Конспект познавательного занятия «Путешествие в прекрасное: Оренбург богатый и прекрасный – наш Край» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Знакомство с Родным Краем начинается едва ли не с самого рождения. Однако, как помочь ребёнку увидеть самое прекрасное и жизнеутвреждающее в коуржающей действительности. Как ввести маленького человека в любящие объятия Родины? ПРедлагаем вам решение в данном конспекте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_nsportal.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Пилюгина Марина Владимировна

Образовательная область

Познавательное развитие (ознакомление с социальным окружением)

Тема занятия

«Путешествие в прекрасное: Оренбург богатый и прекрасный – наш Край»

Возрастная группа

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель

Создать условия для расширения у детей представлений о культурных явлениях общества на примере музеев, средствами виртуальной экскурсии.

Задачи:

Образовательная:  расширить знания детей об Оренбургском крае, его богатствах; об Оренбургском пуховом платке; геральдике государства и края.

Развивающая:  развивать познавательную активность, творческое воображение, внимание, память.

Воспитательная:  воспитывать любовь к родному краю, людям, населяющим его, желание узнать о нем новое.

Дополнительные задачи: закреплять знания о безопасном поведении при работе с техническим оборудованием (техника безопастности)

Словарная работа

Геральдика, пуховый платок, зерно

Планируемый результат

Знания о Оренбургском крае, его богатствах, об Оренбургском пуховом платке; геральдике государства и края.

Подготовительная работа

  • рассматривание альбомов, буклетов об Оренбуржье;
  • беседы о достопримечательностях города Оренбурга, богатствах родного края, трудовых подвигах Оренбуржцев;
  • рисование на тему «Мой любимый уголок природы края»;
  • взаимодействие с семьей – участие в выставке поделок «Волшебная нить»;
  • оформление фотовыставки «Зима в Оренбуржье».

Материалы и оборудование

  • музыкальная игрушка Сова с письмом;
  • экспозиция «Зима в Оренбуржье»;
  • экспозиция «Оренбургские мастерицы»;
  • заготовки для изготовления эскизов для паутинок по технологии бумагопластики;
  • книга отзывов и предложений;
  • альбомная бумага, гуашь, фломастеры, кисти, карандаши, клей, манная крупа, вата;
  • конверты для отправки фотографий;
  • посылка с призами;
  • медали-пропуски.

Технологическая карта

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

(4 мин.)

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

На площадке перед входом в группу ведется непринужденная беседа

Воспитатель:  Какое у вас настроение?  Как вы считаете вы дружные ребята?

А как называется наш детский сад?

Как здорово нам живется в нашем любимом детском саду!

Входим в приемную

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, пока нас не было, кто-то прилетел к нам. Кто это?

Сова здоровается: «Здравствуйте, ребята, я мудрая Сова».

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Наглядные: демонстрация карточек с предметами, рассматривание.

Словесные: указания, объяснения

Практические: дид. игра.

Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети  взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

(1 мин.)

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель:  Ребята, а под крылом у Совы какое-то послание для нас. Давайте его прочитаем: «Приглашаю вас в музей краеведения. Билеты получит тот, кто много знает о своем крае. А тех, кто будет активно отвечать на вопросы, выполнит все задания, правильно будет себя вести, ждет сюрприз.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, сравнение

Словесные: вопросы.

Практические: визуальный анализ

Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный педагогом.

2.2

Этап ознакомления с материалом

(15 мин.)

Усвоение (закрепление, расширение) определённого объёма знаний и представлений о культурном явлении: музее.

Воспитатель:А что такое музей?

Воспитатель:Слово краеведение состоит из двух частей: «край» и «ведать», т.е. «знать».

Воспитатель:А в какой стране мы живем?

Воспитатель:Как называется главный город нашей страны?

Воспитатель:Покажите мне герб России, флаг России

Воспитатель:Ребята, а все это вместе – символика нашей страны (закрепляю у детей).

Воспитатель:Как называется наш край?

Воспитатель:Покажите мне символику Оренбурга: флаг Оренбурга.

Воспитатель:Что общего в гербе России и Оренбурга?

Воспитатель:А в чем отличие?

Воспитатель:А чем богат наш край?

Воспитатель:Молодцы, ребята, вы много знаете о нашем крае, любите его. Получите билеты. Обратите внимание на билеты. Встаньте по порядку. Напомните мне правила поведения в музее.

Воспитатель:Проходим в порядке очередности.

Воспитатель:Вот мы и в музее. Если позволите, я сегодня буду вашим экскурсоводом. Согласны? Каждая выставка в музее называется экспозиция, мы посетим сегодня только две экспозиции, т.к. у нас мало времени. Эта называется «Оренбургские мастерицы».Подойдите сюда (пауза). Окиньте все взглядом. Полюбуйтесь. Красиво?

Воспитатель:        Зимой морозной вьюга ночью  злиться,

                        К утру сугробы стынут у дверей.

                        Здесь чудо-паутинки вяжут мастерицы,

Что греют души наших матерей.

Воспитатель:Как вы думаете, чему посвящена эта выставка?

Воспитатель:Почему платок называется пуховым?

В диалог вступает Мастерица-пуховница

Мастерица: Здравствуйте, ребята! Я – мастерица-пуховница. Хотите, я вам расскажу, как у меня получилась такая красота?

Мастерица:Мне нужно для этого очень долго трудиться. Пух я вычесываю у козы гребнем. Потом освобождаю пух от мусора и волос, затем пух стирается в теплой воде, сушится, потом вот этими ческами я чешу пух. Хотите попробовать?

Вот пух готов. Возьмите в руки, потрогайте. Здесь у меня два вида пуха (белый и серый).

Воспитатель:  Какой пух? Приложите его к щеке.

Мастерица:  А дальше  из этого пуха я начинаю прясть пуховую нить вот этим веретеном (показываю).

Воспитатель:  Хотите сами попробовать?

Мастерица:  Вот такая у меня получилась нить.

Воспитатель:  Ребята, потрогайте, какая нить? Она очень тоненькая, если ее сильно потянуть, она рвется.

Мастерица: А вот, чтобы нить была прочная, я добавляю еще шелковую нить. Возьмите в руки, потрогайте.

Воспитатель:  Какого цвета нить добавляют в серую пуховую нить? А в белую?

Мастерица: Вот нить у меня готова, смотана в клубок, и я начинаю вязать вот этими иголками-спицами (показывает).

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, какая тяжелая и кропотливая работа у наших оренбургских мастериц-пуховниц. Спасибо, вам, Мастерица-пуховница за очень интересный рассказ.

Мастерица: Проходите дальше в зал готовых изделий.

Воспитатель:Полюбуйтесь, какая красота. Обратите внимание, у каждой паутинки есть кайма с зубчиками и есть серединка. И та, и другая состоит из узоров. Из чего составляется узор? (из дырочек-горошин).

Какого цвета паутинки? От чего это зависит?

Как вы думаете, почему их называют паутинками? (узор тонкий, прозрачный, невесомый как паутинка). Какой формы бывают паутинки?

А еще говорят, что настоящая паутинка может пройти через колечко. Попробуем?

Вот какое чудо – эта Оренбургская паутинка. Не зря она славится не только у нас, но и в других странах.

Мастерица: А вот здесь у меня выставлены пуховые платки.

Воспитатель:  Обратите внимание, у платка тоже есть кайма с зубчиками, серединка. Но чем же она отличается от паутинки? (нет дырочек в середке).

Возьмите в руки, покройтесь, прижмите к щечке. Давайте еще раз назовем отличия паутинки и платка.

Мастерица:  Хотите накинуть на плечи паутинки?

Воспитатель:      Чудесный платок Оренбургский,

                        Согреет теплом наши души,

                        А с легкостью и красотою

                        Любого он в танце закружит.

Физкультминутка проходит в форме танца с паутинками

 под фонограмму песни «Оренбургский пуховый платок»

Воспитатель:Давайте оставим паутинки на выставке. Хотите создать свой узор для паутинки?

Воспитатель:Проходите в мастерскую. Перед вами заготовки, которые мы с вами накануне заготовили.

Дети изготавливают эскизы узоров для паутинок,

 используя метод бумагоплатики.

Воспитатель:Мне очень понравились ваши узоры. Давайте мы их подарим нашей Мастерице-пуховнице.

Мастерица:  Спасибо, я обязательно использую ваши эскизы в своей работе.

Воспитатель:Переходим к следующей экспозиции. Узнаете эти фотографии?

Они уже вернулись с фотовыставки. Фотографы, художники посмотрели их, оценили и уже прислали обратно. Давайте полюбуемся ими и мы.

Воспитатель:Хотите рассказать о своих фотографиях, можно в стихах.

Вероника:        Устала метель,

                Все дела да дела.

                Залезла на ель,

                И следы замела.

Полина Ш:        Все тропинки занесло,

                        Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое окно,

Стукнула синица.

Артем:        Стынут ветки на морозе,

                У сосны и ели. Что за чудо? На березе

                Яблоки поспели.

                Подойду поближе  к ней,

                И глазам не верится,

                Стайка алых сизарей

                Облепила деревце.

Воспитатель:  Выставка бывает общая, где собраны работы различных людей, а бывает и персональная. Вот, эти все фотографии снимала мама Полины Шкитяевой. Полина, познакомь коротко со своей персональной выставкой.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, демонстрация слайдов презентации.

Словесные: указания, объяснения, вопросы, рассказ.

Практические: экскурсия, моделирование цели, физминутка, гимнастика для глаз

Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов.

2.3

Этап практического решения проблемы

(5 мин.)

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель:  Окинем еще раз взглядом все фотографии, как бы мы назвали эту выставку?

Воспитатель:А чей край снят на этих фотографиях? Владик хочет прочитать прекрасные стихи:

Вот,  он – край,

Где нам посчастливилось

Жить и родиться.

Ты люби этот край –

Здесь живут настоящие люди,

Что умеют работать,

И землю, и ниву любить.

Ты храни этот край –

Пусть цветущим и мирным он будет,

Навсегда пусть останется

Домом родным для тебя.        (Н. Зверева)

Воспитатель:  Подойдите к этому столику. В каждом музее есть Книга отзывов и предложений, где посетители пишут, что им особенно понравилось. Но мы писать пока не умеем. Что же мы можем сделать? (нарисовать).

Воспитатель:Давайте нарисуем то, за что мы любим наш край, наш город. Приглашаю вас за столы.

Дети рисуют, применяя все нетрадиционные методы рисования

Воспитатель:  Пусть наши рисунки высохнут, потом мы их выставим в Книгу отзывов и предложений.

Воспитатель:Вот и закончилась наша экскурсия в Музей краеведения. Что нового, интересного узнали вы сегодня?

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, демонстрация,

Словесные: вопросы, инструкция, пояснения.

Игровые: дидактическая игра.

Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили представления о культурном общественном месте: музее и правилах поведения в нём, дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога.

3.

Заключительный этап

(5 мин.)

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель:А вот и сюрприз обещанный Мудрой Совой. Что это? Посылка. (Читаю адрес):

Город Оренбург, улица Володарского, 3, детский сад № 3. Это наш адрес?

        Давайте вскроем посылку. В ней письмо.

Читаю: «Дети, спасибо вам и вашим родителям за прекрасные фотографии. Любите свой край. Подрастайте и трудитесь на его благо». Организаторы выставки.

Воспитатель:А здесь еще и призы. Как здорово! Я раздам их вам, когда ввернемся в группу. Хорошо?

Воспитатель:А теперь спокойно и тихо выходим из музея.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: использование движений для оценки, анализ модели.

Словесные: вопросы, пояснения, предложения.

Практические:

самоанализ с опорой на наглядность.

Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и  культуры общения, а также формированию навыков позитивного речевого общения....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «КАЗАЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ» Старшая группа

Цель: формировать нравственно – патриотические качества и духовность детейформировать представление детей об истории возникновения донского казачества,познакомить с творчеством, символикой, трад...

Конспект Познавательного досуга «Посвящение в Эколят - дошколят-молодых защитников природы» с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры детей, правил экологически-грамотного взаимодействия с окружающей средой. Посвящение в Эколята –Дошколята – молодые защитники природы. Развивать у детей...