов и практических разработок «Пчёлка – 2010»;  всероссийском уровне (публикация на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»);

- создание банка дидактических материалов и игр.

  1. Адресная направленность опыта.

Полагаю, что опыт моей работы может быть использован воспитателями любого детского сада в любом населённом пункте, если педагог неравнодушен к русской народной культуре, прошлому нашего народа и его волнуют вопросы нравственного и патриотического воспитания. Предложенные формы работы позволяют «оживить» историю, наполнить жизнь ребёнка и его родителей значимыми  переживаниями, способствуют всестороннему развитию малышей и формированию в них «добрых чувств» (по А. С. Пушкину).

  1. Технология опыта.

Ориентиром для меня стала китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

После изучения  литературы по вопросу «Образование дошкольников с учётом эмоционального компонента» ведущей теоретической идеей  стала идея об очевидной связи эмоционального состояния, переживаемого ребёнком и формирующихся нравственных чувств. Александр Владимирович Запорожец писал: «В состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен подолгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, детально описывая плоды своего воображения, увлечённо мастерить, рисовать, играть и т. д… Без особого напряжения дошкольник запоминает событие со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, печаль, радость). Желание вновь пережить определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности… Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать), совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».8

Каким же образом вызвать у ребёнка такой эмоциональный подъём? Нужно начать с создания специально организованной пространственно-развивающей среды. Предметы окружают ребёнка всю его жизнь. Понятно, что знакомству с предметами нужно уделять большое внимание. Программа  Князевой  О. Л., Маханёвой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» подразумевает, что окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого русского народа.  Г. А. Фортунатов, великий русский психолог, специалист в области детской психологии и психологии эмоций писал: «Предмет, вызывающий определённое эмоциональное переживание, выделяется на фоне других, безразличных предметов и отражается в сознании человека ясно, чётко, детально, устойчиво, то есть привлекает к себе внимание… При этом особенное значение для длительного сосредоточения внимания ребёнка на воспринимаемых предметах, а также на представлениях и мыслях (в частности, вызываемых словами воспитателя) имеют переживания положительного отношения к предметам. Впечатления, окрашенные в положительные тона, нередко запоминаются ребёнком точно и прочно и легко вспоминаются впоследствии».9

___________________

 8 Ежкова Н. С. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания.// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С.62-63.

 9 Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии.// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.7.

 

Созданием в группе необходимой пространственно-развивающей среды, которая дала бы возможность детям приобщиться к русской народной культуре, мы занялись вместе с родителями. Поиск старинных предметов привёл к  созданию  в группе уголка по народному быту и искусству (в детском саду проводился конкурс по этой теме), который, по существу, является мини-музеем  предметов русского быта и декоративно-прикладного искусства. При организации взаимодействия с детьми руководствовались следующими условиями, которые предполагают создание интерактивного музея, то есть вовлекают детей в диалог с предметом:

  • формирование личностной мотивации, заинтересованности ребёнка. Личные особенности воспитателя, такие как: эмоциональность, увлечённость музейным делом, навыки общения с экскурсоводами позволили мне заинтересовать детей, заинтриговать «загадками» наших музейных экспонатов;
  • вторым условием являются слова известного итальянского психолога и педагога Марии Монтессори: «Не мешай ему (ребёнку) делать это самостоятельно».

Мы создали не музей, где хранятся экспонаты, которые нельзя трогать (первое правило настоящего академического музея!). Мы позволили детям самостоятельно исследовать функции предметов русского быта, играть с ними, подражая труду взрослых. Например, в спор о том, как правильно гладить бельё рубелём,  включились не только дети, родители, но и сотрудники детского сада. Версий было предложено множество. Наш мини-музей не выставочный, а функциональный. Считаю очень важным то, что дети видят предметы русского быта каждый день, соприкасаются с ними в своей деятельности; могут использовать их в своих играх. Ребята узнают о труде своих предков, об их непростой жизни; подражают труду.  

Картинки – это одно, а настоящие вещи – совсем другое. Дети впервые в своей жизни увидели, как выглядят предметы утвари, использовавшиеся в быту 100-200 лет назад: глиняные горшки, чугунный утюг, разогревавшийся на углях, рубель, веретено, детские игрушки, плотницкие инструменты, прялка.  

Также детей очень привлекает возможность участвовать в ролевых играх с музейными предметами, использовались элементы театрализации и костюмирование. Для самых активных ребят даже была устроена фотосессия. С какой радостью и гордостью дети показывали свои фотографии в русских народных костюмах и рассказывали, что они умеют делать.

Согласна с мнением настоятеля Свято-Казанского храма города Лакинска отца Виктора (Смирнова), который является организатором создания музея А. В. Суворова: «К картинам и книгам у детей нет такого доверия, как к вещественным воплощениям былых времён. … Вещи, которые в руках держали их прабабушки и прадедушки, производят гораздо большее впечатление на ребятишек, воспринимаются более эмоционально, пробуждают интерес к истории края. Только духовная преемственность и историческая память могут служить почвой, на которой взращивается чувство человеческого достоинства».

Таким образом, нам удалось сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него. Раскрывая функциональное и  символическое значения предмета, выявляя его роль в историко-культурном процессе, связь с сегодняшней жизнью мы сумели превратить вещи из «музейных экспонатов» в «живые объекты». В результате начали происходить изменения в сознании, в мироощущении детей. Так как дети растут, постоянно обновляется предметно-развивающая среда в группе, то ряд предметов позже мы передали в кабинет изобразительного искусства для общего пользования.

Также в группе собрано большое количество дидактических игр, которые составляют банк игр. В нём представлены настольно-печатные игры, куклы  и оборудование для театрализованной деятельности, такие как:

  • лото «Славянская семья», «Ремёсла Киевской Руси»;
  • разрезные картинки и паззлы с изображениями предметов русского народного декоративно-прикладного искусства и героев русских сказок;
  • домино «Дымковская игрушка»;
  • игровой набор «Русская изба»;
  • куклы би-ба-бо для театра по темам русских народных сказок;
  • наборы пальчикового и настольного театра «Репка», «Маша и медведь», «Козлята и волк», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка» и др.

Большой интерес детей вызывали выставки, регулярно проводимые в музыкальном зале нашего детского сада, одна из них –  «Скульптура малых форм». Народные игрушки радуют, развлекают ребёнка, обогащают его жизнь. На выставках мы рассматривали экспонаты, а потом «оживляли» их, придумывали сюжетные игры, рисовали и лепили по мотивам.

Понравились ребятам и  выставки «Хохлома», «Гжель», «Чайники и чашечки», «Куклы», «Дерево в нашей жизни».  Любые изделия народного творчества близки по своей природе творчеству ребёнка такими качествами, как простота, завершённость формы, обобщённость образа; они близки восприятию ребёнка, понятны ему. Само же народное искусство празднично, оптимистично, является детским в своей основе – то есть, обладает неповторимой непосредственностью и жизнерадостностью, огромным душевным богатством, душевной щедростью.

Самым увлекательным для детей моментом при знакомстве с русской народной культурой были  экскурсии по разнообразной тематике, в том числе неоднократно в «русскую избу», по улицам города, в кабинет художника, в музей А. В. Суворова при Свято-Казанском храме города Лакинска. Экскурсии всегда интересны детям: они расширяют границы познания, создают особое эмоциональное настроение, вызывают чувство сопричастности с чем-то необычным; позволяют увидеть много нового. Мы подробно познакомились с внутренним убранством русской избы, с некоторыми придомовыми постройками, колодцем.  Особенно много радости вызвала у детей экскурсия, когда всем разрешили посидеть на русской печи, а потом угостили картошкой в «мундире», сваренной в чугунке. Впечатлениями от экскурсий дети делятся с родителями, любят  рассматривать фотографии, сделанные во время экскурсий, причём возвращались к просмотру неоднократно. Создаётся впечатление, что, как при чтении любимой сказки: чем больше читаешь и рассматриваешь картинки, тем интереснее.

Одним из направлений работы стало разучивание русских народных игр. К сожалению, из жизни современных детей совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости?  Теряется преемственность поколений, обедняется жизнь детей. Но в наших силах хотя бы в детском саду вернуть детям радость активной игры. Народные игры развивают ловкость, гибкость, моторику; воспитывают навыки общения, коллективизм; вызывают активность мысли и совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение. Игры способствуют не только развитию эмоциональной сферы детей, но и коррекции эмоций.

К. Д Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают, определённые правила помогают воспитывать целеустремлённость. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза – выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т. д.). Задача взрослого – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Нравственны качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.

Использовались всем известные подвижные народные игры: «Ловишки», «Жмурки», «Бояре», « Горелки»,  народные подвижные игры Владимирского региона и игры-драматизации «Как на тоненький ледок», «Ворон», «В тёмном лесе». Последние игры особенно привлекали детей, так как они давали возможность нарядиться в красивый костюм и выступить в главной роли.  От желающих не было отбою.

В результате проделанной работы, русская народная культура стала неотъемлемой частью жизни группы, изменился микроклимат в группе: дети стали дружелюбнее друг к другу, исчезли проявления агрессии, стали активнее взаимодействовать, научились играть сообща, распределять роли в играх. Ребята  проявляли неподдельный интерес к русской народной культуре, любили рассказывать о том, что узнали, показывать, чему научились, с удовольствием играли в русские народные игры. Но дошкольники нуждаются в новых впечатлениях, интерес необходимо постоянно поддерживать.   Положительные результаты использованных форм и методов вызвали необходимость привести их в определенную систему, результатом чего стала программа детского творческого объединения по интересам  «Терем-теремок» (ознакомление дошкольников 5-6 лет с искусством деревянного зодчества), разработанная в 2009 году.  В программе Князевой О. Л., Маханёвой М. Д. по приобщению детей к русской народной культуре вопросам архитектуры не уделяется достаточного внимания (см. диск  Приложение 1  Программа «Терем-теремок»).  

Темой детского творческого объединения стало деревянное зодчество ещё и потому,  что постоянный интерес у детей в группе вызывало конструирование. Одними из любимых тем для конструирования были темы «Дом», «Теремок». Дети увлечённо занимались на занятиях, неоднократно возвращались к этим темам, придумывали сюжетные игры с разными персонажами.  Все вышеуказанные причины, а также личный интерес и возможности нашего небольшого города и привели меня к необходимости  разработать программу детского творческого объединения по интересам.  Отмечу, что задача была непростая, так как сама тема «Деревянное зодчество», её понятийный аппарат сложны для восприятия детей. Может быть, по этой причине вопросам архитектуры и не уделяется внимание в программах  детских творческих объединений. В своей программе пришлось ограничиться минимумом теоретических знаний, основными архитектурными элементами, доступными для детей 5-6 лет, особое внимание уделяется теме «Лес. Дерево», что близко детям.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей к одному из видов национального искусства – деревянному зодчеству, развитии интереса к культуре родного народа.  

Цели и  задачи программы реализуются в разных видах деятельности, причём надо отметить, что технология опыта развивается в рамках предложенной схемы. Это позволяет говорить о соблюдении принципа преемственности в работе.

  • В рамках реализации программы основное внимание уделялось активной познавательной деятельности детей совместно с родителями: обязательными являлись экскурсии, целевые прогулки, для проведения которых привлекались родители. Также предусматривалась организация работы с родителями по проблеме народного творчества (анкетирование, лекции, беседы, совместные творческие работы с детьми и участие в выставках).
  • Так как понятийный аппарат такого вида искусства, как архитектура, сложен для восприятия детей 5-6 лет, программа дополнена русскими народными играми в соответствии с темами занятий, например: при знакомстве с хозяйственными постройками (овин, гумно) разучивается старинная русская игра «Копны», при знакомстве с мельницей – игра с движением на основе прибаутки «Долгоногий журавель на мельницу ездил» и т. д.
  • Для закрепления представлений о деревянном зодчестве  включена деятельность по лепке, рисованию,  конструированию из бумаги.
  • Для обогащения словарного запаса детей, развития речи занятия дополнены загадками, пословицами, поговорками. Использовались и такие формы работы, как драматизация сказок.

Таким образом,  программа является интегрированной и ориентирована на работу с семьёй.  Программа  рассчитана на детей с высоким уровнем познавательной активности, тех, которые смогут рассказать остальным о том, что узнали, смогут поделиться приёмами работы и научат новым играм, загадкам и т. д.

Мною разработаны формы и методы проверки знаний и умений детей, а также критерии оценки разных уровней усвоения программы. Результативность работы детского творческого объединения по интересам «Терем-теремок»  в старшей группе за 2009-2010 учебный год представлена в мониторинге.

Уже указывалось на важность систематической работы с детьми по патриотическому воспитанию. Поэтому в 2010-2011 учебном году в подготовительной группе был реализован проект по экологии «Волшебное дерево», где  внимание уделялось деятельностному компоненту патриотического воспитания (см. диск Приложение 2 Проект «Волшебное дерево»). Проект явился логичным завершением работы по патриотическому воспитанию дошкольников, где главным объектом исследования осталось дерево. Но изучалось дерево в более широком значении этого слова. Воспитательными задачами проекта были:

  • формирование активной, действенной позиции ребёнка по отношению к природе;
  • развитие  желания помогать ближнему, самостоятельно преобразовывать, беречь и охранять природу.

При реализации проекта ребята нашей группы участвовали в благоустройстве детского сада, оказывали посильную помощь малышам: готовили концерты для них, изготавливали подарки. Принимали участие в организации выставки «Дерево в нашей жизни» и самостоятельно проводили экскурсии для детей младших групп и родителей. Дети учились принимать коллективные решения, работать в группе.

Результаты работы по проекту см. в Результативности  «Из отзывов родителей».

Так как для формирования у детей представления  обо всех многообразных сторонах русской народной культуры предложенных форм работы недостаточно, вместе с детьми мы  оформили  творческие тематические альбомы «Сказки», «Народное искусство», «Русский костюм», фотоальбомы «Приобщение детей к русской народной культуре», «Терем-теремок», «Волшебное дерево», которые составили банк дидактических материалов на бумажных и электронных носителях, доступный для использования любым воспитателем. Ребята любят рассматривать эти материалы, сочинять различные истории, играть в «школу», в «экскурсовода».

Схема «Технология опыта»

Думаю, мой опыт по проблеме воспитания патриотизма у дошкольников средствами русской народной культуры выражает такая мысль: развитие чувства любви к родной стране, её природе представляет собой результат ряда отдельных, эмоционально окрашенных впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства, экскурсий, игр, продуктивной деятельности, связанной с народным искусством; от созерцания пейзажей родной природы пережитых вместе с другими людьми  –  родителями, воспитателями, товарищами. Затем «эти переживания образуют устойчивые чувства (в частности, чувство долга, моральной справедливости, доброжелательства к товарищам, любви к родине, уважения к труду, доверия к воспитателям и др.). Чувства становятся в этом случае моральными качествами формирующегося человека, основой его вкусов, наклонностей, интересов, оценок, принципов, идеалов».10

Конечно, приобщение дошкольников к русской народной культуре является только одной из форм работы, которая способствует патриотическому воспитанию детей. Параллельно мы знакомились с атрибутами и символами России,  с ближайшим окружением ребёнка. Не забыли и о нашем знаменитом полководце А. В. Суворове, который в течение двух лет жил в селе Ундол – сделали фотовыставку после посещения музея А. В. Суворова. Дети помогали в оформлении патриотического уголка, приносили книги и фотографии, иллюстрирующие военную тематику (Битва на Куликовском поле, Бородинская битва, участие родственников в Великой Отечественной войне и других военных действиях). Мы помогали ребятам осознать свои права и обязанности как члена семьи и члена детского коллектива в группе детского сада, а также как жителя города, гражданина России, чему помогало знакомство с достопримечательностями города, его памятниками. Но ознакомление с русской народной культурой – это первые шаги на длинной дороге становления личности человека, любящего свою Родину и свой народ. Думаю, нам удалось сделать начало этого пути интересным и значимым для детей.

10  Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии.// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций.  В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Результативность опыта по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

На результативность моего опыта по патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре оказывают влияние следующие факторы:Ø пространственно-развивающая среда в группе...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. Современные дети мало знают о родном городе...