Картотека "Игры казачат" (адаптированные к ДОУ)
картотека (старшая, подготовительная группа)

Маманович Екатерина Аркадьевна

игры донских казачат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kazachat.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игры казачат

 (с интерпритациями, адаптированными к ДОУ)

Игра в шапки

Тому, кому выпадает жребий, завязывают глаза, он становится с растопыренными ногами, между которыми и играющие бросают снятые соIсвоих голов шапки, стараясь забросить их как можно дальше. Когда побросают все шапки, то играющий с завязанными глазами идет искать их и, найдя одну из брошенных шапок, развязывает глаза и кидает се далеко в сторону. Все в это время бросаются к своим шапкам. Колотят ими того чья шапка была закинута, покуда он не прибежит на то место, где началась игра, после этого игра, если согласятся, начинается снова.

Длинная лоза (чехарда)

Все играющие становятся в одну линию, один за другим, смотрятIв затылок своему товарищу, каждый нагибает спину, кроме последнего,который прыгает через каждого нагнувшего спину и, забежав наперед, сам наклоняется; затем прыгают один за другим все следующие.

В этой игре каждому достается и прыгать через других, и самому подставлять спину.

Игра в редьку

Играющих детей лет 7-8 собирается человек 10-12, из них избирается мама и торговка, остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится мама.

Торговка подходит к маме и говорит:

  • Кума, кума, продай редьки.
  • Нет еще редьки, только пашут детки, - отвечает мать. В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле. Торговка через некоторое время подходит опять к маме с предложением: "Кума, кума, продай редьки".
  • Только сеют детки, - отвечает мать, а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю.

После этого тем же порядком торговка несколько раз подходит к маме с предложением продать редьку, но каждый раз получает отказ, под предлогом, что редька только ростки пускает, только всходит, завязывается и проч.; дети между тем весь процесс роста редьки показывают руками: ростки пускает, растопыря пальцы рук приставляют их к земле, всходит, - приложив ладони, обоих рук к земле, поднимает их кверху. "Выросла, купи!" - заявляет мать торговке. Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью "редьку" и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки.

"Ну, меньший, иди теперь зови свою маму ко мне в баню париться!".  Младший  идет с приглашением, но  мама отвечает:  "Пусть постарше  пришлет!"  Посылаются  все  детки  один  за другим.  И все получают отказ. Наконец, идет сама торговка; на зов ее отправляется мама не забывши взять рубашку - лоскуток какой-нибудь. Все дети между тем становятся в два ряда лицом к лицу, и каждый из них с противостоящим берется крепко за руки. На руки их, как на полку в бане ложится мама: вдруг руки разделяются, и мама падает на землю, а дети начинают ее прихлопывать ладонями — парят золотым веником. Этим игра кончается.

Детские игры, описанные С. Номикосовым

Крапивное семя

В игре участвуют без ограничения в возрасте и в количестве. Играющие бегают по всей станице из улицы в улицу, как крапивное семя.

Утка

Играющие становятся и круг попарно. В центре круга - "утка" (девочка), а за кругом мальчик - "селезень". По правилам игры селезень должен поймать утку, стремян, прорваться в круг. При этом стоящие в кругу сцепив руки, мешают ему. защищая утку

Дон Иванович

Дети стоят в кругу, а в центре Дон Иванович. В такт моющейся песне Дон Иванович производил разнообразные движения, согласно ее содержанию.

Хороводная игра "Дон Иванович"

Девушки собираются вечером поиграть на лугу: там они поют сначала разные хороводные песни, потом, когда присоединятся к ним молодцы, запевают Дон Иванович. Взявшись за руки, становятся в кружок; в середине стоит Дон Иванович, с шапкой на голове и балалайкой в руке. От его искусства игра принимает разные веселые изменения: он старается олицетворить саму песню, а потому поступает по напеву.

Как пошел наш молодец, Вдоль улицы на конец.

Ах, Дон, ты наш Дои,

Сын Иванович Дон!

Ах, как звали молодца,

Называли удальца.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Как во пир пировать,

Во беседушке сидеть,

На игрище поиграть.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Уж как мне ли молодцу,

Мало можется,Мало мажется,

Играть хочется. Иль я выйду молодец,

На свой новый на крылец,

Закричу ли я, молодец,

Громким голосом своим: Ах!

Как есть у меня, Слуги верные мои!

Вы берите ключи,

Отмыкайте сундуки.

Вынимайте кафтан

Рудо-желт камчат;

Вынимайте шапку, Черную мурманку;

 Вы подайте гусли, Звончаты мои.

Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон!

 Как пошел наш молодец

К девушке на конец,

Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Как садился молодец, как садился удалец против девушки на скамье!

Дон Иванович садится с балалайкой на землю и играет, к нему подходит девушка; он ей кланяется, и в это время падает с него шапка, девушка не подымает. Хоровод продолжает:

Заиграл он в гусли,

Заиграл в звончатые мои.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Молодец деве челом,

Уронил шляпу долой,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон! Дон Иванович поет с хороводом:

Уж ты, девушка моя. Молодая дева,

Подыми Шапку мурманку. Один хоровод: Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон!

Девушка поет с хороводом перед Доном Ивановичем:

Не твоя сударь слуга, я не слушаю тебя.  Один хоровод:

Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон

Девушка не подымает его шляпу, уходит от него;

он сам поднимает и надевает.

Хоровод:

Как пошел наш молодец,

Вдоль улицы на конец,

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Ах как звали молодца,

Называли удальца

Ах, Дон, ты ниш Дон

Сын Иванович Дон!

Как во пир пировать.

Во беседушку сидеть,

На игрище поиграть,

Ах, Дон, ты наш Дон.

Сын Иванович Дон!

Как пошел наш молодец

К девушке на конец.

Ах, Дон, ты наш Дон.

Сын Иванович Дон!

Как садился молодец,

Как садился удалец.

Против девушки на скамейке.

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Из хоровода выходит девушка, он ей кланяется, с него падает шапка; хоровод поет:

Заиграл он в гусли, заиграл в звончатые мои. Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Молодец деве челом, Уронил шляпу долой, Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Дон Иванович поет с хороводом: Уж ты, девушка моя,Молодая дева. Подыми шапку мурманку.

Один хоровод:

Ах, Дон, ты наш Дон, Сын Иванович Дон! Девица с хороводом:

Я твоя сударь, слуга, Я послушаюсь тебя. Дон Иванович принимает с ее рук шапку. Хор поет:

Ах, Дон, ты наш Дон,

Сын Иванович Дон!

Традиционные игры, собранные в экспедициях.

Игры, приуроченные к церковным праздникам

Пасхальные игры с яйцами

1-й вариант игры (х. Калинов). Играющие выбирают на улице небольшой пригорок, с которого можно скатывать яйца и разбиваются ни пары. Первый играющий скатывает яйцо с пригорка, а второй -вслед за ним, стараясь попасть в яйцо первого играющего. Если яйцо второго игрока ударилось в яйцо первого, второй играющий забирает оба яйца если нет - первый. После этого игру продолжает следующая пара.

2-й вариант игры (г. Константиновск). Играющие ставят яйца I линию на расстоянии 20-25 см одно от другого. Затем с расстояния 3-5 модин из игроков пытается сбить яйцо маленьким мячом. Остальные играющие, стоя коридорчиком вокруг него, говорят: "Ехал зять, велел взять!" Другие, желая помешать прицелиться и выбить яйца, говорят: "Ехала Фима, велела мимо". Побеждает тот, кто собьет больше яиц. Второй круг игры, он начинает первым.

3-й вариант игры (г. Донецк). На земле очерчен круг. В середине сделаны ямочки, как чашечки. Возле каждой — по яйцу. Играющие стоят за линией круга. Один из игроков приседает и катит яйцо, стараясь сбить одно из лежащих возле ямочки и попасть в нее. Если яйцо попало в ямочку, то тот, кто играл, забирает и свое, и то, что в ямочке. Если нет отдает свое тому, кто ставил яйцо возле ямочки. Побеждает набравший большее количество яиц.

4-й вариант (ст. Романовская). Каждый играющий кладет и линию 1-2 вареных крашеных яйца так, чтобы между двумя яйцами свободно проходил мяч, т.е. на расстоянии 20-30 см друг от друга, и зависимости от размеров мяча.

По очереди катя мяч, каждый игрок старается попасть в яйцо, если не попал, то передает ход другому. Если попал, то забирает яйцо и делает следующий ход. После каждого попадания оставшиеся яйца распределяют на этом же участке, т.е. расстояние между ними увеличивается. Выигрывает тот, кто набрал больше яиц.

Качели

Весенняя забава. Качели делали перед Пасхой. Катались на качелях парами, взявшись за руки и за веревки. Стоящие вокруг качелей обычно пели песни или считали.

Рождественская игра "Зима-зимушка была"

Играющие становятся в круг, в середине - водящий, он ходит по кругу и машет платочком, стоящие в кругу, идут в противоположном

направлении и поют:

Зима-зимушка была, закружила замела Все дорожки и пути

Пи проехать ни пройти, я дорожку промету,

И к милому я пойду, Постелю дороженьку, Постелю пуховую.

Кого верно люблю.

Того и выбираю.

Тот, кого выбрал водящий, получает платочек и становится в круг.

Теперь он водящий.

Колечко

(г. Константиновск)

Играющие садятся в ряд, руки складываются "лодочкой". Ведущий стоит напротив и держит в руке колечко. Он проходит по ряду, каждому опуская руку в "лодочки" так, чтобы никто не видел, положил он колечко или нет. Колечко кладется одному из играющих, никто, кроме ведущего, не знает кому. Затем ведущий произносит слова: Колечко, колечко, Выйди на крылечко.

Обладатель колечка должен выскочить из ряда, если остальные успеют его задержать, расставив руки в стороны, то он остается среди играющих. Если не успеют — становится ведущим.

Голубка

Играющие становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: "Кто идет?" Девочки, стоящие в кругу, отвечают:

  • Голубка с пером
  • Зачем идет?
  • За красочкой.
  • За какой?
  • За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку

Цепи

1-й вариант (г. Константиновы). Играющие делятся на 2 команды, становятся в линию друг против друга и крепко берутся за руки. Затем по очереди произносят слова:

-Цепи

-Кованые

  • Раскуйте -Кого?
  • Брата моего.
  • Как зовут?

Произносится имя. Играющий, которого выбрали, с разбега должен "разбить" цепи, т.е. рассоединить руки силой удара. Если "разбил", то забирает в свою команду любого "разбитого" игрока. Если нет становится   между   ними.   Затем   начинает  говорить   противоположная команда. Выигрывает та команда, в которой количество играющих больше

2-й вариант (ст. Ьагаевская). Друг против друга выстраиваются две шеренги, крепко держась за руки, и договариваются, кто будет кричать. первым:

  • Кованый, закованный
  • Раскуйте нас!
  • Кем из нас?

-        Таней (...и т.д.)        

Названный игрок второй шеренги разбегается, разрывает плечом цепи и забирает любого участника (слева и справа). Если это ему неудается, то он остается в команде противников. Игра продолжается до тех пор, пока одна из шеренг не достигнет явного преимущества.

3-й вариант (ст. Кочетово). Для этой игры нужны две команды по два человека. Игроки стоят, взявшись за руки. Ведущий одной команды говорит: "Цепи, цепи, кого вам надо?" Игрок из другой команды называет имя и тот, кого выбрали, бежит навстречу цепи. Если он не перебьет руки.то переходит в эту команду, если же перебьет, то забирает кого хочет к себе в команду. Выигравшей считается та команда, в которой больше человек.

Разрывные цепи

Играющие делятся на две команды, расходятся и становятся против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки. Потом - кто-то из первой команды кричит: "Чью душу желаете?" Игроки из второйкоманды называют имя. Тогда из первой команды бежит выбранный игрок стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет - он остается у второй команды. И так до тех пор, пока одной из команд не будет больше игроков.

Чью душу желаете?

(ст. Старочеркасская)

Две команды на большом расстоянии друг от друга становятся в цепь, взявшись за руки. В одной команде на одного игрока больше. Та команда, в которой больше игроков, спрашивает: "Чью душу желаете?", вторая называет имя. Тот, кого назвали, бежит и старается разорвать цепь. Если ему это удаётся, то он забирает кого-нибудь из цепи, если нет -остается в противоположной команде. Игра заканчивается, когда все собираются в одной команде.

Теперь игроки команд договариваются о количестве последующих вызовов игроков. При этом игровое правило Следующее: если бегущему удается разорвать цепь другой команды,то он по выбору уводит с собой одною из игроков, между которыми ОМ прорвался. Побеждает команда, которая после условленного количества  вызовов наберет больше игроков.

Игры, связанные с бытовыми традициями

Лапша

(г. Константиновск)

В землю заколачивают большой кол на неё накидывается петля двухметровой веревки. Возле кола, называемого "горшком", укладывают в кучу камешки - чем больше, тем лучше. Это и есть "лапша", которой хотят "полакомиться" играющие. Один из них -водящий, он же - повар. Ухватив свободный конец веревки и натянув её, водящий бегает вокруг горшка, расхваливая свое кушанье. В руках у него палка. Каждый старается в удобный момент выхватить камень. Охраняя пищу, повар, бегает вокруг кола, угрожающе размахивая палкой и все время натягивая веревку, что позволяет играющим понемногу растаскивать лапшу. Каждый раз можно брать по одному камню. Осаленный палкой должен выложить в горшок всё, что ему удалось унести. Игра заканчивается, когда растащат всю лапшу. Выигрывает тот, у кого в руках больше камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечения для детей подготовительной группы «Посвящение в казачата»

Цель: формировать представление о жизни и быте казаков;развивать творчество детей, познавательный интерес; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.Развивающая среда: декорации каза...

Спортивное развлечение "Веселые ученья казачат"

спортивное развлечение для старших групп "Веселые ученья казачат"...

Физкультурное развлечение для детей средней группы "Юные казачата"

Цель физкультурного развлечения показать уровень сформированности физических качеств у детей среднего уровня....

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....

КАРТОТЕКАИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл

Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...