ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
рабочая программа
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_buryatiya_na_2021-2022_god.docx | 61.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ». ____________ Б.Г.Лудупов
| |
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
МАОУ «СОШ № 63 г. Улан -Удэ»
Улан-Удэ
2021 г.
Составитель - разработчик Программы:
Шаралдаева Саяна Владимировна - старший воспитатель МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ»
2
Содержание
- Целевой раздел………………………………………………………….
1.1. | Пояснительная записка…………………………………………………. |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………… | |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы………………… |
1.1.3. | Значимые характеристики для разработки и реализации Программы…….. |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы……………………… |
II. | Содержательный раздел………………………………………………. |
2.1. | Содержание образовательной деятельности |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации |
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | |
воспитанников,спецификиихобразовательныхпотребностейи | |
интересов………………………………………………. | |
2.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями |
воспитанников…………………………………………...……. | |
2.4. | Особенности взаимодействия со специалистами учреждения |
III. | Организационный раздел…………………………………………….. |
3.1. | Описание материально – технического обеспечения Программы…... |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и |
воспитания…………………………………………………………….. | |
3.3. | Особенности организации развивающей предметно - пространственной |
среды………………………………………………. | |
IV. | Дополнительный раздел…………………………………………......... |
V. | Краткая презентация Программы…………………..…………………... Литература ………………………………………………………………. |
3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цели реализации Программы:
- развивать личность детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- развивать индивидуальные способности и потенциальные возможности детей;
- формировать у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи реализации Программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений
- самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
4
∙ формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Формирование представлений о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Ознакомление детей с историческим прошлым и настоящим родного
края;
- Ознакомление с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
- Привлечение родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Подходы к формированию Программы:
Культурно-исторический. Понятие «развитие» – максимально должно быть в зоне ближайшего развития, при этом важным дидактическим принципом является развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов).
Важными условиями развития является учет социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка.
Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, которая формируется постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, в конечном итоге он действует самостоятельно.
- точки зрения Л.С. Выгодского и В.В. Давыдова, ребенок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка.
Личностно-ориентированный подход, означает переход от учебно-
дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия, суть которой заключается в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие
5
индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Ожидаемые результаты - расширение "степеней свободы" развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Личностно-ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения
- ними планомерной педагогической работы.
Принципы к формированию Программы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
6
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Родной город», «Моя малая родина», «Традиции родного края» «Растительный и животный мир Красноярского края»», и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность).
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
- детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет достаточно развита речь, они
свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются
7
элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.
Детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел | Средняя и старшая группа | Подготовительная группа | |||||||
1. Родной край | Имеют | представления | о | Имеют представления о погоде, | |||||
погодно | – | климатических | сезонных изменения в природе, | ||||||
и сезонных | изменениях | в | погодно – климатических | ||||||
природе | Улан-Удэ | и | особенностях. Знают элементарные | ||||||
республики | правила экологически грамотного | ||||||||
поведения в природе. | |||||||||
2. Город | Знают | социокультурные | Знают | социокультурные | учреждения | ||||
учреждения | города, | города, историю возникновения и | |||||||
краткую | историю | развития родного города, могут | |||||||
возникновения и развития | показать город на карте. Имеют | ||||||||
своего | города. | представления о геральдике. | |||||||
Ориентируются | на | карте | |||||||
города. | |||||||||
3. Население | Знают | некоторые | Могут назвать малочисленные | ||||||
народности, | населяющие | народности, знают особенности быта, | |||||||
республику. | Имеют | обычаи, праздники, традиционные | |||||||
представления об их быте | занятия. Имеют представления о | ||||||||
и условиях проживания. | национальной одежде. | ||||||||
4. Традиции | Знают | сказки, | легенды, | Имеют | представление | о народных | |||
родного края | обычаи | народа. | Знают | промыслах, о народных традициях. | |||||
традиционные | занятия | Знакомы с фольклором (сказки, | |||||||
коренного | населения, | загадки пословицы, приметы), знают | |||||||
промыслы. | народные инструменты | ||||||||
8
5. | Знают условия | Знают | условия | произрастания | |||
Растительный | произрастания растений, | растений и зависимость внешнего вида | |||||
мир | знают разнообразие | растений от условий и места обитания. | |||||
растений | Знают | разнообразие | растительного | ||||
мира: | - | лиственница, | клюква, | ||||
смородина. Знают лекарственное и | |||||||
промышленное значение | растений – | ||||||
заготовка | ягод, | лекарственные | |||||
растения. | |||||||
6. Животный | Знают условия обитания и | Знают условия обитания и зависимость | |||||
мир | приспособления | к ним | внешнего вида животных от условий и | ||||
животных. | Знают | мест обитания. Знают некоторые | |||||
обитателей | местной | особенности поведения и образа жизни | |||||
фауны. | животных. | Знают | разнообразие | ||||
животных. | |||||||
9
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Задачи:
1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
- Формировать представления о профессиях и занятиях людей. Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме организованной образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Связь с образовательными областями | ||
Образователь | Задачи | |
ные области | ||
Познавательное | - дать представление о климатических условиях, природных | |
развитие | ресурсах, растительном и животном мире; | |
- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного | ||
города (достопримечательностями, памятниками города, его | ||
первооткрывателями); | ||
- формировать бережное отношение к природе родного края. | ||
Художественно | – | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к |
эстетическое | местным традициям и народным промыслам; | |
развитие | -учитьсоздаватьхудожественныеобразыприроды, | |
растительного и животного мира в различных видах | ||
продуктивной деятельности. | ||
Социально- | - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», | |
коммуникативное | уважение к традициям и культуре родного края | |
развитие | ||
10 |
Физическое развитие - развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы народов Бурятии.
Речевое развитие - развивать культуру речи,
- знакомить с писателями, их творчеством;
- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы).
Направления работы по ознакомлению с родным краем
- средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – Улан-Удэ. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.
Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.
Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими край; их национальной одеждой, традиционными занятиями, с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
- старшей группе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.
Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями края, бытом, традициями, условиями проживания.
Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов (сказки, легенды, пословицы, загадки). Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой» Республики Бурятия».
- подготовительной группе продолжается работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о климатических и географических особенностях края, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов края, их достопримечательностями, геральдикой.
Много внимания уделяется растительному и животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) - особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
При реализации Программы используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:
11
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, природой;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества).
заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций
- знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, связанной с восприятием музыки;
игра на музыкальных инструментах;
упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
танцы;
занятия различными видами деятельности: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, тренирующие;
физкультминутки.
При реализации приоритетных направлений деятельности, используются формы работы, с детьми дошкольного возраста:
12
квест – это игра разного уровня сложности для всех возрастов (квесты - головоломки, приключения). Квест, как игра помогает детям мыслить, думать, находить выход из сложных ситуаций; развивает смекалку и догадливость;
час игры - это время, отведенное в плане образовательной деятельности, которое не навязывается искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется, для: самостоятельной игры, проявление инициативы, выбора детей в центрах активности;
творческая мастерская - предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.;
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи;
авторская выставка - это презентация персональных достижений участников образовательных отношений;
музыкальный салон «Волшебная флейта» – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале;
музейная педагогика – интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы
способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
При реализации Программы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, используются следующие формы работы:
гимнастика для глаз, ортопедическая гимнастика, психогимнастика, а также могут использоваться и другие формы работы, обеспечивающие реализацию индивидуальных потребностей каждого ребенка.
При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:
информационно-рецептивный, который позволяет сократить путь передачи информации;
репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;
13
проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
эвристический метод (частично-поисковый), где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.
При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:
демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и
др.;
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, используются средства, направленные на развитие деятельности детей:
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
игровой (игры, игрушки);
коммуникативной (дидактический материал);
чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);
музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
1.1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.
Мероприятия | Дата | Ответственный | ||
Анкетирование с целью | выявления | сентябрь | воспитатели | |
уровня | осведомления родителей о | |||
дополнительных услугах | ||||
Оформление информационного стенда: | В течение года | воспитатели | ||
памятки, буклеты | ||||
Оказание | консультационной | поддержки | В течение года | воспитатели |
14
родителям | в | вопросах | ознакомления | ||||
детей с родным краем | |||||||
Помощь | родителям | по | созданию | В течение года | воспитатели | ||
предметно - развивающей среды в семье | |||||||
Совместный | просмотр | презентаций и | Декабрь | – | воспитатели | ||
видеороликов по тематике вместе с | январь | ||||||
родителями | |||||||
Участие в совместных праздниках, | В течение года | воспитатели | |||||
выступлениях, конкурсах | |||||||
Создание мини – книг, макетов по темам | Февраль - май | воспитатели | |||||
1.2. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель.
Содержание деятельности | Дата | Ответственный | |
Игры родного края | В течение года | ||
Развлечение «Игры нашего двора» | воспитатели | ||
Продуктивная деятельность по мотивам | В течение года | воспитатели | |
устного народного творчества народов | |||
республики. | |||
Выставка детского творчества | |||
Природа республики ,растительный и | В течение года | воспитатели | |
животный мир, культура и быт | март - май | ||
народов. | |||
Выставка макетов |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы Материально-технические условия реализации Программы соответствуют
требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
15
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и | |||||
воспитания | |||||
Технические | Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиапроектор. | ||||
средства | Наборы аудио и видео- дисков, презентации. | ||||
обучения | |||||
Мини – центр | Сменные выставки: | ||||
«Мой | любимый | ✔ | «Город, где живет надежда», | ||
край» | ✔ | «Животный и растительный мир края», | |||
✔ | «Профессии родителей» - с рассказами и рисунками | ||||
детей | |||||
Макеты: | |||||
✔ | «Моя родина – Улан-Удэ» | ||||
✔ | «Достопримечательности города» | ||||
Центр краеведения | Красная книга Бурятии | ||||
Художественная литература (сказки, рассказы, легенды) | |||||
Изделия народных промыслов | |||||
«Игры родного края» |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
- Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.
- Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.
- Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
16
Примерное содержание предметно-развивающей среды | |||||||||||||||||||||
при ознакомлении дошкольников с родным краем | |||||||||||||||||||||
Старшая группа | Подготовительная группа | ||||||||||||||||||||
∙ | Карта Республики Бурятия | ∙ | Карта России | ||||||||||||||||||
∙ | Альбом | с | изображением | ∙ | Карта Республики Бурятии | ||||||||||||||||
национальных костюмов | ∙ | Глобус | |||||||||||||||||||
∙ | Гербарий растений | ∙ | Альбом «Мой край» | ||||||||||||||||||
∙ | Фотоальбом | «Наш | Альбом «Животные Республики Бурятии» | ||||||||||||||||||
любимый город» | Альбом «Растения Республики Бурятия» | ||||||||||||||||||||
∙ | Картотека | дидактических | Гербарий растений, природный материал | ||||||||||||||||||
игр | ∙ | Книги | поэтов и писателей края детской тематики | ||||||||||||||||||
∙ | Атрибуты для подвижных | ||||||||||||||||||||
игр | Альбом «Город, где живет надежда» | ||||||||||||||||||||
∙ | Материалы | для | Картотека дидактических и подвижных игр. | ||||||||||||||||||
творческой | деятельности | ||||||||||||||||||||
(природный | материал, | Атрибуты для подвижных игр Материалы для творческой исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и т. д). |
кусочки | меха, | бисер, | ∙ | |||||||||||||
пластилин и др.) | ||||||||||||||||
∙ | Художественная литература (сказки, рассказы, легенды). | |||||||||||||||
- Краткая презентация Программы
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МАОУ «СОШ №63 г.Улан-Удэ» предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе.
Главной задачей взаимодействия воспитателей и родителей в рамках реализации дополнительной программы является создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, которое позволяет объединить усилия для успешного воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов.
V. ЛИТЕРАТУРА
1. «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для
дошкольных образовательных учреждений. - М: Линка-Пресс, 2009. -224 с.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Князева О.Л., Маханева М.Д
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ «Сфера, 2005.- 192 с.» (Серия «Вместе с детьми»).
5. З.Б. Лопсонова, Г.С. Малунова «Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят»У-У. Бэлиг 2006г
6. Д.Д. Модогоева «Амар сайн, ухибууд» У-У. Бэлиг 2002г.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
«Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Проект «Судьба земли родной в наших руках»
Проект "судьба земли родной в наших руках"...
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей
Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...