Программа "Души прекрасные мотивы"
методическая разработка на тему
Новизна программы обусловлена направленностью на воспитание в каждом ребенке гражданских и патриотических чувств, формированием социальной и коммуникативной компетенции детей в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»; познавательной компетенции в образовательной области «Познавательное развитие»; речевой компетенции в образовательной области «Речевое развитие»; эстетической компетенции в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»; эстетической культуры и компетенции здоровье сбережения в образовательной области «Физическое развитие» и культуры здоровья: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, духовного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12 СТАНИЦА ДОЛЖАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
ПРОГРАММА
по духовно – нравственному воспитанию
«Души прекрасные мотивы»
Разработчики:
Шуляк Н. В., старший воспитатель
Жеребцова И. П., воспитатель
Силаева Т.В., воспитатель
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
Цель программы | 4 | |
Ценностные ориентиры | 4 | |
Принципы | 5 | |
Задачи программы | 6 | |
1.2. | Ожидаемые результаты | 6 |
2. | Содержательный раздел | 7 |
2.1. | Структура программы | 7 |
2.2. | Методы | 8 |
2.3. | Формы работы | 8 |
2.4. | Содержание программы | 9 |
2.5. | Техника безопасности | 12 |
3. | Организационный раздел. | 14 |
3.1. | Приложение №1 к разделу «Люби и знай родной свой край» | 14 |
3.2. | Приложение №2 к разделу «Казачьему роду - нет переводу» | 42 |
3.3. | Приложение №3 к разделу «О Кубани и умельцах на весь мир молва идет» | 46 |
3.4. | Приложение №4 к разделу «Кубань - край сильных и здоровых» | 55 |
3.5. | Приложение №5 к разделу «Совместная деятельность ДОО и семьи» | 58 |
3.6. | Приложение №6. Дидактические игры для детей с духовно – нравственным содержанием | 64 |
3.7. | Приложение №7. Диагностический инструментарий | 71 |
4. | Методическое обеспечение | 72 |
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Душа ребенка – чистая слеза,
В ней и тепло, и свет, и откровенье,
а искренность, доверчивость в глазах
и ожиданье доброго общенья.
Но чтобы душу детскую понять,
при этом не поранить, не обидеть.
Как много сил нам надо отдавать,
и чутким быть, и многое предвидеть.
Кристина Нескоромнова.
У народа, который не помнит своего наследия, культуры, традиций, не знает духовности – нет у этого народа будущего. Главная задача – развить у детей духовные начала. Нет готовых рецептов воспитания, но мы взрослые, обязаны напитать душу ребенка красотой, а именно красивыми мыслями, красивыми поступками, добрыми и мудрыми, милосердными. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Без духовности, заложенной нашими отцами и дедами своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Внести в жизнь ребенка духовные и нравственные ценности: закон семьи, православные заповеди, заповеди казачества – уважай старших, проявляй заботу о младших, люби Родину, как мать родную, умей за нее постоять, обязаны научить пользоваться ними, помочь детям приобрести жизненный опыт.
Миссия программы в обеспечении творческого восхождения личности ребенка, в охране гармонии и экологии детства.
Новизна программы обусловлена направленностью на воспитание в каждом ребенке гражданских и патриотических чувств, формированием социальной и коммуникативной компетенции детей в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»; познавательной компетенции в образовательной области «Познавательное развитие»; речевой компетенции в образовательной области «Речевое развитие»; эстетической компетенции в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»; эстетической культуры и компетенции здоровье сбережения в образовательной области «Физическое развитие» и культуры здоровья: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, духовного.
К пяти годам ребенок начинает активно познавать окружающий мир, мир чувств и отношений. В этот период у него формируются личностные качества, элементарные проявления нравственного сознания, представления о доброжелательности, справедливости, щедрости, трудолюбии. Но все эти проявления необходимо закреплять, развивать, воспитывать. Важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовную здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.
Этим обусловлена актуальность программы, она рассчитана на два года обучения: 5-6 лет и 6-7лет.
Цель программы: способствовать развитию, становлению и воспитанию благородного человека с активной гражданской позицией в рамках духовно – нравственного воспитания, приобщения детей к духовным ценностям.
Программа ориентирована на формирование и воспитание:
- гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- нравственности и этического сознания;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания
согласуются с традиционными источниками нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, гендерное воспитание);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Осуществляется на основе следующих принципов:
- охрана жизни и здоровья детей;
- наглядности, открытости и доступности;
- игра – ведущий вид деятельности, непрерывное развитие каждого ребенка, создает условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности;
- целостности картины мира, отбор такого содержания образования, которое обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями, учет межпредметных связей, интегрирование современных образовательных технологий;
- учет индивидуальных возможностей и способностей ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех воспитанников, участников образовательного процесса (ФГОС);
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности: образовательную, самостоятельную, совместную, общественно полезную;
- социальная востребованность воспитания и развития – соединение с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора, применяя свой элементарный опыт.
Задачи программы.
Образовательные:
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
– изучение традиций, обычаев России и кубанских казаков;
– изучение и сохранение исторического и культурного наследия казачества Кубани;
– приобщение детей к культурным, нравственным и духовным ценностям страны; края, района, станицы;
- создание условий для восприятия целостной картины мира.
- привитие трудовых навыков, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Развивающие:
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
- активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
- формирование морально–нравственную позицию личности, умение справедливо оценивать совершаемые поступки;
- формирование устойчивой мотивации потребности к ЗОЖ, укрепление воли и выносливости;
- развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения, умение выражать чувства, обогащать словарный запас.
- развитие нравственного сознания;
- развитие эмоционально-волевой сферы личности;
- развитие интеллектуальных способностей детей.
Воспитательные:
– воспитание осознанной гордости за Россию, Кубань, свой народ; пробуждение таких чувств как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность;
– формирование таких черт характера как милосердие, справедливость, доброта, честность, трудолюбие;
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, сохранение традиций;
- содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимопомощи).
1.2. В процессе реализации программы возможно достижение следующих результатов:
1).Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2).Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3).Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4).Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5).Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6).Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников детского сада , относятся:
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей воспитанника.
2.Содержательный раздел.
2.1.Структура программы.
1.Раздел «Люби и знай родной свой край». Приоритетная образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
2.Раздел «Казачьему роду нет переводу». Приоритетная образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
3.Раздел «О Кубани и умельцах на весь мир молва идет». Приоритетная образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
4.Раздел «Кубань – край сильных и здоровых». Приоритетная образовательная область «Физическое развитие».
5.Раздел «Край родной – цвети и процветай». Приоритетная образовательная область «Речевое развитие».
6.Раздел «Совместная деятельность ДОО и семьи».
2.2.Методы используемые в реализации программы.
Словесный: чтение литературных произведений воспитателем; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок;
разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтение литературных произведений родителями.
Наглядный метод: экскурсии в картинную галерею; наблюдения; рассматривание наглядного материала; показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
экскурсии по станице, целевые прогулки; моделирование сказок.
Практический метод: продуктивная деятельность, проектная деятельность, строительные игры, дидактические, подвижные, малоподвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые, сюжетно - дидактические; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; экскурсии различной направленности; совместные мероприятия с родителями.
При сохранении и формировании физического здоровья детей применяются методы: релаксационные упражнения; оздоровительные игры; аутотренинги; психогимнастики; пальчиковая гимнастика и т.д.
При формировании эмоциональных процессов у детей используются развивающие игры; упражнения; этюды; мини-конкурсы; беседы, ситуативные беседы; импровизации; придумывание историй, рассказы детей из личного опыта, из опыта наблюдений и т.д.
Интеллектуальное здоровье включает в себя совершенствование памяти, внимания, творческих способностей, воображение у детей во время: коррекционно - развивающих игр; чтения художественных произведений; упражнений, наблюдений, экскурсий, прогулок.
Социальное здоровье несет в себе развитие у детей навыков общения, формировать оценивание, которое направлено на анализ собственного поведения и окружающих при помощи: бесед, обсуждений, сюжетных игр; дискуссий; моделирования и анализа заданных ситуаций.
Духовное здоровье детей направлено на формирование, сохранение и развитие морали: ролевые упражнения; коррекционно - развивающие игры; беседы; драматизация; чтение художественных произведений; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; упражнения - этюды; мини-конкурсы, викторины.
Дидактические средства.
Традиции и обряды народных праздников и быта россиян и казаков. Былины, сказки, пословицы, песни (фольклор); народные игрушки; предметы быта и декоративно-прикладного искусства; книги, энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература, литература «по страницам истории»; фотографии; карты, глобус; репродукции, иллюстрации; схемы, модели, символы; видео и аудио продукция, инновационные технологии.
2.3.Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;
- цикл занятий под названием «Уроки нравственности», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, Яблочный спас);
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы ;
- экскурсии в храм с целью ознакомления;
- экскурсии на природу;
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
Содержание программы.
1.Раздел «Люби и знай родной свой край». Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
2.Раздел «Казачьему роду нет переводу». Приоритетная образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Реализация проекта «Моя родословная».
Содержание совместной деятельности детей и взрослого:
- обсуждение ситуаций;
- игры социальной направленности, например: «Я умею, я не умею, я хочу научиться», «Хорошо – плохо», «Так можно – так нельзя», «Если бы я был бы волшебником…», «Если бы я был бы губернатором…», «Когда я вырасту…», «Меня любят, потому что я…», «Со мной дружат, потому что я…», «Звонок бабушке», «Звонок другу»;
- обсуждение пословиц;
- чтение художественной литературы по темам: «Учимся быть добрыми. Добро и зло», «Учимся говорить правду. Правда и ложь», «Учимся быть послушными. Послушание и упрямство», «Учимся быть добрыми. Дружба и вражда», «Учимся прощать. Прощение и обида», «Милосердие и жестокость», «Щедрость и жадность», «Учимся трудолюбию. Трудолюбие и лень».
3.Раздел «О Кубани и умельцах на весь мир молва идет». Приоритетная образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Приложение №3.
Реализация проекта «Бабушкин сундучок».
Встречи с деятелями культуры: супругами Бобошко Н. И. и Т.В.
Знакомство с творчеством Кубанского хора.
Знакомство с народными промыслами.
Плоскостное моделирование.
Конструктивная деятельность.
4.Раздел «Кубань – край сильных и здоровых». Приоритетная образовательная область «Физическое развитие». Приложение№4.
5.Раздел «Край родной – цвети и процветай». Приоритетная образовательная область «Речевое развитие».
Программное содержание:
Знакомство с творчеством кубанских авторов: Ткаченко Ефросиния,Кронид Александрович Обойщиков, Сергей Никанорович Хохлов, Иван Фёдорович Варавва, Виктор Стефанович Подкопаев, Виталий Борисович Бакалдин, Татьяна Голуб, Владимир Нестеренко, Анжелика Соголова – Антонова…
Познакомить со стихами, рассказами.
Расширить знания по теме: «Писатели и поэты о Кубани».
Воспитывать любовь к природе, трудолюбие, уважение и заботу к младшим и старшим, через произведения кубанских поэтов.
Способствовать развитию познавательных способностей и любознательности детей.
Поддерживать проявление творческой инициативы, развивать актерские способности в инсценировках. Побуждать к сочинительству в процессе знакомства с поэзией, к сочинительству сказок.
6.Раздел. Совместная деятельность ДОО и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Приложение№5. Календарь традиционных дел и праздников.
Задачи.
1.Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
2.Совершенствования межличностных отношений педагогов, воспитанников и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.
3.Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности, активизации деятельности родительских комитетов.
Предусмотрены такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары с использованием ИКТ);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, всеобучи, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли;
- совместное посещение богослужений и прогулки по Свято – Троицкому храму, по согласию;
- совместная трудовая деятельность, субботники, озеленение, подготовка к ЛОП и началу учебного года.
2.5.Техника безопасности.
Контроль педагога техники безопасности заключается в следующем:
– ежемесячное проведение бесед о правилах поведения в групповом помещении, спортивном зале и на прогулке;
-проведение бесед по технике безопасности при работе с ножницами, карандашами.
Весь инструктаж по технике безопасности регистрируется в журнале.
3. Организационный раздел.
3.1. Приложение№1.
Планирование по патриотическому воспитанию в старшей группе и подготовительной группе.
ВИКТОРИНА «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ».
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе. Тема: Путешествие по страницам истории «Урок Победы».
Организованная образовательная деятельность. Тема: «Знает весь свет – тверже русских нет».
3.2.Приложение№2.
ПРОЕКТ « РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ».
3.3. Приложение№3.
Проект "Бабушкин сундучок"
Организованная образовательная деятельность. Тема: О Кубани и умельцах на весь мир молва идет.
3.4. Приложение№4.
Календарь традиционных дел и праздников.
Дата | Мероприятия | Группа |
26.09.2014 г. | Праздничный концерт «Вечер с любовью к своей профессии» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
16.10.2014 г. 23.10.2014 г. | Осенний праздник «Осень» Фольклорный праздник «День Урожая» (с казаками) | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
28.11.2014 г. | Праздничный концерт «День матери» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
с 29.12.2014 по 31.12.2014 г. | Музыкально-литературный праздник «Новый год» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
19.02.2015 г. 20.02.2015 г. | Праздник «День Защитника Отечества» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
05.03.2015 г. 06.03.2015 г. | Музыкально-литературный праздник «Мамин праздник» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
24.04.2015 г. | Благотворительный концерт «Дадим детству состояться» | Старшая группа компенсирующей направленности, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
06.09.2015 г 07.09.2015 г. | «День Победы» | Старшая группа компенсирующей направленности, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
28.05.2015 г. | Музыкально-литературный праздник «Выпуск в школу» | Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
01.06.2015 г. | Праздник «День Защиты детей» | Старшая группа компенсирующей направленности, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
План развлечений на 2014-2015 г.
Дата | Мероприятия | Группа |
14.11.2014 г. | Кукольный театр « Красивый хвостик» | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
12.01.15 г | Святки | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей |
16.02.2015 г | Масленица | Старшая группа компенсирующей направленности , подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
09.04.2015 г. | Кукольный театр « Как колобок в школу пошёл» | Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
План спортивных развлечений на 2014 – 2015 г.
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственные |
1. | «Азбука безопасности (досуг) | Сентябрь 19.09.14 г. | воспитатели |
2. | Развлечение «В стране здоровья» | Февраль 05.02. 15г. | воспитатели |
3. | «Спортивная эстафета» (досуг) | Март 19.03. 15г. | воспитатели |
4. | «Космическое путешествие» (досуг) | Апрель 10.04.15г
| воспитатели |
3.5. Приложение№5. Консультации и всеобучи с целью обогащения педагогического опыта родителей.
План спортивных праздников на 2014 – 2015 год
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственные |
1. | «Олимпийские надежды» (праздник) | Октябрь 09.10. 14г | воспитатели |
2. | «Мама и я любим спорт всегда» (праздник) | Ноябрь 20.11.14г | воспитатели |
3. | «Папины дочки, мамины сыночки» | Январь 15.01.15г | воспитатели |
4. | «Честный поединок» (праздник) | Май 22.05.15г | воспитатели |
Приложение№6. Дидактические игры для детей с духовно-нравственным содержанием.
Приложение№7.Диагностический инструментарий.
4. Методическое обеспечение.
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009.
3.А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Народное образование. - М. - 2010. - № 1
4.Т. Н. Доронова. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных . – М., 2002.
5.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2. Издательство: УЦ "Перспектива", 2008.
6.А.М. Кондаков, Л.П. Кезина «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Серия «Стандарты второго поколения» – М.: «Просвещение», 2011.
Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. - М.: «Искусство», 2000.
7.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, стр.133.
8. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий /Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, А.Г. Ахтян. – М.:Айрис – пресс, 2009.
9. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение старший возраст "Волшебный компас" по мотивам по мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс"
Волшебный компас, или Путешествие вокруг света - увлекательное путешествие со сказочными героями из сказкипо мотивам сказочной повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс" для детей от пяти лет....

Консультация «Зачем нужно нетрадиционное рисование?» Уважаемые родители! Все вы прекрасно знаете, что рисование – прекрасный досуг для ребенка-дошкольника. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От па
Представлены особенности нетрадиционного рисования для развития детей....

СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Конспект совместной деятельности с детьми "Путешествие в мир прекрасного" ( по мотивам сказки В. Катаева "Цветик семицветик")
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисвоание) для детей старшего дошкольного возраста. В ходе деятельности дети узнают много нового о нашей планете....

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)
Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Конспект познавательного занятия «Путешествие в прекрасное: Оренбург богатый и прекрасный – наш Край» Старший дошкольный возраст
Знакомство с Родным Краем начинается едва ли не с самого рождения. Однако, как помочь ребёнку увидеть самое прекрасное и жизнеутвреждающее в коуржающей действительности. Как ввести маленького человека...

Сценарий выпускного « Уплывает мой кораблик» Вед С волнением вошла я в этот зал, Сегодня выпускной – прощальный бал! Какой прекрасный и немного грустный праздник сегодня в этом зале нас собрал! Прекрасный,потому, что дети повзрослели, В большое пла
Сценарий выпускного « Уплывает мой кораблик» Вед С волнением вошла я в этот зал,Сегодня выпускной – прощальный бал!Какой прекрасный и немного грустный праздник сегодня в э...