Игры казачат
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА) Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают: Догони, селезень, утку, Догони, молодой, утку. Поди, утушка, домой, У тебя семеро детей, Восьмой — селезень, Девятая — утка, Десятая — гуска. Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место. ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота Проходите, господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её. ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ) Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят: В золотые ворота проходите господа: В первый раз — прощается, Второй — запрещается, А на третий раз не пропустим вас! Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг. ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА») Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку И кричит «Ку-ка-ре-ку»? Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается: Все коровы во дворе Размычались на заре. Не понятно никому, Почему «Му-Му, Му-Му». Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается: Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать. Утка уточек не зря Учит крякать «кря-кря-кря». Действие повторяется — казак забирает «утку». Надоело казаку «Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку». Я не лягу больше спать, Вас я буду догонять! По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг. ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ) Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ) Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг. Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении. ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ» Дети стоят по кругу. Один — в центре. Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети: —Кто там? Это я, Тарас. Дети: — Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать. Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге. ИГРА «ГОРШКИ» Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: - Почём горшок? Хозяин отвечает: - По денежке. А он не с трещиной? - Попробуй. Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит: - Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: Чичары, чичары, собирайтесь гончары По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон! Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий. ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ) В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком. Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх. По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».Выигравший становится командиром. ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК» Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?» Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева. Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Кто за грубкой? Домовой?» Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим. ИГРА «ШКРАКОБУШКА» Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице». - «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе. Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!» Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных. ИГРА «ЧАПЛЯ» Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м. По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю. Остальные - «лягушки». Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках. Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног. Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках. При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами. ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!» Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами. Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев. Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!» Осаленный менялся местом с водящим. ИГРА «ХВАТАЛКИ» Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др. По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков. ИГРА «ПОВТОРИ» В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20. Создавали круг. Вожаком был самый старший – шестилетка. Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника - показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток. Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись. ИГРА «КОЛЕСО» Играющих 16 или значительно больше. Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе. Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него. Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место. Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить. Нельзя пятнать раньше, чем получен удар. Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу. ИГРА «ПУТЫ» Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Игры кубанских казачат"
Кубанские игры, как и все народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У ...
Подвижные игры казачат.
Несколько подвижных игр....
Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы «ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»
Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы«ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»...
Картотека "Игры маленьких казачат"
Картотека "Игры маленьких казачат"...
Картотека "Игры казачат" (адаптированные к ДОУ)
игры донских казачат...
Конспект развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры казачат»
Познакомить детей с казачьми традициями....
"Игры казачат"
Подвижные игры для детей старшего возраста...