Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
материал
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре ».
(музыкального руководителя Н.В.Трифонова)
Выбор темы связан с целью глубже, познакомиться, с методами, приёмами и способами воспитания патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.
Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Цель воспитания патриотизма у дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.
Но как все это привить детям дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу, которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов, отобрать тематический аудио и нотный материал, где всё это я использовала через приобщение к русской народной культуре через праздники и развлечения.
Мной были изучены книги:
- Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
- Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
- Е.К.Ривина «Государственная символика России».
- Парциальная программа Князевой и Маханевой «Приобщение к русской народной культуре».
- Ю.Васильев. «Рассказы о русских народных инструментах» Москва 1986г.
Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№2
- Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№3
- Журнал «Музыкальный руководитель». 2005 г.№5
Создана музыкальная копилка:
*Звуки народных музыкальных инструментов.
*Жанры народной музыки.
*Фрагменты народной музыки.
*Сборник военных песен.
*Сборник детских песен отечественных композиторов.
Печатный музыкально – дидактический материал по музыкальным инструментам.
Оформлялся музыкальный уголок для родителей по теме проведенных мероприятий в течение года.
Работа по самообразованию в данном направлении рассчитана на один учебный год.
Для внедрения полученного опыта в музыкально-педагогическую деятельность по воспитанию патриотизма у дошкольников были привлечены дети, педагоги и родители:
Месяц | С детьми | С педагогами | С родителями |
сентябрь | Диагностика на начало учебного года. | Составление перспективного плана. | Родительское собрание. |
октябрь | Концерт в ДК «Юность» ко дню села с детьми подготовительной группы. | Принять участие в семинаре - работе методических объединений в РЦ «Совместная работа детей и родителей». | Осенние праздники во всех возрастных группах. |
ноябрь | Просмотр развивающей песенки С.Поради «Петя – петушок». | Праздник «День матери». | Консультация по теме: «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников на музыкальных занятиях». |
декабрь | Развивающие музыкальные игры с детьми. «Детский оркестр». | Доклад «Обучение детей младшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах». | Мастер – класс для родителей «Игры - шумелки». |
январь | Развлечение «Раз в Крещенский вечерок». | Игры - забавы | «Вечерние посиделки» детей и родителей. |
февраль | Пение песен об Армии. | Просмотр фильма - презентации «Защитники Отечества».
| Встреча с Афганцами «Память в сердцах». |
март | Проект: «Играй гармонь, на сердце - радость!» | «Душа русского народа - баян». | «Встреча с аккордеоном». |
апрель | Просмотр презентации «Павлопосадский платок». | Разучивание с родителями танца с павлопосадскими платками. | «Фольклорный праздник русского платка». |
май | 1 - Диагностика на конец учебного года. 2 – Встреча с Шуниной Н.Е. | Экскурсия к Обелиску в п.г.т. Балашейка ДК «Юность» | Высаживание цветов в клумбы у Обелиска погибших односельчан в парке ДК «Юность». |
Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе побудило меня включить в план по самообразованию осенние праздники и развлечения. Здесь дети узнают многое о природе, осенних приметах, пословицах и поговорках, о лесе, их обитателях и растительности. Праздники провели во всех возрастных группах.
Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на всех языках всех народов. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого и дорогого единственного человека. Через праздники посвящённые Дню матери я приобщаю их уважать и любить свою маму, гордиться ею, воспевать её в песнях, знать пословицы и поговорки о маме и вместе с мамой участвовать в семейных номерах на детском празднике «День матери».
Святые вечера или как их ещё называют Святки – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого крещения. В эти святочные вечера дети водили хороводы, пели веселые песни, играли в народные игры, колядовали и гадали. Дети гадали на горшочках. Всем не терпелось узнать, что там в горшочках? А там полотенце, булка, колечко, лента, пуговица. И у каждого своё предназначение.
На весёлом празднике появляется Баба – Яга. Она попросила детей тоже погадать, заглянула в горшочек. Достала из него веточку, и дети подарили ей новое помело. В благодарность за подарок Баба – Яга провела с детьми зажигательные игры с помелом. Затем были игры с валенками. Мальчики надевали валенки на руки и на четвереньках бегали наперегонки. А девочки играли в игру « Кто дальше кинет валенок». С помощью игр дети познакомились с традициями и обычаями русского народа. Праздник произвёл на детей незабываемые впечатления. Он получился веселым и зрелищным. Участвуя в подобных мероприятиях, дошкольники приобщаются к русской народной культуре и её традициям.
Особое место в рамах нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Это тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершить подвиги во имя Родины – вызывает у детей уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. В этом году праздник «День Защитника Отечества» прошёл у нас не так как обычно. Я использовала новую форму проведения праздника « Конкурс - смотр строя и песни» где участвовали дети старшей и подготовительной к школе группы. У каждой команды были свои эмблемы, девиз, речёвка. Команды детей соревновались между собою в построении, выполняя всякие команды направо и налево, кругом. Пели строевую песню, соревновались на быстроту и ловкость в играх желание быть смелыми и сильными защитниками нашей Родины.
Встреча с ветераном Афганской войны Дрыжиковым Николаем Викторовичем прошла у нас в музыкальном зале для детей старшего дошкольного возраста. Он доходчего рассказал детям о войне, где исполнял свой интернациональный долг. Дети задавали ему вопросы, а он отвечал на них. Детям было интересно, что он делал в далёкой стране? Какие обязанности выполнял, и было ли у него оружие. Какая военная техника была в то время?
Самое главное из рассказа ветерана дети узнали, чтобы завтра это страшная война не повторилась, дети должны знать о ней сегодня. Дети в знак благодарности исполнили ему песни, стихи, станцевали танец.
Праздник 8 марта связан с именем мама. Для ребёнка – дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. В этот праздник дети посвящают своим мамам концерты, театрализованную деятельность, как например спектакль« Муха Цокотуха», который продемонстрировали нам дети подготовительной группы. Родители - мамы играли в игру «Цветик – семицветик», где отрывали лепесточки с желаниями, а дети играли в игру «весёлая шляпа», где воспитатель по мелодии угадывала мысли детей и их желания. В конце праздника дети танцевали танец вместе с мамами.
Одним из самых ярких фольклорных праздников является праздник «Русского платка». Через презентацию познакомила детей с историей создания русского платка, уважительному отношению - как символу национального наряда. На ярмарочном празднике дети читали стихи о платках, пели песни о русских умельцах, мамы исполнили танец с платками. Весёлые скоморохи, веселили детей на протяжении всего праздника, играли с ними в игры, танцевали с ложками, водили хороводы.
Этот праздник воспитывает в детях уважение к платку, как историческому достоянию России.
В этом году я начала использовать в своей работе «Встречи в музыкальной гостиной». В рамках «музыкальной гостиной» я организовала три мероприятия, которые провела в течение учебного года с дошкольниками по воспитанию и по ознакомлению их с такими забытыми музыкальными инструментами как гармонь, баян и аккордеон, где были, привлечены родители. В первую очередь мы создали выставку из музыкальных инструментов гармони, баяна и аккордеона. В этом участвовали родители, воспитатели и просто случайные люди узнавшие, что нам на выставку нужны музыкальные инструменты. Дети могли посетить эту выставку, и познакомиться с музыкальными инструментами. Пригласили гостей, людей умеющих играть на этих музыкальных инструментах, чтобы дети воотчею увидели и услышали звук этих инструментов.
Первым гостем в СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка в нашей музыкальной гостиной под названием «Гармонь звучит, на сердце – радость!» был приглашён гармонист Щёжин Николай Сергеевич, дедушка нашего воспитанника Щёжина Ивана, где дети познакомились с музыкальным инструментом гармошкой. С помощью презентации я рассказала об истории создания гармони, как появился этот музыкальный инструмент на Руси, на слайдах дети познакомились с различными видами музыкальных гармошек: это тульские, саратовские, вятские, вологодские, познакомились с маленькими гармошками (такими, что они помещались в кармане), которые делали в Череповце. Их прозвали черепашками.
Была организована выставка из музыкальных инструментов, где были представлены различные виды гармоней. На выставке дети узнали, что гармони бывают разного размера, бывают рояльные гармошки, гармошки-двухрядки, гармошки с зеркалами, с колокольчиками, которые не только играют, но и звенят.
Дети приняли активное участие в мероприятии: рассказывали стихи о гармони, играли в игру «Передай гармошку», с удовольствием выходили с ней в круг и танцевали, пели под гармонь задорные частушки. В исполнении Николая Сергеевича прозвучала песня: «Эх, разыграйся гармонь моя!», «Деревня моя», «Тонкая рябина». И в заключение праздника прозвучала песня «Как здорово, что здесь мы все сегодня собрались» в исполнении Николая Сергеевича и его внука Ивана, воспитанника нашего детского сада. Зал же дружно подпевал всеми любимые песни.
Русская гармонь объединила нас всех в «Музыкальной гостиной» и подарила музыку, которую создал наш талантливый народ!
На втором мероприятии «Душа русского народа» состоялась встреча с нашим местным баянистом Дорофеевым Николаем Ивановичем дедушкой нашей воспитаннице Дорофеевой Вареньки, создателем вокальной группы «Рябинушка» ветераны труженики тыла нашего поселения п.г.т.Балашейка. В их исполнении прозвучала песня «Песня про Балашейку», которую сочинила одна из вокалистов группы «Рябинушка» местная поэтесса Русланова Мария Семёновна. В ходе беседы дошкольники узнали историю создания баяна, что Родина гармони и баяна – город Тула. И баян является продолжателем гармони. В честь легендарного Бояна, древне - русского певца-сказителя, создатели этого замечательного инструмента и назвали его – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить).
В исполнении вокальной группы «Рябинушка» прозвучали всеми известные русские народные песни. Вместе с детьми исполнили любимую всеми песню «Катюша», а под исполнение вокальной группой песни «Зорька алая» дети с удовольствием водили хоровод. А в заключение мероприятия прозвучала «Песня о России».
И на последней встрече «В гостях у аккордеона» в музыкальной гостиной дети познакомились с музыкальным инструментом – аккордеоном, прототипом которого была рояльная гармошка, что аккордеон считается самым молодым инструментом по сравнению с гармонью и баяном, и на нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные музыкальные произведения. Так же дети узнали, что в Великую Отечественную войну на аккордеоне любили играть наши советские солдаты, аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках.
На аккордеоне прозвучали русские плясовые мелодии «Барыня», «Ах, вы, сени, мои сени», а дети спели под аккордеон русские народные песни «А я по лугу», «Во кузнице», известную всем песню «В землянке», водили хоровод «Ах, ты, береза».
Аккордеон стал одним из любимых и распространенных в быту музыкальных инструментов, а в наше время – ярким концертным инструментом. На показе видеофрагментов дети увидели выступления лучших исполнителей – аккордеонистов Виктора Кофтуна и Петра Дранга.
Эти встречи в музыкальной гостиной научили детей различать музыкальные инструменты по внешнему виду, и их звучанию. Они с удовольствием распевают русские народные песни, весёлые частушки о гармошке, а главное подружились два поколения детей и взрослых объединённые одной целью любви к народным инструментам. Такая вот современная форма как «Встречи в музыкальной гостиной» помогла организовать взаимодействие между педагогами и родителями в культурно – досуговой деятельности дошкольников, помогает решать вопросы музыкального развития и приобщения к русской народной культуре детей в детском саду.
В преддверии праздника 9 мая к нам в СП детский сад была приглашена ветеран, труженик тыла Шунина Нина Евсеевна. Она рассказала детям о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годах. Как они тяжело жили, голодовали во время войны. Помогали военным красноармейцам, вечерами вязали носки, собирали посылки и отправляли на фронт. Бегали в госпиталь к раненым бойцам, помогали им писать домой письма. Работали в колхозе на поле, собирали урожай картофеля всё для фронта – всё для победы. Дети пригласили её на праздник 9 мая. После праздника дети вместе с приглашёнными гостями отправились к Обелиску возложить цветы в память о погибших в боях односельчанам.
Праздник продолжили 9 мая в посёлке почтили память героев, павших в боях за Родину. Сотрудники и дети детского сада прошли с бессмертным полком к обелиску Славы, где состоялся митинг. После митинга были приглашены на праздничный концерт. В нём приняли участие воспитанники старшей группы и педагоги нашего детского сада. Дети прочитали стихи, спели песни о войне, «Герои – солдаты», «Идут ветераны», в исполнении девочек прозвучала песня «я тоже хочу служить Родине». Принимая эстафету от воспитанников, на сцену вышли педагоги ДОУ, которые задорно исполнили песню «Женщины в погонах», а затем в их исполнении прозвучала лирическая песня «Весна».
Таким образом, самообразование помогает мне накапливать опыт и
знания для воспитания патриотизма дошкольников через приобщение, к русской народной культуре гордясь при этом своей родиной Россией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Дошкольному детству принадлежит основополагающая роль в развитии духовности ребёнка, освоении социо - культурных норм и национальных культурных традиций. В современной жизни мы все меньше ...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Считаю, что новизна моего опыта заключается в следующем:- использование интерактивных форм, методов и приемов, которые сделают русскую народную культуру для ребят и родителей по-настоящему...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к их народной культуре
Участие в семинаре...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре
Актуальность: В настоящее время можно с радостью отметить рост ...

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...