"Игры казачат"
картотека по физкультуре (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры казачат
(старший дошкольный возраст)
1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
7.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
8.ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
9. ИГРА «СЛЕПОЙ ПЕТУХ»
10.ИГРА «ГОРШКИ»
11.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
12.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»
13.ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
14.ИГРА «ШКРАКОБУШКА»
15.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!»
16.ИГРА «ХВАТАЛКИ»
17.ИГРА «ПОВТОРИ»
18.ИГРА «КОЛЕСО»
19.ИГРА «ПУТЫ»
20. ИГРА «ВЕРБА»
21.ИГРА «КОНЬ»
22.ИГРА «КОНЬ ДО КОНЯ»
23.ИГРА «КУРЕНЬ»
24.ИГРА «КАПУСТА»
25.ИГРА «КАЛАЧИ»
26.ИГРА «ЗАЯЦ-МЕСЯЦ»
27.ИГРА «ПОДСОЛНУШКИ»
1.ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — утка,
Десятая — гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
2.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
3.ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку. Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
4.ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
5.ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.
Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
6.ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
7.ИГРА«ПЛЕТЕНЬ» » (3-Й ВАРИАНТ)
Цель : закрепить умение перестраиваться в шеренгу колонну, действовать согласно текста; развивать внимание, быстроту реакции, чувства товарищества.
Ход игры:
Играют 2 команды, по 6 и более человек встают напротив друг друга в 2 шеренги и переплетают руки таким образом: берутся за руки своих соседей справа и слева через одного. Хором проговаривают:
Мы плели, плели плетень (одна команда поднимает руки –
Любовались целый день. и опускает).
Эти же слова повторяет 2 команда.
Расплетались (обе команды расплетают руки на плечи впереди стоящему игроку.)
Очень долго (обе команды поворачиваются налево)
Только никакого толку. (на эти слова вернуться в исходное положения и поднять руки вверх.
Затем команды выполняют различные задания(бег врассыпную, ходьба на носках, подскоки и т.п.)
На слова взрослого:
1,2,3
Свой плетень покажи!
Дети выстраиваются в свои команды
Чья команда быстрее построится.
8.ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
9.ИГРА «СЛЕПОЙ ПЕТУХ»
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход игры:
Играющие становятся в круг и выбирают «слепого петуха» ему завязывают глаза и спрашивают:
Петух, петух, на чем стоишь?
На камнях,
Что продаешь?
Квас.
Лови мошек, а не нас!
После этих слов играющие разбегаются в стороны, хлопают ладоши, привлекая к себе петуха. Слепой петух старается кого-нибудь поймать и угадать, кто это). Если петух поймает и угадал пойманный становится слепым петухом, если нет - игра продолжается с прежним петухом.
10.ИГРА «ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
11.ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.
Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.
Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».Выигравший становится командиром.
12.ИГРА «ДОМОВОЙ ЗА ГРУБКОЙ?»
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.
Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Кто за грубкой? Домовой?»
Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
13.ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.
Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.
Игра продолжается
14.ИГРА «ШКРАКОБУШКА»
Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».
- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»
Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных
15.ИГРА «ЧУР У ДЕРЕВА!»
Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.
Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.
Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»
Осаленный менялся местом с водящим.
16.ИГРА «ХВАТАЛКИ»
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков
17.ИГРА «ПОВТОРИ»
В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.Создавали круг.Вожаком был самый старший – шестилетка. Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником. А задача затейника - показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.Вожака звали в круг. Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение. При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника. Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась. Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
18.ИГРА «КОЛЕСО»
Играющих 16 или значительно больше.
Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.
Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.
Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.
Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.
19.ИГРА «ПУТЫ»
Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади. И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
20. ИГРА «ВЕРБА»
Цель :упражнять в быстром беге по сигналу
Ход игры: Дети встают в общий круг. Выбирается водящий. Он идет с веточкой вербы в одну сторону, остальные дети идут хороводом в противоположную сторону, приговаривая:
С вербой, с вербой иду за тобой,
Коснусь я вербой, беги за мной!
С окончанием слов, водящий задевает веточкой вербы двоих детей, они поворачиваются в разные стороны. Все дети говорят:
Раз, два, три – беги!
Кто из двоих детей быстрее оббежит круг и заденет веточку вербы, тот и выиграл.
21.ИГРА «КОНЬ»
Цель : развивать умение действовать согласно текста, четко выполнять все действия и произносить текст.
Ход игры: Играющие стоят по кругу, водящий в центре, верхом на коне (атрибут). Играющие шагают на месте, размахивая руками и произносят текст:
«У меня есть конь! Конь-огонь. 2 раза
Водящий скачет внутри круга и говорит:
«Я скачу на нем, на коне своем!»
Останавливает коня между двух играющих, а они бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до коня, тот и выиграл. Он становится водящим.
22.ИГРА «КОНЬ ДО КОНЯ»
Цель: развивать ловкость, внимание
Ход игры: Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь»(гимнастическая палка)
И произносят:
Казак до казака,
Конь до коня.
Кто папаху уронит,
Тот и вон пойдет.
Ведущий бросает одному из играющих папаху. Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры. Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу.
23.ИГРА «КУРЕНЬ»
Цель:развивать ловкость ,внимание
Ход игры: в игре участвуют четыре подгруппы детей ,каждая из них которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешан платок .Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и проговаривают:
Наш уютный куренёк,
Он не низок,не высок.
Заходите в гости к нам,
Очень рады мы гостям
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде крыши.
1,2,3,
Куренёк свой найди!
24.ИГРА «КАПУСТА»
Цель :развивать ловкость, скорость.
Ход игры :в центре зала обозначают круг – огород, где лежат папахи, платки и другие вещи, обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный –хозяин, он садится рядом с «капустой». Хозяин показывает движениями воображаемую работу, произносит:
Я на камушке сижу.
Лозу тешу –
Плетень горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами, курица с цыплятами.
Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить «капусту»и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем.
25.ИГРА «КАЛАЧИ»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, находить свое место в кругу
Ход игры:
Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:
Бай- качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи!
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач! » возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.
26.ИГРА «ЗАЯЦ-МЕСЯЦ»
Цель: развивать двигательную координацию.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают кличку: Заяц-месяц, где был?
В лесу.
Что делал?
Сено косил!
Куда клал?
Под колоду!
Кто украл?
Чур!
На кого приходится слово «чур», догоняет детей. Пойманные выходят из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется один игрок. Он - ведущий, теперь он начинает перекличку
27.ИГРА «ПОДСОЛНУХИ»
Цель: развивать внимание.
Ход игры:
Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.
Считалка:
Солнце: Солнце светит!
Все: Дождь идет!
Солнце: Семечко!
Все: Растет! Растет!
Солнце: К солнцу тянется росток!
Все: Тонкий, тонкий стебелек!
Солнце: Небосвод весь обегая,
Все: Солнце светит не мигая.
Солнце: Земледелец, не зевай,
Все: Перемены отгадай!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры казачат
игры казачат...
Картотека "Игры кубанских казачат"
Кубанские игры, как и все народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У ...
Подвижные игры казачат.
Несколько подвижных игр....
Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы «ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»
Сценарий казачьего мероприятия для детей подготовительной к школе группы«ИГРЫ ДОНСКИХ КАЗАЧАТ»...
Картотека "Игры маленьких казачат"
Картотека "Игры маленьких казачат"...
Картотека "Игры казачат" (адаптированные к ДОУ)
игры донских казачат...
Конспект развлекательного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры казачат»
Познакомить детей с казачьми традициями....