Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»
рабочая программа на тему

Парциальная образовательная программа

по патриотическому воспитанию

и ознакомлению дошкольников с родным краем

 

«Люблю тебя,  мой  Акбулак»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Шкуновская средняя общеобразовательная школа»

Акбулакского района Оренбургской области

(дошкольная группа)

Парциальная образовательная программа

по патриотическому воспитанию

и ознакомлению дошкольников с родным краем

«Люблю тебя,  мой  Акбулак»

Выполнила: Аннова Н.М.

воспитатель дошкольной группы

                                                                          МБОУ «Шкуновская СОШ»

2014 год

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1 Актуальность парциальной образовательной программы

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.   В настоящее время  в дошкольных образовательных учреждениях большое значение отводится формированию социально значимых патриотических ценностей и взглядов  на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.  Решению этого очень важного вопроса  способствует  организация в возрастных группах ДОУ патриотических,   краеведческих уголков.

   Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной Акбулакский район. В наше время, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.

   Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш поселок Акбулак  имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.

    Понятие «моя малая родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

    Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности.  Программа рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.    

Она способствует развитию у детей  кругозора, воспитывает гордость за свой народ, побуждает ребенка к познанию истории своих предков.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой,  а живя в городе,  он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края?  Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям. Что чрезвычайно важно  для воспитания  патриотических чувств.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

ЦЕЛЬ: 

  • создание условий для развития познавательного интереса к   истории малой родины и воспитание чувства любви к ней.

ЗАДАЧИ:        

  1. Обучающие.
  • Формирование  у дошкольников  умений и навыков при изучении особенностей родного края.
  • Формирование у детей интереса, любви и уважения к малой родине
  1. Развивающие.
  • Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой  Акбулакского района.
  • Развитие навыков исследовательской  и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  1. Воспитывающие.
  • Воспитывать чувства уважения, привязанности к дому, к своим близким, родному краю.
  • Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру взрослых.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

  • Принцип учета психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Принцип целесообразности - скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатель -ребенок - родители).
  • Принцип поступательного развития - последовательность в гражданско -патриотическом формировании личности (я- моя семья- мой край).
  • Принцип доступности  краеведческого материала.

Основополагающими подходами к построению  образовательной деятельности в рамках программы стали:

  • Личностно- ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
  • Культурологический подход подчеркивает ценность пути развития своего края на основе взаимосвязи, взаимовлияния.
  • Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

В реализации программы участвуют дети в возрасте 6-7 лет.  В течение учебного года  с детьми    4 раз в месяц   проводятся тематические занятия по программе «Люблю тебя, мой Акбулак»,  при планировании которых  обязательным условием  является соблюдение  двух таких важных  принципов, как доступность знаний и культурологический  подход при их подаче. 

 Продолжительность  занятий  с детьми  подготовительной к школе группы - 30 минут.

1.5. Сроки реализации программы -1 год, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 30 минут.

1.6. Планируемые  результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

  • Реализация  программы позволит сформировать у дошкольников  такие качества, как социальная активность, нравственность, гуманистическое отношение к человеку, познавательную активность, умение планировать, умение находить и передавать информацию.
  • Овладев знаниями об истории Акбулакского района, ребенок узнает историю своего региона, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает умение относиться к животным и растениям, узнает, как собирать лекарственные растения. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями родного края. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
  • К концу года дети должны знать: первоначальные представления  об  истории посёлка. Орудия труда для сельскохозяйственных  работ, домашнюю утварь и знать национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки.

1.7. Обоснование выбора содержания парциальной программы 

 

 На сегодняшний момент недостаточно разработано программ по данному направлению,  поэтому с целью создания условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитания чувства любви к ней, мною была разработана программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Люблю тебя, мой Акбулак"

Значение и педагогическая целесообразность этой программы в том,  что через региональный компонент она расширяет и дополняет основную общеобразовательную программу.

1.8. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы 

Итоговыми мероприятиями являются: выставки работ совместного взросло-детского творчества, совместных спортивно-познавательных праздников, досугов, экскурсии, встречи с интересными людьми.

II. Содержательный раздел

2.1.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/тема

Объем ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности

1

 Район, где я живу

1.1

 Знакомство с картой Оренбургской области

30

Групповая

Эмоционально – содержательная характеристика карты Оренбургской области. Определение местонахождения Акбулакского района на карте области.

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

1.2

Природа  Акбулака осенью.

30

Групповая

Экскурсия по осеннему селу

Рассматривание объектов природы

Д/ игра «Назови приметы осени»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

1.3

Экскурсия к водоему.

30

Групповая

Беседа

Наблюдение за объектами природы

п/ игра « Найди себе пару»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

1.4

Экскурсия в осенний парк

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Какого дерева листочки?»

Сбор опавших листьев для составления гербария.

Исполнение песни «Осень наступила»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

2

 Народ и культура

2.1

Население  Акбулакского района

30

В Акбулакском районе живут люди разных национальностей (русские и казахи)  В каком селе ты живешь? На какой улице? В какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? Где они живут?

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

2.2

Одежда наших предков.

30

Групповая

Беседа

Население  Акбулакского района

Д/игра «Назови правильно»

Рассматривание одежды

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

2.3

Песни и танцы русского народа.

30

Групповая

Беседа

Слушание музыкальных произведений русских народных песен, шуток – прибауток

п/ игра «Повтори»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

2.4

Традиции и обычаи русского народа.

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Найди нужную карточку»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

3

 Как отдыхали наши предки

3.1

Детские игры

30

Групповая

Беседа

П/игры, Народные игры

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

3.2

Православные праздники(Пасха, Троица)

30

Групповая

Беседа

Художественное творчество «Золотое яйцо» Ознакомление детей с историей возникновения праздника

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

3.3

Православные праздники (Рождество, Крещение)

30

Групповая

Беседа  о крещенских морозах.

Изготовление рождественских сувениров.

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

3.4

Ознакомление с культурой и бытом русских людей через фольклор

30

Групповая

Беседа

Художественное творчество

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

4

 Царство растений

4.1

Растения Акбулакского района.

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Собери из частей  целое»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

4.2

Культурные растения

30

Групповая

Беседа

Художественное творчество. Аппликация

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

4.3

Дикие растения

Групповая

Беседа

Наблюдение за объектами природы

П/ игра «Мы растения»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

4.4

Растения занесенные в красную книгу

Групповая

Беседа

Наблюдение за объектами природы

Художественное творчество

Презентация «Красная книга Оренбуржья»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

5

Лекарственные растения

5.1

Растения и косметика.

30

Групповая

Беседа  о пользе растений

Рассматривание иллюстраций

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

5.2

Сладкий вечер – чай из трав

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Определи на вкус»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

5.3

Конкурс «Икебана из растений родного края»

30

Групповая

Беседа

Сбор материала и составление икебана

Речевая игра

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

5.4

Экскурсия в поле

30

Групповая        

Беседа

Народные подвижные игры

Исследование почвы

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

6

Домашние животные

6.1

Домашние животные

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Кто как кричит»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

6.2

Дикие животные

30

Групповая

Беседа

П/игра «Волк во рву»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

6.3

Удивительные рассказы о животных

30

Групповая

Беседа

Презентация «Животные нашего края»

Физминутка «Зайчата»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

6.4

Коллективная аппликация  

«Скотный двор»

30

Групповая

Беседа

Рассматривание, составление коллективной аппликации

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

7

Животный мир Акбулакского района

7.1

Животные

30

Групповая

Чтение рассказов и сказок про животных

П/ига «Домики  для белочек»

Презентация «Загадки про животных»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

7.2

Птицы

30

Групповая

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Физминутка «Птички полетели»

Презентация «Птицы»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

7.3

Рыбы

30

Групповая

Беседа

П/игра «Рыбы плавают по дну, не поймаешь ни одну»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

7.4

Животные занесенные в  Красную книгу

30

Групповая

Беседа

Презентация «Красная книга Оренбургской области»

Физминутка

Рисование

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

8

Весна в Акбулакском районе

8.1

Печенье бабушки Арины

30

Групповая

Беседа

Лепка из теста «Печенье»

Физминутка «Как у бабушки Арины»

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

8.2

Открываем бабушкин сундук

30

Групповая

Беседа

Уголок ряженья: Примеривание старинной одежды

 Разучивание русских народных песен

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Художественно-эстетическая

8.3

Рисование с натуры природы весной

30

Групповая

Беседа

Д/игра «Цветные ладошки»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

8.4

Посадка цветов на участке.

30

Групповая

Беседа

Эксперимент

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

9

 Здравствуй, лето!

9.1

Экскурсия по улице Центральной

30

Групповая

Беседа Знакомство с жилыми и административными зданиями.

П/игра «Большие - маленькие»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Исследовательская

9.2

Экскурсия на луг.

30

Групповая

Беседа. Рассматривание.

П/игра «Мы цветочки разные – синие и красные»

Физминутка

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Игровая

9.3

Составление гербария «Местные растения»

30

Групповая

Беседа

Речевая игра «Назови правильно»

Физминутка

Коммуникативная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

9.4

Праздник « Посиделки на завалинке»

30

Групповая

Рассказывание стихотворений

Исполнение песен

Выполнение заданий

П/игра «Ходит Ваня»

Коммуникативная

Познавательная

Исследовательская

Двигательная

Игровая

Художественно-эстетическая

2.2 Содержание парциальной  образовательной программы

        

Модуль 1 « Район, где я живу»

Тема 1.1. Знакомство с картой Оренбургской области

Содержание темы:

Эмоционально – содержательная характеристика карты Оренбургской области. Определение местонахождения Акбулакского района на карте области.

Формы, способы, методы:

Организация групповой деятельности детей.

Методы: Беседа о истории возникновения Оренбурга

Физминутка

Рассматривание карты

Дидактическая игра: «Расскажи, где ты живешь?»

Средства образования и развития:

Зрительный ряд: фотографии, буклеты, карта

Литературный ряд: стихи об Оренбурге

Материалы и оборудование: стол, стульчики, ноутбук, проектор, экран, буклеты, карта Оренбургской области, глобус.

Взаимодействие участников образовательных отношений:

Характер взаимодействия со взрослыми: сотрудничество

Характер взаимодействия детей с другими детьми: партнерство

Виды деятельности детей:

Познавательная, игровая, коммуникативная двигательная

Тема 2.2.  Природа  Акбулака осенью.

Разучивание танца « Во поле березонька стояла». Экскурсия к реке Илек

Тема 3.3. Экскурсия к водоему.

Ознакомление дошкольников с обитателями водоема.

Тема 4.4.  Экскурсия в осенний парк.

Где находится парк.  Какие деревья произрастают в парке. Сбор опавших листьев для составления гербария.

Модуль 2 « Народ и культура»

Тема 2.1. Население  Акбулакского района?

В Акбулакском районе живут люди разных национальностей (русские и казахи)  В каком селе ты живешь? На какой улице? В какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? Где они живут?

Тема 2.2. Одежда наших предков.

« Вещи из бабушкиного сундука»

Русская народная одежда для женщин и мужчин. Чем похожа одежда бабушки на современную одежду и чем отличается? Для чего нужны предметы, которые лежали в бабушкином сундуке? Как ими пользоваться?

Аппликация « Украсим одежду бабушки»

Тема 2.3. Песни и танцы русского народа.

Разучивание танца «Валенки». Слушание русских народных песен, шуток – прибауток.

Тема 2.4. Традиции и обычаи русского народа.

Оформление уголка старины, украшением которой служит модель русской печи, лавка, прялка. Здесь дети могут увидеть вышитые рушники, салфетки, русские народные костюмы и всякую старинную утварь

Модуль 3 « Как отдыхали наши предки»

Тема 3.1. Детские игры

Народные игры «Городки», «Куралы»

Тема 3.2. Православные праздники ( Пасха, Троица)

Художественное творчество «Золотое яйцо» Ознакомление детей с историей возникновения праздника.

Тема 3.3. Православные праздники (Рождество, Крещение)

Изготовление рождественских сувениров. Беседа с детьми о крещенских морозах.

Тема 3.4. Итоговое занятие «Ознакомление с культурой и бытом русских людей через фольклор»

Помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту и наивность русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье.

Модуль 4 « Царство растений»

Тема 4.1. Растения Акбулакского района.

Ознакомление с растениями Акбулакского района

Тема 4.2. Культурные растения

Тема 4.3. Дикие растения

Тема 4.4. Растения занесенные в красную книгу

Ознакомление с растениями Акбулакского района занесенными в Красную книгу: ирис карликовый, тюльпан,  пион тонколистный,  солодка.

Модуль 5 «Лекарственные растения»

Тема 5.1. Растения и косметика.

Беседа с детьми о пользе растений и их использовании при создании косметических средств.

Тема 5.2.Сладкий вечер – чай из трав

« Чай бабушки Арины»

Приготовление чая из целебных трав. Рассказ бабушки о травах: где и когда собирала, как их сушила, чтобы сохранить целебные свойства, как правильно заваривать чай.

Тема 5.3. Конкурс « Икебана из растений родного края»

Сбор материала и составление икебана из растений, произрастающих в Акбулакском районе

Тема 5. 4. Экскурсия в поле

Ознакомление дошкольников с обитателями поля: животные, насекомые, птицы.

Модуль 6 « Домашние животные»

Тема 6.1. Домашние животные.

Беседа « Домашние животные нашего района» Сюжетно ролевая игра «У нас в деревне» Выбираем транспорт, на котором поедем по деревне и строим его. Бабушка рассказывает о своем деревенском доме, проводит по его комнатам. Затем рассказывает о животных, задавая детям вопросы о повадках своих животных, о том, чем их кормят.

Тема 6.2.Домашняя птица

Сюжетно ролевая игра «У нас в деревне» Дети оказывают помощь в сортировке зернышек для кормления домашней птицы.

Тема 6.3.Удивительные рассказы о животных

Чтение рассказов, сказок о животных.

Тема 6.4. Коллективная аппликация  « Скотный двор»

Составление аппликации «Скотный двор» Развитие творчества, воображение при выполнении работы.

Модуль 7 « Животный мир Акбулакского района»

Тема 7.1. Животные

Чтение рассказов и сказок про животных.

Тема 7.2. Птицы

Беседа «Птицы нашего района»

Тема 7.3. Рыбы

Дидактическая игра «Рыбалка»

Тема 7.4. Животные занесенные в  Красную книгу

Ознакомление детей с животными  Акбулакского района занесенными в Красную книгу

Модуль 8 « Весна в Акбулакском районе»

Тема 8.1. « Печенье бабушки Арины»

Учимся печь печенье. Из чего его пекут? Как получают муку? Для чего нужны соль, сахар, сода, яйцо? Как получить разную форму печенья. Лепка из теста «Печенье»

Тема 8.2. Открываем бабушкин сундук

Русская старинная одежда. Чем она отличалась от современной одежды? Как вы думаете, удобно было в ней работать? Примеривание старинной одежды. Разучивание русских народных песен.

Тема 8.3.Рисование с натуры природы весной

Экскурсия к реке. Рисование природы.

Тема 8. 4. Посадка цветов на участке.

Формирование трудовых навыков и умений детей дошкольного возрастапри работе на участке детского сада.

Модуль 9 « Здравствуй, лето!»

Тема 9.1. Экскурсия по улице Центральной

Знакомство с жилыми и административными зданиями. Это улица, где расположен наш детский сад.

Тема 9.2. Экскурсия на луг.

Составление альбома «Как прекрасно на лугу»

Тема 9.3. Составление гербария «Местные растения»

Тема 9.4. Праздник « Посиделки на завалинке»

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познание

2.

Вид деятельности детей

 Познавательная деятельность,  игровая деятельность, коммуникативная деятельность,   двигательная деятельность.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Село – вчера»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практический, наглядный, словесный

3.

Интеграция образовательных областей

Познание, социально-коммуникативное,  физическое, речевое

4.

Возрастная группа:

Старшая

5.

Цель:

Познакомить с историей  родного села

6.

Задачи:

6.1

Формировать любовь и интерес к малой родине

6.2

Развивать логическое мышление и обогащать речь

6.3

7.

Планируемые результаты:

7.1

Проявляют интерес  к истории родного села

7.2

Знают происхождение названия села, его географическое расположение

7.3

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Групповая комната, столы и стулья стоят полукругом, ноутбук,  экран, проектор, флэш карта с презентацией;  фотографии,  иллюстрации,  разрезные картинки

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Совместно с детьми подготовить группу к занятию

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Чтение стихотворения

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Вопросы «Как называется наше село?»  

1.2

Мотивация деятельности детей

Просмотр презентации

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Вопрос «Как называются  люди, живущие в селе Шкуновка?»

«Сегодня, мы всё узнаем»

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Речевая игра «Семейка слов»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассказывание  истории нашего села

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дидактическая игра «Разгадай мою загадку?»

III.

Заключительная часть

Слушание песни «Моё село»

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Создание мини-музея

«Село – вчера, сегодня»

4.2

Выставка рисунков

III. Организационный раздел

Кадровое обеспечение

Воспитатель:

Создание в группе условий для патриотического воспитания: развивающая среда,  фонд методических и наглядно- иллюстративных материалов.

Организация пространства в помещении дошкольной группы: групповой уголок краеведения, мини- музей. Работа с родителями.

Материально- техническое обеспечение программы:

- Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини – музея

- Дидактические игры  по разделам программы, альбомы на разные темы  («Животные»,«Растения»,                                                                                                            «Растительный мир Акбулакского района», «Красная книга» и другие)                      

- Серии  картинок или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты,  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов

- Стационарное место, отведенное для  мини – музея                  

- Стационарное место  для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул                                        

- Перспективный тематический план работы

- Картотека подвижных и спортивных народных  игр                            

- Консультационный материал для педагогов и  родителей («Воспитание любви к родному краю у дошкольников»   и т.д.)                                                                                      

- Правильное освещение                                                                                    

- Магнитофон                                                                                                        

- Компьютер                                                                                                            

- Диапроектор

Рекомендуемые формы работы с детьми:

  1. Постановка  театрализованных представлений  по мотивам русских народных сказок
  1. Изготовление  поделок  с использованием разнообразного природного, бросового материала, пластилина,  бусинок и  бисера                                                                                                                                                        
  1. Предметное и сюжетное рисование  с использованием  трафаретов                                                                                    
  1. Выполнение  заданий и упражнений  в книжках – раскрасках                                              
  1. Чтение художественной и энциклопедической литературы
  1. Организация  выставок  
  1. Организация  экскурсий  в музеи  
  1. Организация  вечеров сказок, дидактических и творческих игр, игр с народными  игрушками
  1. Оформление  передвижных  выставок   в группах детского сада
  1. Проведение  праздников,  развлечений

Научно- методическое обеспечение программы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

(Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) 2013 год.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который согласно Приказа Министерства РФ №1155 от 17.10.13г. вступил в силу с 01.09.2014г.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольной группы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шкуновская СОШ» Акбулакского района Оренбургской области от 01.09.2014г.

4.  Карпова Н.Б., Санина О.А., Нещеретова Т.А. Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края. / Детский сад от А до Я. – 2010. - №4.

     5. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.      М.: Высшая школа, 1990.

     6. Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). – М, 2000. 

7. Тихонова О.Г. Особенности  музейной работы с детьми дошкольного возраста. / Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.

Региональное содержание программы дополнено материалами, взятыми из краеведческого музея школы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Весь дидактический материал и оборудование для игр находятся в группе на доступных для детей местах. В группе имеется  мебель.

Мини – музей истории и быта села. Иллюстративный материал. Карта  Шкуновки.  Природный материал. Глобус.

Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини – музея.  Альбомы на разные темы  («Животные», «Растения»,  «Профессии»   «Красная книга» и другие). Серии  картинок  или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты,  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов.

Выставки и экспозиции. Игры (дидактические,  сюжетно-ролевые игры, подвижные, пальчиковые).

 Фотовыставки   «Мое любимоё  село». Встреча с «интересными людьми». Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей. Экскурсии по селу, в музей, на природу.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств  проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны предлагаем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

В работе с родителями используются  такие формы привлечения  к общественной жизни, как прогулки и экскурсии посещение  музея.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Программа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширит знания дошкольника о родном селе,  воспитает в нем чувство уважения к Родине, воспитает настоящего патриота.

  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
  2. Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». – М. : ИЦ «Вентана – Граф»., 2011.
  3. Казачков Г. В стране холмов, равнин и каменных скульптур // Оренбургский край. - 2010. - №2.
  4. Мой родной дом./ Под редакцией Оверчук Т. И., Арапова-пискарева Н. А., Оверчук Т.И., Оверчук Т. И. –М.: Мозаика - синтез, издательство, 2004 г.
  5. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2013г.

Приложение 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

3

Ребёнок проявляет любознательность

Ребенок задает вопросы о родном крае, любит рассказывать о своем селе, о замечательных людях прославивших родной край

4

Проявляет  интерес к истории  родного края

Знает историю родного края, достопримечательности, чем славен родной край

5

Способен рассказывать о себе, о природе родного края, о географическом положении

Развит познавательный интерес

Интересуется причинно-следственными связями

Проявляет эмоционально–чувственное отношение к окружающему

        

Приложение 2

Развлечение «Ознакомление с культурой и бытом людей, живущих в Акбулакском районе,  через фольклор»

ЦЕЛЬ: помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту  русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

Русские народные костюмы  - мужской и женские (праздничный и повседневный), модель скотного двора с домашними животными, прялка, модель печи, сундук, клубки, сшитые куклы, музыкальные инструменты для детского шумового оркестра – ложки, бубенцы, трещетка, погремушки, металлофон, картина, изображающая ткацкий станок.  

Зал оформлен в русском стиле: горница, домик бабушки, скотный двор, предметы быта и культуры русского народа. Дети и взрослые одеты в народные костюмы.

Ход занятия

Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем говорить о культуре Акбулакского народа , у русского народа, как и у каждого народа свои обычаи, сказки, песни. танцы, игры. Скажите, а как называется  наша малая  родина?

Дети: - Акбулак!

Воспитатель: - Какие вы знаете пословицы и поговорки  о родном крае? О его защитниках?

Лика: - «За народное дело – бейся смело »

Кирилл: - «Жить - родине служить»

Юля: - «На чужой стороне и весна не красна»

Вова: - «Человек без родины, что птица без песни»

Воспитатель: -  А сейчас мы посмотрим, какие костюмы носили в старые времена.

( Проходят дети в костюмах )

Воспитатель: - Девушки носили вот такие красные сарафаны. А что символизирует красный цвет?

Дети: - Тепло, солнце, радость.

Воспитатель: - А парни носили рубашки-косоворотки с широкими рукавами, чтобы удобно было в них работать. А почему они назывались косоворотки, вы знаете?

Дети: - Потому что ворот на боку.

Воспитатель:- В давние времена собирались за околицей парни и девушки и водили хороводы. Давайте и мы сейчас заведем хоровод.

                           ХОРОВОД  « На горе-то калина »

                 На горе-то калина,

                 Под горою малина.

   

                 Ну что ж, кому дело калина

                 Ну кому какое дело, малина!

                 Там девушки гуляли

                 Там красные гуляли.

                 Ну что ж, кому дело гуляли

                 Ну кому какое дело, гуляли!

                Калинушку ломали

                Калинушку ломали.

                Ну что ж, кому дело ломали

                Ну кому какое дело, ломали!

                Во пучочки вязали,

                Во пучочки вязали.

                 Ну что ж, кому дело, вязали

                 Ну кому какое дело, вязали!

                 На дорожку бросали,

                 На дорожку бросали.

                 Ну что ж, кому дело, бросали

                 Ну кому какое дело, бросали!

Воспитатель: - С любовью воспевал народ природу родной земли, русские красавицы березки:

Стоишь, ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листочки зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Наши красны девицы исполняют танец « Во поле березонька стояла»

(После танца)

Воспитатель: - А что для нас исполнят добры молодцы?

( Мальчики исполняют прибаутку « Патока с имбирем» на шумовых инструментах в сопровождении баяна)

Воспитатель: - Дети, у вас у всех есть бабушка, Вы любите ее? Какие слова можно сказать о бабушке? Какая она?

Дети: - Ласковая, добрая, заботливая.

Воспитатель: - А хотите пойти в гости к бабушке Арине?

Дети: - Да! Хотим!

( Дети идут к домику, воспитатель накидывает на себя шаль и выходит из домика  в роли бабушки Арины)

Бабушка: - Здравствуйте, мои дорогие! Какие вы нарядные, веселые. Наверное, хотите порадовать бабушку песнями, плясками, стихами? Повеселите мое сердечко, попляшите, а я похлопаю.

( Дети пляшут под русскую плясовую)

Бабушка: - Обойди хоть всю планету

                   Лучше русской пляски нету!

( Едет мальчик на лошадке )

Юля: - Куда, мальчик едешь? Куда погоняешь?

Ваня: - Сено косить!

Юля: - На что тебе сено?

Ваня: - Коров кормить!

Юля: - На что тебе коровы?

Ваня: - Молоко доить - малых детушек поить!

Бабушка: - А как звать тебя, мальчик ?

                 -Ваня.

Бабушка: - Сейчас мы поиграем в игру « Ходит Ваня»

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети становятся в круг, выбирается мальчик – он будет Ваней, Дети ходят по кругу,  взявшись за руки,  и поют: Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка. Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка. Идя по кругу, мальчик выбирает себе пару. Дети поют: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка, для себя дружочка

Дети хлопают в ладоши, Ваня с дружочком танцуют.

Ваня: - Поехал я сено косить!

Дети: - До свидания, Ваня!

Воспитатель: - Дети, а вы знаете пословицы и поговорки про труд?

Дети: - Да!

Настя: - « Поскорее подрастай, да к работе поспевай»

Аня: - « Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»

Саша: - « Что посеешь – то и пожнешь»

Вова: - « Мала пчела и та работает»

Оля: - « Труд человека кормит, а лень портит»

Бабушка: - Молодцы, хотите узнать, кто живет у меня во дворе? Но сначала отгадайте загадки:

1. Квохчет, квохчет, детей созывает, под крыло собирает           (Курица)

2.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла           (Корова)

3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан                                (Овцы)

4. Хвост крючком, нос пятачком                                                     (Поросенок)    

5. Лежит – молчит, подойдешь – заворчит                                     (Собака)

(Дети показывают и называют всю живность на бабушкином дворе)

Бабушка: - Теперь пройдем в мою горницу, посмотрите, как я живу.

(Дети все рассматривают, спрашивают, бабушка рассказывает, показывает прялку, клубки, холсты, которые наткала, сундук, а в сундуке одежду, которую сшила из холстов (сарафан, кофта, юбка, рубашка)

Бабушка: - Теперь вам понятно, что такое холсты?

Дети: - Да! Это материал самотканый, из которого шили одежду.

Бабушка: - Из какой сказки мы узнали про холсты?

Дети: - « Хаврошечка»

Бабушка: - Сейчас мы поиграем в игру « Холсты» Здесь мы увидим детскую драму.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: роли – мать, дочь, волк, холсты.

Место действия – дом матери и дочери, дом волка. Игра состоит из того, что мать, уходя на работу, наказывает дочери стеречь холсты, но беспечная дочь позволяет волку унести постепенно все холсты до одного, возвращаясь, мать обнаруживает пропажу. Бранит дочь, бьет и отправляется на поиски холстов вместе с дочерью, волк направляет их разными дорогами, но сами холсты выдают себя, хлопая в ладоши, мать открывает « замки» (сжатые руки), освобождает холсты и парит волка в бане ( волк проходит под поднятыми руками детей, в это время они его бьют )

В данной игре моралью для детей служит то, что за любым проступком или виной детей строго наказывали, даже били, так воспитывалось послушание.

Бабушка: - Ну вот, детки, наигрались, а сейчас пойдем ко мне в гости пить чай и есть калачи.

Занятие окончилось. Чаепитие с детьми в группе.

   

 

«Знакомство детей с родным краем»

Консультация для воспитателей

Ознакомление старших дошкольников с родным краем

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова, 1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Проводимые дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовём сказку» способствуют тому, что сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. .Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края) ; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и село, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по селу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свое село», «Памятные места», «Знаток родного села», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Русский сувенир» и т. д. Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности - создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди берегут и охраняют природу

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной - весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.  Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры: «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Природа »,  «В гости к Экологине» и т. д.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессиями, достопримечательностями, природой родного края. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»

Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребе...